Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………….…………….…………….…………………… 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОФОРМЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК…
5
1.1 Сущность и особенности налоговых проверок…………….……………. 5
1.2 Нормативно-правовое регулирование проведения налоговых проверок 9
1.3 Оформление результатов налоговых проверок………………………….. 13
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК…………….…………………..
18
2.1 Характеристика финансовой деятельности ФНС РФ…………….……… 18
2.2 Оценка эффективности налоговых проверок…………….………………. 22
РАЗДЕЛ 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОФОРМЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК…………….…………….…………….………….
30
3.1 Проблемы организации и проведения результатов налоговых проверок 30
3.2 Перспективы совершенствования результатов налоговых проверок…... 36
Заключение…………….…………….…………….…………….……………... 44
Список использованных источников…………….…………….……………... 47
Фрагмент для ознакомления
2
РАЗДЕЛ 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОФОРМЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК
3.1 Проблемы организации и проведения результатов налоговых проверок
Налоговые проверки - важный этап в повседневной деятельности компании. В ходе налоговой проверки налоговые органы проверяют правильность исчисления и уплаты налогов и сборов. Налоговый кодекс строго регламентирует порядок проведения налоговой проверки, права и обязанности сторон налоговой проверки, мероприятия налогового контроля и оформление результатов налоговой проверки. Налоговый кодекс подразделяет налоговые проверки на два вида: камеральные налоговые проверки и выездные налоговые проверки. При этом понятие налоговой проверки на практике напрямую не закреплено в Налоговом кодексе. Налоговые проверки проводятся по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации: "Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сбора или налоговом агенте либо информации о конкретной сделке".
В настоящее время общее направление деятельности налоговых органов при проведении налоговых проверок, как правило, носит и, вероятно, всегда будет носить фискальный характер. Это связано с очень принципиальным функционированием налоговых органов, разногласиями между налогоплательщиками и налоговыми органами по поводу одних и тех же правовых норм, спорностью и непроработанностью правовых норм.
Основные проблемы, которые могут возникнуть при проведении налоговых проверок (выездных и камеральных), носят в основном субъективный характер. Даже грамотные и опытные главные бухгалтеры и финансовые менеджеры не имеют обширной практики в области налоговых проверок. Их задача - правильно вести бухгалтерский учет, устанавливать налоги и сборы в соответствии с действующим законодательством, а не вести налоговые споры или ежедневно отслеживать отношение налоговых органов по различным вопросам, связанным с применением налогового законодательства. Текущая деятельность сотрудников бухгалтерии и налогового учета организации зачастую физически не позволяет им кропотливо и усердно готовить документацию для выездных и внутренних налоговых проверок, а также следить за ходом встречных проверок деловых партнеров.
Совершенствованию процедур налоговых проверок в последнее время уделяется большое внимание со стороны всех ветвей власти и бизнеса. Пробелы в законодательстве и нечеткость формулировок правовых норм приводят к тому, что правоохранительные органы трактуют некоторые правовые нормы в свою пользу. Это касается и камеральных проверок налоговых органов. Привлечение налогоплательщиков к ответственности за налоговые правонарушения по результатам камеральных проверок является распространенной практикой. Такая возможность обусловлена очевидными недоработками законодателя при разработке части первой Налогового кодекса РФ.
Налоговый кодекс не содержит четкого определения порядка проведения камеральных налоговых проверок. Последняя является одной из основных форм налогового администрирования, однако в Налоговом кодексе РФ есть только одна статья (ст. 88 НК РФ), регулирующая порядок проведения камеральных налоговых проверок, причем в ней нет даже конкретного определения камеральных налоговых проверок, а только их отличительные признаки. Следует отметить, что прямое указание в статье 88 Налогового кодекса РФ только на камеральные налоговые проверки налогоплательщиков не лишает налоговые органы права проводить налоговые проверки налоговых посредников и плательщиков сборов, предусмотренные статьей 87 Налогового кодекса РФ.
Объем информации, анализируемой налоговыми органами в ходе камеральных проверок, относительно невелик. Однако это не делает камеральные проверки менее важными. Регулярность, непрерывность и, в большинстве случаев, автоматизированные методы проведения позволяют выявить скрытые объекты налогообложения и проверить правильность исчисления налоговой базы. Кроме того, в ходе камеральных проверок налоговые органы получают информацию о налогоплательщиках с возможными налоговыми нарушениями. Поэтому налоговые органы должны повышать эффективность камеральных исследований с помощью автоматической обработки данных, поступающих от налогоплательщиков. Иными словами, должны быть созданы программные продукты, позволяющие автоматически проверять налоговые декларации. Модернизация налоговых органов, которая происходит в настоящее время, по сути, является модернизацией процедуры камеральных налоговых проверок. Подача налоговых деклараций в электронном виде служит двум основным целям. Во-первых, это экономит время сотрудников налоговых органов при внесении в информационную сеть информации в бумажном виде. Во-вторых, повышает эффективность налоговых проверок. Электронная подача налоговых деклараций в едином формате позволяет налоговым органам, установив соответствующие программные средства контроля, быстро и практически безошибочно выявлять ошибки в подаче налогоплательщиками налоговых деклараций.
В соответствии с требованиями ФНС России к государственным налоговым инспекторам, все налоговые декларации, представляемые в налоговые органы, должны быть подвергнуты налоговой проверке.
На практике при проведении налоговых проверок налоговыми органами часто используется внутренний документ, подробно описывающий данную процедуру. Этот документ предназначен только для сотрудников налоговых органов. Это связано с тем, что такой документ сделает процедуру налоговой проверки более прозрачной и повысит честность и доброжелательность налогоплательщиков, которые являются потенциальными кандидатами на проведение налоговой проверки. В настоящее время существует Положение о камеральных налоговых проверках, их оформлении и реализации их результатов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 95-ФЗ (ред. от 28.05.2017).
2. Воеводина, Н.А. Некоммерческие организации: правовой статус, бухгалтерский учет, налогообложение и новые возможности. / Н.А. Воеводина, А.А. Вяльшина, Т.Л. Ермак. - М.: Омега-Л, 2018. - 255 c.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) ФЗ от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017).
4. Гудза Т. Г. Возможность применения зарубежного опыта проведения камеральных налоговых проверок по НДС в российской практике // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. Ст. По мат. XLVI междунар. Студ. Науч.-практ. Конф. № 9(46)
5. Добрынина К. С. Совершенствование механизмов оценки эффективности деятельности отдела камеральных проверок в налоговой службе [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы VIII Междунар. Науч. Конф. (г. Краснодар, февраль 2022 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 137–139.
6. Загороднев Ю. А. Особенности финансовой ответственности кредитных организаций за нарушения в банковской деятельности; журнал Известия Саратовского университета / Ю.А. Загороднев, 2021. – № 219. – С. 99.
7. Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации» 21.03.1991 г. № 943-1 (ред. от 03.07.2016).
8. Кальсин А. Е. Некоторые аспекты экономических интересов в налоговой сфере / А. Е. Кальсин, А. Ю. Волков // Теоретическая экономика. – 2022. – № 9. – С. 40-42.
9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (действующая редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст. 1.
10. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) (действующая редакция) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
11. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ).
12. Курбатов А. Я. Банковское право России: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. Я. Курбатов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД Юрайт, 2021. с. 504 https://www.russiantaxandcustoms.com/news/nalogovoe-administrirovanie-i-spory/statistika-provedeniya-meropriyatiy-nalogovogo-kontrolya-za-2022-god/?ysclid=lm3la1511q792374992
13. Мадатова, О. В. Правовое регулирование налоговых отношений : учебник / О.В. Мадатова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 242 с. — (Высшее образование: Специалитет). - ISBN 978-5-16-111664-7. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/2055756
14. Михайлов, А. Р. Камеральные налоговые проверки / А. Р. Михайлов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 483-486. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93309/ (дата обращения: 25.04.2024).
15. Мурзин Д. А., Барышников Н. Г., Самыгин Д. Ю. Учет и налогообложение на предприятиях малого и среднего бизнеса. М.: Юрайт, 2023. 262 с.
16. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (действующая редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. № 31 ст. 3824.
17. Налоговый кодекс Российской Федерации Часть вторая от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 04.05.2017).
18. Налоговый кодекс Российской Федерации Часть первая от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ: (ред. от 28.12.2016).
19. Организация и методы налоговых проверок : учебное пособие / А.Н. Романов, А.А. Савин, А.К. Анашкин, А.А. Савин ; под ред. проф. А.Н. Романова, проф. А.А. Савина. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2024. — 421 с. — (Высшее образование: Магистратура). — DOI 10.12737/textbook_5d3964470cf0a2.22473097. - ISBN 978-5-9558-0594-8. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/2053979
20. Приказ Минфина России от 29.07.1998 г. № 34Н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (ред. от 29.03.2017).
21. Приказ Минфина РФ № 20н, МНС РФ № ГБ-3-04/39 от 10.03.1999 г. «Об утверждении Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке».
22. Расследование налоговых преступлений : учебное пособие / под общ. ред. В.Н. Карагодина. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 322 с. — (Высшее образование). — DOI 10.12737/1942596. - ISBN 978-5-16-018252-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/2129662.
23. Сафонова Ю. В. Причины и способы уклонения от уплаты налогов в России / Ю. В. Сафонова, А. О. Челмакина, А. Ю. Волков. // Экономический потенциал студенчества в региональной экономике: материалы международной научно-практической конференции, Ярославль, 2021 / Под научной редакцией Л. Г. Батраковой, Н. Л. Будахиной. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2022. – С. 89-92.
24. Синельникова Н. А. Соотношение налоговой и административной ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах / Н. А. Синельникова// Образование и право. – 2022. – № 9. – С. 202-206.
25. Шадурская М. М., Смородина Е. А., Торопова И. В. Корпоративный налоговый менеджмент. М.: Юрайт, 2023. 241 с.