Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования, которое осуществлено в данной курсовой работе, связано с тем, что идеальное государство, попытка сформировать которое была осуществления в СССР в XX веке, стала предметом разного рода утопических философских концепций, когда исследователи всего мира в своих трудах изображали социумы с полным равенством людей, идеальными условиями и качеством жизни, безукоризненными человеческими отношениями.
Социальные утопии создавались еще со времен Платона, который в своем трактате «Государство» предпринял попытку создания идеальной модели построения общественного строя и политического режима. Данная идея прошла через всю историю гуманитарной науки и дошла до наших дней.
Одним из ярких представителей утопического направления онтологической мысли стал итальянский философ и политолог Джорджо Агамбен, который в ходе своих научных изысканий выявил некое противоречие реального Homo Sacer, в котором человек выступает исключительно как материал, жертва социальных процессов, и утопического видения идеального государства, которое могло бы создать всеобщее счастье и благополучие.
В данной курсовой работе будет рассмотрена динамика политических взглядов Джорджо Агамбена, который работал над своими трудами во второй половине XX века и признавал возможность совершенствования политической системы и социальных процессов, но считал невозможным и бессмысленным стремление к социально-политическому идеалу.
Цель исследования – проанализировать конфликт между проектами идеальных государств и «реальной политикой» Джорджо Агамбена.
Объект исследования – проекты идеальных государств и «реальная политика» Джорджо Агамбена.
Предмет исследования – конфликт между проектами идеальных государств и «реальной политикой» Джорджо Агамбена.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Дать общую характеристику взглядов Джорджо Агамбена.
2. Изучить политические взгляды Джорджо Агамбена.
3. Определить онтологические принципы утопии.
4. Проанализировать онтологию «реальной политики» Джорджо Агамбена.
5. Охарактеризовать концепт Homo Sacer в научных воззрениях Джорджо Агамбена.
6. Изучить проекты идеальных государств по Джорджо Агамбену.
Методы исследования: анализ научной литературы, историографический, аналитический, хронологический, биографический, сравнительный, моделирование, синтез, классификация.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на 6 параграфов, заключения и списка литературы.
Глава 1. Политика в научной деятельности Джорджо Агамбена
1.1. Общая характеристика взглядов Джорджо Агамбена
Джорджо Агамбен родился в Риме 22 апреля 1942 года. Окончил юридический факультет Римского университета La Sapienza. Научные интересы постепенно сместились с юриспруденции к философии.
В 1964 году сыграл роль апостола Филиппа в фильме Паоло Пазолини «Евангелие от Матфея», дружил с Эльзой Моранте, Альберто Моравиа, Ингеборг Бахман. Занимался переводами с испанского (Сан Хуан де ла Крус) и французского (Альфред Жарри, сюрреалисты) языков. Преподавал в США, Франции, Германии .
Джорджо Агамбен – крупный современный итальянский философ. Исследователи его деятельности не решаются с точностью говорить, можно ли его назвать религиозным философом, но Агамбен активнейшим образом использует ресурсы иудеохристианского наследия, от эсхатологических и мессианских тем (что типично для современной философии) до конкретных теологических концептов.
Джорджо Агамбен – левый этико-политический мыслитель. Центральными для его политического анализа являются тесно связанные понятия «чрезвычайного положения» и «голой жизни». Чрезвычайное положение – не исключение для государственной политики, но ее тайная основа .
Политика уже всегда является биополитикой – управлением человеком как биологическим существом и не больше. Поэтому образцом для современной политики является не город (не «полис»), а концлагерь. Это негативная сторона мысли Джорджо Агамбена.
Позитивная сторона его взглядов связана с мессианскими и эсхатологическими размышлениями. Капитализм, развиваясь все больше и становясь глобальным, подходит к своему пределу.
Например, на своей постмодернистской стадии («общество спектакля») у человека отчуждается сама его коммуникативная сущность – здесь некий предел отчуждения. Но здесь же кроется великий шанс – человек, отчужденный от своей коммуникативной сущности, впервые может помыслить язык .
Или биополитика, доведенная до предела, до превращения человека в только лишь биологическое существо, остановит антропологическую машину всей западной традиции – машину различения человека и животного.
Лучше всего проиллюстрировать политические взгляды Агамбена можно с помощью его идеи «средств–без–цели». Вся политика как таковая основана на подчинении «средств» (скажем людей, их жизней) – «целям».
Тогда подлинно революционной политикой будет освобождение средств от целей – бытие средств без всяких целей.
Эта агамбеновская утопия (его «грядущее сообщество») иллюстрируется спасенным миром и спасенными телами блаженных – после Страшного Суда. После конца истории мир и человек, его тело, сохранятся, но не будут иметь никаких целей (тело, сохраняя пищеварительные и половые органы, не будет, однако, ни есть, ни размножаться), они «просто будут» – в вечном блаженстве без каких-либо целей: великая праздность вечной Субботы .
1.2. Политические взгляды Джорджо Агамбена
С эпохи 70-х годов левая мысль Италии, равно как и Франции и иных европейских Государств, все больше отклоняется от ортодоксального марксизма, сближаясь либо с либерализмом (как еврокоммунизм Берлингуэра и Карильо), либо с правыми коммунитаристскими теориями, с традиционализмом и даже Консервативной Революцией .
Если на Каччари фундаментальное влияние оказал традиционализм А. Корбена, то другой яркий итальянский левый философ Джорджо Агамбен строит свои теории, отталкиваясь от идей Мартина Хайдеггера и Карла Шмитта.
С другой стороны, он проходит обучение в Институте Варбурга под кураторством Френсис Йейтс, автора теории «розенкрейцерского Просвещениия», которую можно отнести к мягкой (soft) версии традиционализма (впрочем, как и ученых, группирующихся вокруг Института Аби Варбурга, увлекавшегося европейским герметизмом и мистикой) .
Свою диссертацию Агамбен посвящает Симоне Вейль (1909 – 1943), философу, жестко критиковавшему Модерн в самих его основаниях. Кроме того, на Агамбена воздействие оказали теории круга Жоржа Батайя (особенно развиваемая тема «темной сакральности») и исследования биополитики и «дисциплинарных обществ» Мишеля Фуко.
Из этого синтеза левых и правых идей Агамбен строит свою собственную философию. В ее основе лежит радикальная критика либерализма.
Согласно Агамбену, европейские демократии Нового времени являются завуалированными формами диктатуры, структурно ничем не отличающиеся от суверенных форм власти, описанных в «Левиафане» Гоббса или в теории Политического Карла Шмитта.
Парламентаризм и Конституция, по Агамбену, лишь прикрывают собой диктаторскую природу власти в эпоху Модерна, которая обнаруживается всякий раз, когда демократии сталкиваются с более или менее серьезным вызовом. Флер демократии мгновенно улетучивается, и на ее месте проступает истинная природа политической структуры Модерна – концлагерь .
Распыление вертикали власти в современных буржуазных Республиках есть иллюзия. На самом деле, буржуазное общество жестко тоталитарно и управляется по принципу властной оси. В этом, по Агамбену, состоит природа политического: политическое либо вертикально, либо его нет.
Попытки найти компромисс через распределение решения по всему пространству гражданского общества обречены: как только сама эта акция приобретает политический характер, в дело вступает принцип радикального исключения и иерархической соподчиненности – это немедленно проявляется в избирательности наделения правами, в их количественном и качественном содержании.
Субъектом политического, вопреки главному тезису либерализма, не может быть политический индивидуум, утверждает Джорджо Агамбен. Политическое на обратном конце, на своей крайней периферии (между обществом и природой) конституирует не гражданина, но «голую жизнь»
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агамбен Дж. Грядущее сообщество. – М.: Три квадрата, 2008. – 560 с.
2. Агамбен Дж. Что такое повелевать? / Пер. Б. Скуратова. – М.: ООО «Издательство «Грюндриссе», 2013. – 72 с.
3. Агамбен Дж. Homo sacer. Что остается после Освенцима: архив и свидетель. – М.: Европа, 2012. – 298 с.
4. Аристархова В.П., Грошина Д.В. Исторические предпосылки формирования онтологических подходов к политическому устройству. Анализ политических исследований разных эпох // Вестник Дальневосточного федерального университета. Вып. 3 «Политические науки». – Владивосток: Издательство ДВУ, 2017. – С. 48–66
5. Бэкон Ф. Новая Атлантида. – М.: Алгоритм, 2014. – 430 с.
6. Вавилов М.А., Сергейчук А.П., Тарабанов М.Т. Общая характеристика научной деятельности Джорджо Агамбена. Оценка политических и философских взглядов // Материалы научно-практической конференции «Онтология политических процессов: история и современность». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2012. – С. 79–90
7. Гордеенко А.С., Кутейникова И.В. Проекты идеального государств в политических исследованиях: основные социально-политические противоречия // Материалы межвузовской научно-практической конференции «История развития мировой и российской политологии в XX и XXI веках». – Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2017. – С. 89–102
8. Еропкин И.М., Скакунова М.А. Homo Sacer Джорджо Агамбена как политический концепт // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы исследования политических процессов в России и за рубежом». – Новосибирск: Сибирский федеральный университет, 2013. – С. 124–136
9. Илатовская О.Ю., Пучкова М.Ю., Иваницкий В.В. Основные механизмы исследования и решения вопросов онтологии в современной политологии: проблемы и перспективы изучения современных политических и социальных процессов // Материалы научно-практической конференции «Современные проблемы исследований в области социологии и политологии: основные противоречия». – Краснодар: Кубанский федеральный университет, 2014. – С. 126–140
10. Ильина В.С., Егорова Ю.А. Онтология политических процессов. Краткий курс – Вологда: Литера, 2015. – 380 с.
11. Красакова И.А., Федосеенко Г.В., Курскиева А.М. Политические процессы современности: историографическое исследование. – Красноярск: Параметр, 2016. – 460 с.
12. Кудлачев А.В., Малахова Г.Е. Онтологические проблемы современной политологии. – Красноярск: Знамя, 2018. – 336 с.
13. Лаевская И.Т., Сумарокова И.М., Черневская Д.А. Исследование идеальных моделей государства в различные исторические эпохи // Материалы научно-практической конференции «Актуальные практические особенности развития социологии и политологии в России и за рубежом». – Самара: Самарский государственный университет, 2016. – С. 105–113
14. Логачева О.В. Утопия как философско-политическое явление. – Нижний Новгород: Левый берег, 2015. – 188 с.
15. Мирошникова С.С., Полежаева И.И. Основные направления исследований в современной политологии // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения социальных явлений в современном обществе». – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2017. – С. 56–70
16. Мор Т. Утопия. – М.: Academia, 1935. – 460 с.
17. Назарова Г.В., Чуркин И.М. Основные концепции исследования утопии как социально-политической концепции в научной литературе: концептуальные особенности изучения механизмов создания идеального государства// Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы изучения социально-политических особенностей российского общества в конце XIX – начале XXI века». – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2016. – С. 77–91
18. Новожилова А.А., Сычева Ю.В. История развития онтологический концепций в политологии. Эволюция научно-практических взглядов на проблему роли человека в государстве и обществе в течение ХХ–ХХI веков. – Смоленск: Эдельвейс, 2015. –288 с.
19. Переделкина А.М., Фурсенко А.Я., Кудрявцева И.И. Основные аспекты исследования политических процессов: социальные и философские основы. – Ярославль: Издательский дом «Ярославская книга», 2014. –370 с.
20. Пилецкая С.В., Оноприенко А.В., Родионова Г.В. Опыт анализа основных особенностей концепции Homo Sacer Джорджо Агамбена. Социальный и политический аспекты // Материалы научно-практической конференции «Особенности формирования современных представлений о социальных и политических процессах». – Саратов: Саратовский государственный университет, 2016. – С. 100–112
21. Соколовский С.С., Фомин П.В. Проблемы изучения моделей государства в современной политологии. – Самара: ИД ВолгаМедиа, 2015. – 514 с.
22. Терентьев Э.С., Попов И.Ю. Политические процессы с мире. Основные направления научных исследований. – Калининград: Янтарь, 2014. – 360 с.
23. Федоренко Г.М., Смыслова А.А., Финагентова О.Л. Утопия как социальная, политическая и философская парадигма // Материалы научно-практической конференции «Современные проблемы организации гуманитарных исследований: российский и зарубежный опыт». – М.: Адамант, 2014. – С. 46–61
24. Феоктистов К.А., Баребышев А.И. Современные взгляды на изучение проблемы построения идеальной модели государства: причины и последствия формирования негативных политических процессов // Материалы научно-практической конференции «Современные перспективы и проблемы государственной власти». – Самара: Самарский государственный университет, 2016. – С. 93–101
25. Христенко О.В., Полуярова С.С., Митрофаненко Г.В. Специфика исследования политических процессов. Основные направления исследовательской деятельности в научной концепции Джорджо Агамбена // Сборник статей Дальневосточного федерального университета. Вып. 3. Социология и политология. – Владивосток: Издательство ДФУ, 2016. – С. 88–99
26. Чепрасов А.В., Кузнецова Т.М. Государство и политические системы. Современные проблемы исследования. – Сыктывкар: Омега, 2015. – 280 с.
27. Яковенко Б.В. Современные взгляды на возможности построения идеальной модели государственности // Сборник статей Красноярского государственного университета. Вып. 4. Гуманитарные науки. – Красноярск: Издательство Красноярского государственного университета, 2018. – С. 60–72
28. Campanella T. Civitas Solis. Roma, 1946. 560 p.