Фрагмент для ознакомления
2
Значительное литературное наследие имеет философ и богослов Эразм Роттердамский. Образованная Европа изучала латынь по учебникам и пособиям, принадлежавшим Эразму Роттердамскому, читала его трактаты об образовании, доказывавшие необходимость гуманизации образования и культуры в целом, знакомилась с трудами, посвященными толкованию христианского учения и проблемам морали и политики, а также многочисленные переводы и комментарии древних и раннехристианских авторов от Лукиана до Иоанна Златоуста. Из-под пера философа вышли такие произведения, как «Руководство христианского солдата», «Воспитание христианского князя», «Похвала глупости», «Беседы легко», «Жалоба мира», «На пути преподавание, а также чтение и толкование авторов», «Диатриба, или Рассуждения о свободе воли» и другие. Несмотря на разнообразие жанров, в его произведениях всегда была видна мировоззрение писателя, его убежденность в необходимости гуманистических преобразований, совершенствования всего общественного строя. Представляет интерес и его эпистолярное наследие. Философ написал более 3000 писем. Они не только свидетельствуют о взглядах мыслителя, но и позволяют оценить его вклад в развитие европейской культуры.
Еще при жизни Эразм Роттердамский получил всеобщее признание. Духовный авторитет великого мудреца привлекал интерес императоров и царей, ученых мужей и отцов церкви. Он тесно общался с английскими просветителями Томасом Мором и Джоном Колетом, встречался с Генрихом VIII, пользовался покровительством Карла V Габсбурга, предложившего ему место в совете с жалованьем в 400 флоринов. «Франциск I, Фердинанд Австрийский, герцог Бургундский и вожди Реформации толпятся перед Эразмом»[12]. Европейские университеты предлагали ему занять место профессора на своих кафедрах, и мыслитель не был обделен вниманием пап Римских, посылавших ему свои почтительные письма. Эразм Роттердамский был окружен всеобщим обожанием, он обладал силой, которой не пользовались ни Гете, ни Вольтер. Это неудивительно, его осведомленность в различных областях знаний вызывает уважение. Вот человек, которого Ф. Рабле называл «славой отечества, добрым гением искусств, непреклонным поборником истины» [12]. Его превосходный ум позволил ему перерасти свой век. Перед нами «Вольтер своего времени, великий революционер в области мысли» [5].
С именем Эразма Роттердамского связаны надежды Европы на обновление мира и вера в силу человеческого разума, способного обеспечить прогресс, который понимался как освобождение человеческого духа от религиозного фанатизма, безжалостного эгоизма и бесконечных войн. как стремление к новому миру, где преобладают человечность, разум и духовная гармония. Эразм Роттердамский считал, что его деятельность, направленная на конкретные цели, должна принести пользу обществу. Его героический энтузиазм был обращен на идею просвещения и образования человека. По мнению философа, изучение науки, стремление к познанию и гармонии с природой способны изменить сознание человека, обратив его к достойным поступкам, мудрости, любви, благородству и настоящей дружбе. Такой путь развития человеческого общества позволит реализовать идею объединения Европы на идеалах гуманизма. Считая себя гражданином мира, Эразм Роттердамский выступал против национализма, рисуя образ космополитической Европы, где цицероновская латынь занимает место мирового языка, а гуманистические принципы составляют основу мировой культуры.
Задачи, поставленные Эразмом Роттердамским, отражали не только идеи выдающихся философов и ученых культуры Возрождения, они отчасти совпадали с целями европейского движения за реформацию церкви. Эразм Роттердамский выступал за христианизацию человека, пытаясь соединить идеалы Возрождения с христианскими постулатами. Он утверждал, что человек изо дня в день, не переставая, обязан стремиться к добродетели, совершенствовать и совершенствовать свою душу, полагаясь на свободную волю и надеясь на благодать.
Обновление мира предполагало духовное совершенствование человека, требовало реформирования образа жизни в тогдашней Европе, а также предусматривало преобразование религиозно-церковной сферы. Церкви пришлось избавиться от недостатков, очиститься от пороков, праздности, роскоши, вернувшись к заветам раннего христианства. Католическая церковь должна была руководствоваться высокими нравственными нормами.
Признавая существование свободы воли, Эразм актуализировал проблему роли и значения активной жизненной позиции человека. Не приветствуя созерцательный образ жизни, Эразм рассуждал о способности человека действовать по отношению к самому себе и окружающему обществу, стремясь к нравственному совершенствованию своей сущности и преобразованию всех социальных структур и государства через возрождение подлинного Христианская жизнь. Свои представления о волевой деятельности человека Эразм Роттердамский изложил в политическом трактате «Воспитание христианского государя» (1516).
С точки зрения философа, каждый человек, стремясь быть добродетельным, должен направить свою волю на борьбу со своим характером. Сложнее приходится государю, к которому предъявляются повышенные требования. Ему нужно научиться подражать Христу, научиться любить, служить и заботиться о своих подданных, отдавая все свои силы их благополучию и процветанию, отказываясь от личных желаний и выгод ради общего блага. Реализация этих задач зависит от образования государя. Важно научить его быть честным, добрым и мудрым, что позволит избежать проявления тирании. Только воплощая нравственное совершенство, государь способен обратить свою власть в благо. Правитель не должен забывать, что его подданные обладают свободой воли. Его основное предназначение – способность направлять свою волевую деятельность на благо государства.
Эразм не принимал во внимание форму правления, его волновало внутреннее содержание власти и ее оценка с моральной точки зрения Десяти заповедей. Принцип целесообразности понимался им как проблема подчинения частных и общих интересов, а также сочетания мудрости правителя с доброжелательностью его подданных. Его реализация могла бы гарантировать гармоничное развитие и существование государства.
Размышления Эразма Роттердамского о государстве, его устройстве и управлении укладываются в концепцию христианского гуманизма. Эту идею подтверждают и требования, предъявляемые Эразмом Роттердамским к системе государственного законодательства. Гуманистическая основа законодательства должна определяться принципом справедливости. В понимании философа это означало, что нельзя допускать несправедливости ни по отношению к бедным, ни к богатым. Насилие над бедными, разврат знатных людей и коррупция чиновников должны быть прекращены. Преступления такого рода требуют сурового наказания. Следование предписанным правовым нормам, соблюдение принципов справедливости и гуманности позволит предотвратить катаклизмы в государстве, обеспечив его внутренний мир и согласованность всех интересов. Государь должен гарантировать применение добрых законов в обществе, способствовать «воспитанию граждан в умении признавать честное и постыдное», «заботиться < . > о том, чтобы не делать того, что достойно наказания» [11]. В его интересах понять, что роскошь и вседозволенность не являются признаками истинного благополучия, а беспрекословное подчинение со стороны подданных не всегда означает признание и уважение. Для достижения общего блага государь должен остерегаться концентрации богатств в руках отдельных лиц и не допускать ограбления народа посредством различных манипуляций с чеканкой монет и игры ее стоимостью в интересах казны. Справедливость требует сокращения расходов на государственный аппарат, отмены чрезмерных налогов на продукты, востребованные бедняками, а также повышения налогов на иностранные товары и предметы роскоши.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреев М.Л. Слово и дело Никколо Макиавелли // Никколо Макиавелли. Сочинения исторические и политические. Сочинения художественные. Письма. М.: АСТ, 2004. С. 5-18.
2. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: Наука, 1989. 272 с.
3. Брагина Л.М. Эразм и итальянские гуманисты // Эразм Роттердамский и его время. М.: Наука, 1989. С. 47–58.
4. Брюнсвиг Ж. Философия в эпоху эллинизма // Греческая философия. Том II (под ред. М. Канто-Спербер) / Пер. с фр. В.П. Гайдамака. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2008. С. 509-652.
5. Гусейнов А. З., Турчин Г.Д. Развитие принципа наглядности в истории педагогики // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2007. Вып. 1. С. 64–67
6. Гуторович О.В. Педагогические идеи Эразма Роттердамского // Всероссийский педагогический форум. Сборник статей III Всероссийской научно-методической конференции. Петрозаводск: Новая наука, 2021. С. 228–233.
7. Жиль К. Никколо Макиавелли / Пер. с фр. В. Балакина. М.: Молодая Гвардия, 2005. 164 с.
8. История политических и правовых учений: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности и направлению "Юриспруденция" / [В.Г. Графский и др.]; Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. — 4-е изд., перераб. и доп.. — М.: НОРМА, 2004.—X, 933 с.
9. История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста.
10. Клулас И. Лоренцо Великолепный / Пер. с франц. Н.Н. Зубкова. М.: Молодая гвардия, 2007. 259 с.
11. Кравцова Е.В. О педагогическом наследии Эразма Роттердамского // Труды Оренбургского института (филиала) МГЮА. 2019. № 40. С. 91–94
12. Ксенофонт. Киропедия / Пер. с древнегреч. и науч. ред. В.Г. Боруховича и Э.Д. Фролова. М.: Наука, 1976. 336 с.
13. Макиавелли Н. Государь / Пер. с ит. Г.Д. Муравьёвой. М.: Планета, 1990. 84 с.
14. Макиавелли Н. О военном искусстве / Пер. с ит. А.К. Дживелегова // Макиавелли Н. Сочинения. М.-Л.: Наука, 1934. С.27-250.
15. Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия / Пер. с ит. М.А. Юсима // Никколо Макиавелли. Сочинения исторические и политические. Сочинения художественные. Письма. М.: АСТ, 2004. С. 136-468.
16. Марченко А.Д., Хмара А.С. Игра в истории педагогической мысли // Материалы секционных заседаний 59-й студенческой научно-практической конференции ТОГУ в 2-х тт. / Отв. ред. И.Н. Пугачев. 2019. С. 293–296.
17. Меньшиков В.М. Почему кардинально изменилось образование Западной Европы в эпоху Возрождения? // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. № 3(59). С. 74–87.
18. Меньшиков В.М. Педагогика Эразма Роттердамского: открытие мира детства. Педагогическая система Хуана Луиса Вивеса: учебное пособие. М.: Народное образование, 1995. 136 с.
19. Немилов А.Н. Немецкие гуманисты XV века. Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1979. 167 с.
20. Немилов А.Н. Эразм Роттердамский и Северное Возрождение // Эразм Роттердамский и его время. М.: Наука, 1989. С. 9–19.
21. Павлов К.В. Никколо Макиавелли и дипломатия Флоренции в Итальянских войнах: диалог с Чезаре Борджиа (1502-1503) // Архонт. 2021. № 4 (25). С. 71-85.
22. Ревякина Н.В. Трактат Эразма «О воспитании детей» и итальянская гуманистическая педагогика первой половины XV в. // Эразм Роттердамский и его время. М.: Наука, 1989. С. 78–90.
23. Софронова Л.В., Хазина А.В. «De ratione studii»: Эразм Роттердамский о методике обучения классической словесности // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 2. С. 12–41
24. Темнова Е.И. Государь. Рассуждение о первой декаде Тита Ливия. — М.: «Мысль», 1997., с.3-5
25. Хёйзинга Й. Культура Нидерландов в XVII веке. Эразм. Избранные письма. Рисунки / Сост., пер. с нидер. и предисл. Д. Сильвестрова; коммент. Д. Харитоновича. СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2009. 680 с
26. Хёйзинга Й. Homo ludens. Человек играющий / Сост., предисл. и пер. с нидерл. Д.В. Сильвестрова; коммент., указатель Д.Э. Харитоновича. СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. 416 с.
27. Эразм Роттердамский. Воспитание христианского государя / Пер. с лат. А.В. Тарасовой. М.: Мысль, 2001. 365 c.
28. Hardin R.F. The Literary Conventions of Erasmus’ Education of a Christian Prince: Advice and Aphorism // Renaissance Quarterly. 1982. Vol. 35. No. 2. P. 151–163.
29. Chase W. J. A Great Leader in Education Erasmus 1469–1536 // The Journal of Educational Research. 1934. Vol. 28. No. 3. P. 161–174
30. Parrish J.M. Education, Erasmian humanism and More’s “Utopia” // Oxford Review of Education. 2010. Vol. 36. No. 5. Political and philosophical perspectives on education. Part 1. р. 589–605
31. Erasmus von Rotterdam. Fürstenerziehung. Institutio Principis Christiani = Die Erziehung eines christlichen Fürsten / Bearb. von A.J. Gail. Paderborn: Schöningh, 1968. 238 p. [Электронный ресурс]. URL: https://opacplus.bsbmuenchen.de/title/BV003097301
32. Nihil enim ita penitus infidit et inhaerescit, ut quod primis illis inseritur annis…» (Des. Erasmi Institutio… Р. 11).
33. Born L. K. Erasmus on Political Ethics // Political Science Quarterly. 1928.Issue 43. P. 520—543