Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Гостиничный бизнес является одной из наиболее развивающихся отраслей современной мировой экономики. Наряду с туристской индустрией гостиничный бизнес оказывает значительное влияние на такие отрасли экономической деятельности, как торговля, транспортные услуги, услуги предприятий питания и т.п. Более того, он выступает драйвером социально-экономического развития государства и его отдельных регионов.
Актуальность. Современный мир является крайне динамичным: ежедневно происходят различные изменения и нововведения во многих областях общественной жизни. Изменяются законодательство, расстановка сил на международной арене, миграционные режимы между отдельными государствами, в экономике происходят колебания валютных курсов, акций, цен на товары и услуги. Как известно, данные изменения в той или иной степени оказывают влияние на развитие гостиничного бизнеса. В связи с этим необходимо проводить маркетинговый анализ основных тенденций его развития. Во-первых, это помогает получить ясное представление о том, что происходит в гостиничном бизнесе в данный момент времени. Во-вторых, на основе имеющихся тенденций можно с определенной долей уверенности строить прогнозы относительно будущего положения дел на рынке гостиничных услуг.
Гостиничный бизнес в Российской Федерации и его регионах год за годом демонстрирует положительную динамику развития. По данным Росстата и Федерального агентства по туризму на конец 2016 года на территории России осуществляли свою деятельность 14 948 гостиниц и аналогичных средств размещения. Причем, начиная с 2000 года, данный показатель неуклонно растет в среднем на 15%. Так в 2017 году объем гостиничных услуг вырос на 1120 номеров, что на 9,4% больше чем в 2016 году. Этот показатель выше, чем темп роста за последние 10 лет.
При этом анализ развития рынка гостиничных предприятий в различных регионах Российской Федерации показывает его неоднородность, которая объясняется существенными отличиями социально-экономического уровня российских регионов. В связи с этим маркетинговые исследования важно проводить для каждого субъекта РФ с тем, чтобы в дальнейшем вырабатывать индивидуальную стратегию развития рынка гостиничных предприятий.
Целью данной курсовой работы является проведение маркетингового анализа рынка гостиничных предприятий в Республике Марий Эл.
В соответствии с данной целью, в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику гостиничного рынка Республики Марий Эл;
- провести сегментацию гостиничных предприятий Марий Эл;
-проанализировать ценовую политику гостиничных предприятий Марий Эл;
- изучить конкурентную среду гостиничных предприятий Марий Эл;
- рассмотреть основные методы продвижения и каналы сбыта услуг на рынке гостиничных предприятий Марий Эл.
Объектом курсовой работы является рынок гостиничных предприятий Республики Марий Эл.
Предметом курсовой работы являются особенности развития рынка гостиничных предприятий в Республике Марий Эл.
В процессе проведения маркетингового исследования были применены такие экспертные методы, как построение PEST- и SWOT-анализа
Структура работы состоит из введения, пяти разделов глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Маркетинговое исследование гостиничных предприятий в республике Марий Эл
1.1. Общая характеристика гостиничного рынка Марий Эл
Республика Марий Эл является одним из 14 субъектов РФ, входящих в состав Приволжского федерального округа. Республика расположена в центре европейской части Российской Федерации, в средней части бассейна реки Волги.
Площадь республики – 23,4 тыс. кв. км, из нее 58, 1% составляют лесные площади, 33,1% – сельскохозяйственные угодья, 5,1% – поверхностные воды, включая болота, другие земли – 3,7%. Протяженность территории республики с севера на юг достигает 150 км, с запада на восток составляет 275 км. С севера и северо-востока с ней граничит Кировская область, на юго-востоке – Республика Татарстан. С юга проходит граница с Чувашской Республикой, а на западе – с Нижегородской областью.
Территория республики находится на границе лесной и лесостепной зон и отличается заметным ландшафтным многообразием. Река Волга разделяет территорию республики на две неравные части: большую – левобережную и меньшую – правобережную. На территории республики расположено 476 больших и малых рек, свыше 200 крупных озер. Леса занимают более половины территории республики – преимущественно на западе и в центральных районах.
Республика Марий Эл славится своими рекреационными ресурсами, позволяющими успешно развивать внутренний туризм и как следствие гостиничный рынок. Лесные озера Яльчик, Кичиер, Карась являются жемчужинами марийского края, на берегах которых расположены здравницы российского значения.
Красивый край, с обширными лесами и многочисленными озерами и реками привлекает отечественных и иностранных туристов экзотическими возможностями активного отдыха: конный туризм, рыбная ловля, охота на диких животных (медведя, волка, лису, кабана, лося) и птиц.
Республика Марий Эл заметно уступает своим соседям по численности населения, так численность населения республики на 1 января 2017г. составило 684,7 тыс. человек. Доля городского населения – 65,8%
Столица Республики Марий Эл – г. Йошкар-Ола с населением на 1 января 2017 г. – 266,7 тыс. человек.
Республика Марий Эл относится к индустриально-аграрным республикам.
Несмотря на сравнительно низкий экономический потенциал, в период с 2011 по 2015 годы Республика Марий Эл показала самые высокие темпы роста ВРП на душу населения по сравнению с другими субъектами ПФО (таб. 1.1.1).
Таблица 1.1.1
Динамика валового регионального продукта на душу населения в субъектах ПФО в 2011-2015гг., тыс. руб.
Субъект Годы 2015 к 2011, %
2011 2012 2013 2014 2015
ПФО 236,2 264,0 284,8 309,0 333,9 + 41,4
1.Республика Башкортостан 231,3 282,9 286,1 309,5 323,6 + 39,9
2.Республика Марий Эл 140,2 169.5 182.7 208,4 241,1 + 72,0
3.Республика Мордовия 144,6 163,4 182,4 214,5 231,9 + 60,4
4.Республика Татарстан 344,1 376,9 405,1 431,9 474,7 + 38,0
5.Удмуртская республика 221,2 245,6 267,0 297,0 328,0 + 48,3
6.Чувашская республика 151,2 174,9 179,7 191,6 202,4 + 33,9
7.Пермский край 319,2 326,8 334,0 369,5 397,6 + 24,6
8.Кировская область 146,4 157,5 170.5 194,3 212,5 + 45,2
Продолжение таблицы 1.1.1
9.Нижегородская область 233,4 255,7 281,6 308,2 327,5 + 40,3
10.Оренбургская область 272,9 311,2 356,3 364.8 387,8 + 42,1
11.Пензенская область 154,6 174,8 198,2 217.4 248,8 + 60,9
12.Самарская область 259,5 291,7 326,4 357,8 386,5 + 48,9
13.Саратовская область 171,5 190,9 210,5 227,1 248,0 + 44,6
14.Ульяновская область 173.9 188,2 208,7 220,4 239,2 + 37,6
Одним из драйверов роста ВРП республики Марий Эл является развитие внутреннего туризма в целом и гостиничного рынка республики в частности.
Традиционно наиболее посещаемым туристами местом в Марий Эл является ее столица – город Йошкар-Ола. Также популярным у внешних туристов остаётся город Козьмодемьянск. Для внутренних туристов – это курортно-прибрежная зона Волги села Кокшайск.
В таб. 1.1.2 представлена динамика количества гостиничных предприятий и номерного фонда в Республике Марий Эл в период с 2010 по 2016 годы.
Таблица 1.1.2
Динамика количества гостиничных предприятий и номерного фонда в Республике Марий Эл в период с 2010 по 2016 годы
Годы Число гостиничных предприятий, ед. Темп прироста, % Номерной фонд мест Темп прироста, %
2010 22 - 1063 -
2011 20 90,91% 974 91,63%
2012 21 105,00% 1 428 146,61%
2013 20 95,24% 1 413 98,95%
2014 22 110,00% 1 264 89,46%
2015 30 136,36% 1 714 135,60%
2016 34 113,33% 1 978 115,40%
Данные таб. 1.1.2 показывают, что за 7 лет количество гостиничных предприятий в Республике Марий Эл выросло в 1,54 раза с 22 до 34 единиц, при этом рост номерного фонда составил 1,86 раза, что говорит о том, что новые гостиничные предприятия имели большее количество номеров по сравнению с имеющимися.
Также мы видим, что наиболее выраженный рост количества гостиничных предприятий и номерного фонда в Республике Марий Эл отмечается в последние 2 года. До этого момента рынок гостиничных предприятий можно охарактеризовать как стагнирующий.
За последние 6 лет турпоток в Марий Эл вырос с 228 тысяч до 610 тысяч человек. Въездной туризм становится интересной частью региональной экономики, поскольку каждый гость с учётом ночлега, еды и развлечений за сутки оставляет в регионе до 10 тысяч рублей. Комитет
Показать больше