Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современный период возрастает роль и проблемы управления во всех сферах общественной жизни. В совершенствовании управления были установлены огромные возможности для повышения эффективности всего государственного аппарата.
Доктрина методов управления является одной из важных отраслей науки (теории) управления в социальных системах. В конечном итоге именно управленческая практика определяет ее эффективность в значительной степени. Как отметил академик В. Трапезников, «в современном производстве самыми ценными являются не стены и машины предприятия, а нематериальные элементы: творчество, методы производства, методы организации и управления». Компетентное и эффективное управление социальными системами, в том числе деятельностью органов внутренних дел, во многом зависит от выбора и сочетания соответствующих методов, которые занимают центральное место в механизме управления. Это правильный выбор методов управления, который обеспечит сознательное, активное, творческое участие людей на рабочем месте, то есть стимулирует работу работника, принимая во внимание его интересы.
Процесс социального управления осуществляется посредством целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления, воли людей, который понимается как регуляторный фактор сознания, выражающийся в способности человека выполнять целенаправленные действия, будет регулировать поведение людей, направляет действия людей для достижения этой цели. Для достижения единства людей необходимо достичь единства их воли. Единство воли достигается путем согласования целей и процедур, подчинения одной воли другому.
В системе управления роль управленческого персонала велика, поскольку от них зависит выбор и применение определенных методов управления, хотя, как система, так и персонал не вправе выбирать их. Однако в управлении ключевой фигурой находится лицо, лицо, принимающее решение. Это обстоятельство особенно важно в современных условиях. Фактически, он приобретает критическую роль, когда созревают объективные условия.
Практика показывает, что многим руководителям не хватает знаний и навыков для установления контактов, организации взаимодействия с другими институтами, гибкости в использовании наиболее эффективных методов и форм в формировании правильных отношений в команде, и тем более в чрезвычайных ситуациях.
Сегодня эта проблема очень актуальна в связи с омоложением не только подчиненного персонала органов внутренних дел, но и старшего персонала системы.
Объектом исследования являются организационно-правовые отношения, возникающие в процессе управленческой деятельности органов внутренних дел.
Целью работы является исследование научного подхода классической школы управления.
Определить фундаментальные теоретические и практические проблемы наиболее эффективного использования методов управления и разработать обоснованные рекомендации для их улучшения в деятельности органов внутренних дел.
Для достижения этой цели нам необходимо выполнить следующие задачи:
- определять понятие и сущность научного подхода классической школы управления;
- рассматривать научную организацию системы управления ОВД;
- выявить специфику научной организации управления в ОВД
- проанализировать основные этапы научно организованного процесса управления в ОВД
1.Понятие и сущность научного подхода классической школы управления
Классическая школа научного управления возникает в конце 1890-х годов и является одним из ведущих управленческих подходов до середины XX века. На первой стадии развития (до конца 1920-х годов) представители классической школы развивают три ключевые направления - научное управление, теория управления и теория бюрократии, на втором этапе (1930-1950-е гг.) происходит сближение этих теорий и их Ассоциации в так называемых синтетических теориях, которые оправдывают число универсальных принципов формирования и функционирования эффективной организации.
Признанным отцом научного менеджмента является Тейлор. Он был убежден, что руководство превратит производственные отношения в отношения взаимной выгоды и помощи и, благодаря росту производительности труда, обеспечит процветание не только предприятия, но и всего общества. Принципы организации производства, предложенные Тейлором, можно разделить на общие (или результирующие) и конкретные принципы организации труда .
Важнейшими из общих принципов являются следующие:
* сочетание экономической осуществимости с программой «достижение рабочего», благодаря которой возможен процесс при котором максимальная производительность рабочего это его высокое благосостояние и процветание предприятия, а вследствие этого процветание национальной экономики;
* организационная гармония: сотрудничество между сотрудниками и рабочими на основе равного и справедливого распределения обязанностей;
• разделение управленческих (высшее руководство, руководители отделов, функциональных надзирателей, мастеров (мастеров)) решений и выполнение труда (тяжелый и легкий труд).
Соблюдение общих принципов подразумевает реализацию конкретных принципов:
* разделение трудовой деятельности на рабочие движения, их сроки, рационализация и регулирование;
* планирование труда: установление норм производства и тарифов, норм материального обеспечения рабочих мест и координации всех работ;
* внедрение системы учебных карточек с ежедневными рабочими задачами - сложно, но возможно;
* мотивация работников в соответствии с принципом разумного эгоизма: индивидуальная ответственность (стимулы и штрафы) за внедрение стандартов производства с гарантированным стабильным уровнем цен (тарифов) ;
индивидуальные способности: подбор сотрудников и работников и их обучение в соответствии с передовыми научными достижениями;
* с учетом индивидуальных мнений и предложений работников по совершенствованию организации трудового процесса.
Большой вклад в теорию и практику научного управления внесли главный помощник Г. Ганта, который разработал методы премиальной заработной платы, диаграмм или карт-схем (схемы Ганта) для планирования производства, заложил основы теории лидерства в производстве. М. Фоллет также разработал теорию лидерства, а также теорию промышленных конфликтов [3]. В целом можно утверждать, что первый этап научного управления развивается «в широте» и «глубоко». При развитии «глубокого» в этом случае речь идет об экспериментальном изучении психофизиологических основ организации труда и психологического управления основами управления «широкими» - создания философии управления (С. Шелдон), а также развитие человеческой истории, идентификация исторических типов организации - «военно-разрушительные» и «экономико-креативные» (функциональные) (Г. Эмерсон).
В Советской России влияние идей Тейлора появилось для научной организации труда или коротких примечаний (концепция была введена теоретиком научного управления О. Ерманским). Наиболее заметным представителем нот был директор Центрального института труда (ЦИТ). В отличие от Тейлора, строительство которого было основано на рационализации отдельных операций, Гастев в соответствии с его концепцией «узкой базы» считал, что основой для проектирования предприятия является организация рабочего места в целом или, скорее, рабочие места от обычного сотрудника до директора. Большое внимание было уделено мотивации сотрудников, которые должны основываться на их понимании трудового процесса, материального стимулирования и карьерного роста, самодисциплины и энтузиазма «освобожденного труда» .
В целом организация производства в соответствии с принципами научного управления является организацией, созданной в результате научного (технического, технологического и психофизиологического) анализа и максимальной рационализации трудовых процессов. Эта рационализация определяет «нижнюю» конфигурацию всех организационных (управленческих и исполнительных) структур, а также обеспечивает объективное определение и взаимозависимость всех организационных отношений.
Теория управления Файола расширяет управленческие знания за пределами промышленного предприятия государственными и другими некоммерческими организациями . В системе управления предприятием администрация - это один из видов операций (виды деятельности по управлению), а также технические (производственные), коммерческие (покупка, продажа), финансовые (сбор средств и управление ими), страховые (страхование и защита имущества) и учетные (учета и статистики). Но чем выше уровень управления, тем более популярна административная наука, а роль специальных знаний снижается.
О. В. Козлова, говоря о единой системе методов
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. от 21.07.2014 г. №11-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – (дата обращение 10.10.2018).
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195ФЗ (в ред. от 06.07.2016 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – №1. – Ст. 1.
3. Федеральный закон от 07.02.2011 г. №3ФЗ «О полиции» (в ред. от 04.07.2016 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2011. – №7. – Ст. 900.
4. Федеральный закон от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (ред. от 06.07.2016 г.) // Российская газета. – 2006. – (дата обращение 10.10.2018).
5. Федеральный закон от 30.11.2011 г. №342ФЗ «О службе в органах внутренних дел российской федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016 г.) // Российская газета. – 2011. (дата обращение 10.10.2018).
6. Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2016. – №1. – Ст. 212.
7. Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. от 20.09.2016 г.) // Российская газета. – 2011. – № 43.
8. Указ Президента РФ от 01.03.2011 г. N249 (в ред. от 20.01.2015 г.) «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2011. - N10. Ст. 1335.
9. Административная деятельность полиции: курс лекций. Часть 1 / под ред. В. Д. Тяптина. – Уфа: УЮИ МВД РФ, 2017. – 544с.
10. Алиуллов Р.Р. Механизм управления органами внутренних дел (вопросы теории, методологии и практики). – М., 2014. – 288с.
11. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций – М., 2005. – С. 140.
12. Валовой Д.П. История менеджмента. - М.: Инфра-М, 2012. – 510с.
13. Василевский А.И. История менеджмента. Курс лекций. - М.: Дело и сервис, 2015. – 322с.
14. Кадышцев А.Н., Скалеух К.А. Главное управление МВД России по федеральному округу: организационное построение и компетенция: лекция. –М.: Академия управления МВД России, 2006. – 43 с.
15. Кравченко А.И. История менеджмента. – М.: Академия, 2015. – 446с.
16. Кохно, П. А. Менеджмент: учебник. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 188 с.
17. Маркушин А.Г. Основы управления в органах внутренних дел: Учебное пособие. – Н. Новгород: Академия МВД России, 2016.
18. О'Шонесси, Дж. Принципы организации управления фирмой: монография. - М.: Дело, 2014. – 344 с.
19. Овсянко Д.М. Административное право РФ. – М.: Норма, 2016. –544 с.
20. Основы управления в органах внутренних дел: учебник / под ред. А.П. Коренева. – М., 1996. – 382с.
21. Правовые и организационные основы деятельности руководителей горрайлинорганов внутренних дел: учебное пособие / под ред. д-ра юрид. наук, проф. Майдыжова А.Ф., канд. воен. наук, доц. Кадышцева А.Н. – М., 2006. – 404 с.
22. Сухарев В.Ф., Усков В.М. Особенности организационного построения отраслевых подсистем МВД России: лекция. – М.: Академия управления МВД России, 2007. – 35 с.
23. Четвериков В.С., Четвериков В.В. Основы управления в органах внутренних дел: учебное пособие. – М., 1997. – 435 с.