Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Основой развития любого современного общества является обеспечение надежной и эффективной системы социального обеспечения граждан, важной составляющей которого является система пенсионного обеспечения. Пенсионная система является важнейшим инструментом управления социальной системой государства, обеспечивая базисную материальную основу существования незащищенных слоев населения посредством формирования фонда, основную доходную часть которого составляют страховые взносы, уплачиваемые работодателями за своих работников.
Важным аспектом управления пенсионной системой государства является сохранение баланса доходов и расходов бюджета пенсионного фонда, ввиду возможного наличия финансового разрыва, который может быть связан преимущественно с возрастным несоответствием доходной и расходной частей бюджета: так, старение населения и демографические проблемы негативно сказываются на соблюдении баланса доходов и расходов бюджета. Кроме того, большое значение в формировании бюджета пенсионного фонда имеет уровень развития экономики в стране и наличие возможностей у бизнеса уходить от уплаты страховых взносов в полном объеме, что связано с высоким налоговым бременем хозяйствующих субъектов, а также стремлением бизнеса к получению сверхдоходов. Несмотря на то, что теневая экономика всегда была и есть актуальной проблемой государств, в том числе и России, все большее значение обретает проблема старения населения, несоответствия темпов демографического прироста, решение которой также осуществляется преимущественно за счет средств Пенсионного фонда. При этом, несмотря на результативность программ повышения рождаемости, на доходную часть Пенсионного фонда позитивным образом схема может отразиться только спустя некоторое время – не ранее 18-20 лет после полученных результатов.
Ввиду сложности синхронного формирования системы поступления средств в пенсионный фонд и их расходования из-за различной возрастной структуры населения и различных демографических тенденций на различных этапах развития общества, большинство стран, в том числе и Российская Федерация, испытывают пенсионный кризис. Бюджет пенсионного фонда испытывает дефицит, что заставляет правительство государства искать способы оптимизации и сокращения расходов бюджета пенсионного фонда, что подтверждает актуальность тематики исследования.
Целью данного исследования является определение направлений оптимизации расходов бюджета Пенсионного фонда РФ.
Объектом исследования является бюджет Пенсионного фонда РФ. Предмет исследования – расходы бюджета Пенсионного фонда РФ.
Достижение цели исследования опосредовано решением следующих основных задач:
исследовать понятие и сущность бюджета Пенсионного фонда РФ, его нормативную основу; рассмотреть состав расходов бюджета Пенсионного фонда РФ; определить перспективы сохранения баланса расходной части бюджета Пенсионного фонда РФ;
дать оценку источников формирования расходов бюджета Пенсионного фонда РФ за 2015-2017гг.; произвести горизонтальный и вертикальный анализ расходов бюджета Пенсионного фонда РФ за 2015-2017 гг.;
определить направления оптимизации расходов бюджета Пенсионного фонда РФ, рассмотреть зарубежный опыт, определить дополнительные источники финансирования пенсионных программ.
Структура исследования включает введение, три главы и заключение. Введение содержит обоснование актуальности тематики исследования, цели, объект, предмет, задачи, структуру исследования. В первой главе исследована сущность организации пенсионной системы РФ. Вторая глава содержит анализ расходов бюджета Пенсионного фонда РФ. В третьей главе определены направления оптимизации расходов бюджета Пенсионного фонда РФ. Все основные выводы и предложения по работе представлены в заключении.
1 СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ
1.1 Понятие и сущность бюджета Пенсионного фонда РФ, нормативно-правовая основа
Основу пенсионной системы РФ составляет Пенсионный фонд РФ. В соответствии с Положением о Пенсионном фонде РФ (России), утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №2122-1, Пенсионный фонд России является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, созданным в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации и осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.
Руководство Пенсионным фондом РФ осуществляется правлением и его постоянно действующим исполнительным органом – исполнительной дирекцией. В состав правления Пенсионного фонда РФ входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор Пенсионного фонда РФ, а также управляющие отделениями [5].
Пенсионный фонд РФ формирует основу пенсионной системы государства и является важнейшим ее субъектом. Целью организации работы Пенсионного фонда является решение социальных задач государства, связанных с материальным обеспечением социально незащищенных слоев населения, а также решение других социальных и демографических проблем государства. Достижение цели пенсионной системы опосредовано формированием и управлением бюджета Пенсионного фонда, средства которого находятся в государственной собственности России, при этом денежные средства Пенсионного фонда РФ не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат [5].
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», бюджет Пенсионного фонда России представляет собой денежные средства, являющиеся государственной собственностью, не подлежащие к изъятию и не входящие в состав иных бюджетов, направляемые на пенсионное обеспечение граждан РФ [3].
Нормативно-правовую основу управления бюджетом Пенсионного фонда РФ составляют следующие уровни нормативно-правовых актов:
Первый уровень – Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 03.08.2018), устанавливающий и регламентирующий общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, в том числе и в отношении бюджета Пенсионного фонда РФ [1]. Также к документам данного уровня относится Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 03.08.2018), который определяет состав страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование [2];
Второй уровень составляют нормативно-правовые акты федерального уровня, такие как:
Федеральный закон от 15.12.2001г. №167-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Статья 16 федерального закона устанавливает и регламентирует: финансовую основу средств бюджета Пенсионного фонда РФ, особенности учета средств на обязательное и дополнительное пенсионное страхование граждан, порядок учета средств обязательного пенсионного страхования на счетах, открытых территориальным органом Федерального казначейства в подразделениях Центрального банка РФ и т.д. [3];
Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на год и на плановые период» - Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" от 05.12.2017 N 363-ФЗ. Данный нормативно-правовой акт устанавливает и регламентирует: основные характеристики бюджета Пенсионного фонда РФ на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 гг.; главных администраторов доходов бюджета Фонда и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Фонда; источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда, порядок межбюджетных трансфертов бюджету Фонда и из бюджета Фонда другим бюджетам бюджетной системы РФ и т.д. [4];
Положение о Пенсионном фонде РФ (России), утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №2122-1, устанавливающее и регламентирующее порядок организации работы Пенсионного фонда РФ, его цели, задачи и основные функции в пенсионной системе Российской Федерации [5].
Третий уровень нормативно-правового регулирования включает нормативно-правовые акты подзаконного характера, уточняющие и разъясняющие положения основных нормативно-правовых документов. К документам данного уровня относятся нормативные документы Минфина России, касающиеся формирования бюджета Пенсионного фонда России, например, Письмо Министерства финансов РФ от 03.08.2018г. №03-07-14/55011 «О формировании отчислений в бюджет ПФР», уточняющее и разъясняющие перечень объектов обложения страховыми взносами для плательщиков (работодателей) [6].
Четвертый уровень нормативно-правового регулирования включает рабочие документы Пенсионного фонда РФ, устанавливающие и регламентирующие конкретные механизмы бюджетного процесса по формированию и исполнению бюджета Пенсионного фонда.
Таким образом, бюджет Пенсионного фонда России представляет собой денежные средства, являющиеся государственной собственностью, не подлежащие к изъятию и не входящие в состав иных бюджетов, направляемые на пенсионное обеспечение граждан РФ. Управление доходами и расходами бюджета являются основными задачами Пенсионного фонда РФ. Исследуем состав доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда РФ.
1.2 Состав расходов бюджета Пенсионного фонда РФ
Несмотря на то, что управление бюджетом Пенсионного фонда РФ осуществляет непосредственно сам Пенсионный фонд, перечень администраторов доходов бюджета не ограничивается данной структурой. Так, основными администраторами доходов бюджета являются: Федеральное казначейство, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная налоговая служба, Пенсионный фонд РФ. Каждая служба отвечает за администрирование конкретных статей бюджета ПФР. Доходы по обязательному пенсионному страхованию в настоящее время администрирует налоговая служба. Доходы по добровольному страхованию, а также доходы от инвестирования средств ПФР, доходы от прочей деятельности ПФР администрирует сам Пенсионный фонд. Также Пенсионный фонд РФ осуществляет проверки в отношении правильно исчисления и уплаты обязательных страховых взносов.
Таким образом, основные поступления в бюджет Пенсионного фонда РФ можно классифицировать следующим образом:
Первая группа доходов – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;
Вторая группа – дополнительные и добровольные страховые взносы;
Третья группа – пени, штрафы, взыскания в сфере пенсионного страхования и закупок для ПФР;
Четвертая группа – доходы, связанные непосредственно с деятельностью ПФР – аренда, продажа - и размещением свободных средств ПФР;
Пятая группа – безвозмездные поступления и трансферты из других бюджетов РФ [4] (рисунок 1).
Основную часть поступлений в бюджет ПФР составляют страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Дефицит бюджета Пенсионного фонда покрывается, как правило, средствами федерального бюджета РФ.
Рисунок 1 – Источники поступлений бюджета Пенсионного фонда РФ
Расходной частью бюджета управляет Пенсионный фонд РФ, который утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) ПФР и его органов, отчеты об их исполнении, а также его структуру и штаты.
Исследуем подробно состав расходов бюджета Пенсионного фонда РФ.
Согласно Федеральным законам «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации», основными направлениями расходов бюджета ПФР являются:
1. Выплата страховых пенсий по программе обязательного пенсионного страхования;
2. Выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению;
3. Перевод средств в негосударственный пенсионный фонд в случае формирования застрахованным лицом пенсионных выплат;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
2. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
3. Федеральный закон от 15.12.2001г. №167-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
4. Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" от 05.12.2017 N 363-ФЗ
5. Положение о Пенсионном фонде РФ (России), утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №2122-1
6. Письмо Министерства финансов РФ от 03.08.2018г. №03-07-14/55011 «О формировании отчислений в бюджет ПФР»
7. Безденежных М.М. Экономика общественного сектора: учебное пособие/ М.М. Безденежных, Н.Б. Севастьянова. – М.: КНОРУС, 2016. – 206 с.
8. Дегтярь Л.С. Пенсионные реформы в развитых странах: новейшие тенденции и выводы для России. Режим доступа: http//slon.ru/articles/63958
9. Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора: Учебник/ Под ред. П.В. Савченко, И.А. Погосова, Е.Н. Жильцова. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 763 с.
10. Каспарьянц Н.М. Сущность и содержание системы пенсионного обеспечения// Концепт. – 2014. – Спецвыпуск №05. – с. 1-10
11. Кибилдс А.А. Современные направления развития межбюджетных отношений в Российской Федерации // Экономические науки. - 2015. - №5 (78). - С. 300-301
12. Молчанов И.Н. Экономика общественного сектора [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://socsfera.narod.ru (дата обращения 17.01.2017)
13. Нуреев Р.М. Теория общественного выбора. Курс лекций: учеб.пособие для вузов/ Р.М. Нуреев; Гос. ун-т – Высшая школа кономики. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2015. – 531 с.
14. Парамонова С.В. Пенсионное обеспечение – институт социальной защиты населения в социальной рыночной экономике// Вестник КрасГАУ. – 2016. - №10. – с. 23-28
15. Пенсии в Германии в 2017, 2016 году: пенсионный возраст, виды пенсий, стаж работы, оформление пенсии. Режим доступа: http://ru-geld.de/pension
16. Пономаренко Е.В. Экономика и финансы общественного сектора. Учебник для магистров. - М.: МИГСУ, 2017. - 348 с.
17. Садовникова Е.Н. Парадоксы общественных благ // Современные исследования социальных проблем. - 2016. - №4
18. Тамбовцев B. Общественные блага и общественные интересы: есть ли связь? // Вопросы экономики, 2017, №11. - с.25-40
19. Цыпляева Н.И. Пути преодоления кризиса пенсионной системы России// Власть. – 2017. - №03. – с. 56-60
20. Экономика общественного сектора: учебник/ В.Д. Андрианов и др.; под ред. П.А. Савченко, И.А. Погосова, Е.Н. Жильцова. М.: ИНФРА-М, 2016. – 488 с.
21. Экономика общественного сектора: учебник для вузов / под ред. Л. И. Якобсона, М. Г. Колосницыной. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 558 с.
22. Экономика общественного сектора: учебное пособие / сост. О. В. Натробина. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2017. - 236 с.
23. Экономика общественного сектора: учебник для академического бакалавриата/ под ред. Л.И. Якобсона, М.Г. Колосницыной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 558 с.