Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Воспитание представляет собой педагогическое явление, суть которого заключается в целенаправленной и систематизированной передаче новому поколению знаний, умений и навыков.
Эстетическое воспитание является особым воздействием на человека, имеющим цель эстетического развития личности. В результате данного воздействия происходит формирование творческой личности. Творчески активная личность способна к восприятию и оцениванию прекрасного во всем: в труде, в природе, в разного рода отношениях. Творческая личность имеет потребность в осуществлении творческой деятельности.
Главным средством эстетического воспитания является искусство. Погружение в сферу эстетического развития через искусство может происходить разными способами: с использованием дизайна, с применением эстетических аспектов спорта, любыми другими средствами, имеющими эстетическое содержание.
Развитие личности будущего гражданина общества в направлении эстетического воспитания происходит комплексно, так включает в себя такие компоненты как трудовое и нравственное воспитание. Эстетическое воспитание касается всех сфер жизнедеятельности человека:
- мышления,
- чувств,
- характера.
Эстетическое и нравственное воспитание тесно взаимосвязаны, потому что все представления человека о внешнем и внутреннем мире формируются как с этической, так и эстетической точек зрения.
Искусство обладает огромной воспитательной силой, именно искусство учит человека переживать самые разнообразные чувства:
- грусть и радость,
- негодование и восторг,
- любовь и ненависть.
Патриотизм молодого поколения так же формируется в процессе эстетического воспитания, так как дети в процессе приобщения к искусству своей Родины учатся любить родной край, природу, город или село.
Большое значение в формировании эстетических потребностей детей играет семья и семейные ценности.
Цель работы: определить роль семьи в воспитании эстетических потребностей ребенка.
Для достижения цели решался ряд задач:
- реферативный обзор литературы на тему эстетического воспитания подрастающего поколения,
- рассмотрение роли семьи в формировании эстетических потребностей ребенка,
- исследование уровня сформированности эстетических потребностей школьников, учеников 2 а класса МБОУ «СОШ №18».
1 Семья как важнейший институт воспитания ребенка
1.1 Эстетическое воспитание, его значение в гармоничном формировании будущего гражданина общества
Эстетическое воспитание является целевым и систематизированным процессом, в ходе которого происходит формирование творческой личности, которая умеет жить по «законам красоты».
Эстетическое воспитание является организационным процессом, который развивает и формирует:
- эстетические чувства ребенка,
- представления о прекрасном в жизни и искусстве,
-эстетическое отношение и эстетическую оценку окружающей действительности.
При учете возрастных особенностей детей происходит формирование эстетического идеала, а именно, особого представления ребенка о красоте и совершенстве окружающей его действительности.
Большую роль в этом играет искусство. Искусство формирует в ребенке эмоциональное переживание, называемое эстетическим чувством. Это чувство возникает как особое отношение при просмотре произведений искусства, по отношению к природе, людям, общественным явлениям.
Эстетическое воспитание детей происходит с помощью специальных методов, представляющих собой способы, помогающие осуществлению взаимосвязанной деятельности воспитателя и ребенка. Методы эстетического воспитания развивают:
- эстетические представления,
- навыки художественной деятельности,
- эстетические чувства.
Художественная деятельность – особый вид деятельности, способствующий развитию творческих способностей и формирующий эстетический вкус у ребенка.
Художественное воспитание как часть эстетического воспитания представляет собой взаимосвязанную деятельность педагога и детей. Методы художественного воспитания способствуют:
- развитию понимания и правильной оценки произведений искусства
- формированию художественно-твор¬ческих потребностей,
- развитию художественных способностей.
Методы эстетического воспитания могут быть различны:
- метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное,
- метод убеждения,
- метод приучения, упражнения в практических действиях,
- метод поисковых ситуаций.
Все указанные методы помогают эффективному формированию эстетических предпочтений у детей.
Эстетика как философская наука лежит в основе теории эстетического воспитания. Эстетика представляет собой науку, изучающую закономерности процесса эстети¬ческого освоения мира индивидуумом, его сущности, законом, роли искусства в нем.
Эстетическое воспитание включает в себя следующие компоненты:
- процесс освоения опыта эстетических пережива¬ний,
- худо¬жественное образование.
- художественно-эстетическая практическая деятельность.
Существует глубокая связь между эстетическим воспитанием и другими направлениями воспитания ребенка:
- физическое воспитание,
- духовно-нравствен¬ное воспитание,
- интеллектуальное воспитание.
Для эстетического воспитания подрастающего поколения сформулированы следующие принципы:
- взаимосвязь эстетического воспитания со всеми направлениями воспитательной работы образовательного учреждения,
- связь детского творчества с жизнью,
- разнообразие содержания, форм и методов художественной дея-тельности;
- осуществление индивидуального подхода в эстетическом воспитании,
- определение наиболее верных путей развития творческих способностей каждого ребенка.
Эстетическое воспитание решает следующие задачи:
- получение теоретических знаний в сфере эстетического развития и эстетической культуры;
- формирование художественно- эстетического отношения к окружающему миру,
- развитие чувственности и восприятия прекрасного во всем, что окружает юного гражданина,
- формирование стремления к прекрасному себе в делах, мыслях и поступках,
- формирование практических умений в сфере эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание может осуществляться самыми разными средствами:
- в виде игры,
- в виде художественных видов деятельности,
- в ходе проведения мероприятий и праздников.
Игры имеют большое значение для детей, каждая игра имеет творческую основу. Когда у ребенка сформировано эстетическое восприятие окружающей действительности, то игры его очень богаты эмоционально, в них много ярки элементов и переживаний.
Если эстетическое восприятие развито слабо, то игры у детей очень бедны содержанием и переживаниями различных эмоций.
Эстетическое воспитание осуществляется самыми разными путями:
- чтением художест¬венных произведений,
- наблюдениями за природными явлениями,
- беседами и рассказами.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Волынкин С.П. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию.-М.: Просвещение, 2013- 210 с.
2. Георгиев С.А. Музыка в эстетическом воспитании.- М.: АСТРА_ПРЕСС, 2014.- 112 с.
3. Гирин М.В. Теория семейного воспитания.- М.: Педагогика, 2014.- 176 с.
4. Городов А.Г. Теория и методика художественного воспитания детей младшего школьного возраста. - М.: Академия, 2015. -234 с.
5. Денин С.Р. Высокое значение музыки. –М.: Педагогика, 2010.- 123 с.
6. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших школьников - М.: Просвещение, 2013. - 160 с.
7. Елькин А.Р. Художественные ценности в искусстве.- М.: Наука, 2017.- 276 с.
8. Жихарев А.Р. Эстетическое воспитание школьников.- М.: Педагогика, 2016.- 367 с.
9. Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников. - М.: Педагогика, 2016.- 165 с.
10. Калашникова Е.Г. Эстетическое воспитание школьников.- М.: Педагогика, 2015.- 154 с.
11. Марычева С.Н. Семейные занятия по рисованию с детьми.- М.: Педагогика, 2017.- 83 с.
12. Наумов А.В. Семья и эстетика.- М.: ЮНИТИ, 2015.- 176 с.
13. Некрасова А.В. Семья и школа.-М.: Педагогика, 2014.- 234 с.
14. Петрова В.И. Этические беседы с детьми начальной ступени обучения.- М.: Педагогика, 2016.- 142 с.
15. Пирогов М.С. Эстетическое восприятие окружающего мира. –М.: Педагогика, 2015.- 173 с.
16. Полунина В.Н. Искусство и дети - М.: Просвещение, 2013.- 139 с.
17. Рыков С.В. Художественное обучение в кругу семьи. Пособие для родителей.- М.: ЮНИТИ, 2014.- 182 с.
18. Рыцарева М.Г. Музыка и я: Популярная энциклопедия для детей. - М.: Музыка, 2014. - 367 с.
19. Сластенин В.А.. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. - М.: Наука, 2015.- 376 с.
20. Телепов С.В. Эстетическое воспитание в семье и школе.- М.: Наука, 2017.- 265 с.
21. Холопова В.Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм. Учебное пособие - Лань, 2010. - 368 с.
22. Чумичева Р.М. Особенности ознакомления старших дошкольников и младших школьников с жанровой живописью.- М.: Просвещение, 2016.- 267 с.
23. Шацкая В.Н. Музыкальная работа и быт детей // Этапы новой школы. - М.: Работник просвещения (электронное издание), 1923 - С. 98.
24. Эстетическое воспитание школьников» / Под ред. Л.П. Печко – М.: Наука, 2016.- 267 с.
25. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьников. - М.: Просвещение, 2015.- 176 с.