Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Как показывает международный опыт реабилитации и социального обеспечения психоневрологических пациентов, сегодня все больше возникает потребность в организации специальных мероприятий, направленных на социальное обеспечение психоневрологических больных. Сегодня психоневрологические больные активно функционируют в обществе, однако в силу различных обстоятельств отмечается ограничение их прав и свобод, уровень социального обеспечения и специфика обращения, включения в различные виды деятельности требует совершенствования.
В настоящее время такая потребность возрастает и в связи с тем, что в России, и в мире в целом, сохраняется тенденция к росту числа психоневрологических больных, а также лиц с психическими заболеваниями, неврологическими нарушениями. Совершенствование методов и технологий социальной работы, понимание особенностей социального обеспечения психоневрологических больных, выявление проблем в этой сфере и поиск путей их решения диктуется условиями современных реалий: данная группа заболеваний характеризуется широкой распространенностью, общественной значимостью .
Кроме того, бесконтрольное течение заболеваний вызывает высокий уровень инвалидизации, создает общественную опасность, создает существенный экономический ущерб. Недостаток состоит в том, что у психоневрологических больных резко меняется отношение к жизни. Кроме того, их образ жизни существенно влияет на качество жизни родственников, ближайшего окружения. В тяжелых случаях, при обострениях и невозможности контроля над состоянием может возникать общественная угроза (возникающая, к примеру, в связи с неконтролируемой агрессией, суицидальными мыслями, аффективным и маниакальным поведением). Существенно меняется отношение общества к психоневрологическому больному, в связи с чем часто нарушаются основные конституционные права такого человека.
Вместе с тем, возможность контроля над состоянием, возможность активного участия таких людей в общественной жизни, востребованность на рынке труда, занятость свидетельствует о важности и значимости психосоциальной помощи, социального обеспечения и реабилитации. Все это позволяет переосмыслить, по-новому взглянуть на проблему социального обеспечения психоневрологической помощи, на возможность проведения социальной работы с этой категорией населения. Проблему оказания социальной помощи психоневрологическим больным необходимо рассматривать как проблему, возникающую на стыке медицины и социального обеспечения, социальной работы .
Проблематика исследования. В современном обществе достаточно остро стоит проблема социального обеспечения, реабилитации психоневрологических больных. Важно не только обращать внимание на проблемы данной категории населения, но и принимать активные действия, направленные на решение этих проблем, предотвращение нарушения социальных прав и гарантий психоневрологических больных. Все это говорит о том, что сегодня возникает потребность не только в совершенствовании методов и технологий социальной работы с учетом специфики данной группы людей.
Теоретические основы работы. Психосоциальному сопровождению психоневрологических больных, технологиям социальной работы и социального обеспечения посвящены труды следующих авторов: Гейер Т.А. , Гурович И.Я. , Дементьева Н.Ф. , Холостова Е.И. , Павленок П.Д.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что комплексное изучение проблем лиц, имеющих психоневрологических заболевания, а также исследование форм, методов и технологий работы с этой категорией населения, позволит выделить оптимальные пути и факторы, влияющие на процесс социального обеспечения пациентов. Совершенствование методов и форм социального обеспечения существенно повысит качество жизни, социальные гарантии психоневрологических больных.
Объектом исследования являются лица, имеющие психоневрологические заболевания.
Предмет исследования – особенности социального обеспечения лиц, имеющих психоневрологические заболевания.
Цель работы - изучить особенности социального обеспечения пациентов, страдающих психоневрологическими заболеваниями с целью дальнейшего повышения эффективности их медицинской, социальной и трудовой реабилитации в условиях учреждений системы социальной защиты населения.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные технологии, нормативно-правовую базу психосоциальной работы с психоневрологическими больными.
2. Исследовать теоретические аспекты психоневрологических заболеваний.
3. Выделить специфические проблемы и потребности психоневрологических больных.
Методы исследования. В работе применяется теоретический метод исследования: анализ литературных источников, нормативно-правовых актов, протоколов и стандартов проведения психосоциальной работы, социального обеспечения психоневрологических больных.
Новизна исследования. Проанализированы особенности и специфические проблемы, потребности лиц с психоневрологическими заболеваниями, выделены основные типы и формы социального обеспечения данной категории лиц, изучены принципы работы основных учреждений, оказывающих социальную помощь различным категориям населения, в том числе, и лицам с психоневрологическими заболеваниями. Выделены имеющиеся проблемы в этой области (недостаток медицинских, психиатрических знаний у социальных работников, недостаточность психиатрической и психоневрологической помощи в условиях учреждений социального обслуживания). Проанализирована нормативно правовая база, выделены основные права и гарантии психоневрологических больных, установлены причины наиболее частых нарушений конституционных прав этих людей, предприняты попытки рассмотреть возможные пути решения данных проблем. Проанализирован отечественный опыт оказания социальной помощи психоневрологическим больным, выделены основные направления работы, этапы, проанализирован спектр оказываемых услуг. Установлено, что социальные работники не обладают необходимым набором знаний в части работы с лицами, страдающими психоневрологическими болезнями. Не существует стандартизированных требований по организации психосоциальной помощи и социального обеспечения этих категорий населения.
Практическая значимость. Результаты проведенного исследования могут использоваться в разработке методических рекомендаций, направленных на повышение качества оказываемой помощи пациентам с психоневрологическими заболеваниями.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты организации социальной работы и социального обеспечения психоневрологических больных
1.1 Характеристика состояния социального обеспечения психоневрологических больных
Развитие учреждений социального обеспечения различных категорий населений представляет собой серьезную проблему не только в России, но и в мире, в целом. Особенно остро стоит проблема, касающаяся социального обеспечения лиц, страдающих психоневрологическими заболеваниями. Данная категория населения имеет свою специфику, требует особого подхода с учетом особенностей заболевания. Кроме знаний принципов и технологий социальной работы, социальный работник в данной сфере, должен обладать базовым набором медицинских знаний, осознавать специфику заболеваний, уметь их распознавать и корректно реагировать на непредвиденные ситуации .
Психоневрологический интернат. Сегодня основной и наиболее распространенной формой работы с психоневрологическими больными, является психоневрологический интернат. Представляет собой специфическое учреждение, специализирующееся, как правило, на работе с отдельными группами психоневрологических больных. К примеру, выделяют отдельно психоневрологические интернаты, специализирующиеся на работе с умственно отсталыми детьми, с лицами, страдающими ДЦП, различными формами менингита, энцефалита .
В последние годы актуальным направлением является организация домов-интернатов для лиц пожилого и преклонного возраста, поскольку у большинства из них отмечается активное, либо латентное течение психоневрологических заболеваний, регистрируется множество психических, неврологических патологий, психических расстройств, и специфических потребностей. Все это требует специфического подхода. Неизбежные возрастные изменения требуют специфических подходов, как к обеспечению, так и к обращению с лицами преклонного возраста. Большинство пациентов нуждается в общем или специфическом уходе .
Отдельно выделяют категорию инвалидов, проживающих в интернатах. Так, у них часто на фоне инвалидизации, отмечается развитие психоневрологических проблем, которые могут проявляться как в острой, так и в хронической, вялотекущей форме. В основном это больные с тяжелой умственной отсталостью и деменциями разного генеза (шизофрения, деменции позднего возраста и пр.) .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Декларация о правах инвалидов (Принята 09.12.1975 Резолюцией 3447 (XXX) на 2433-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).
2. Декларация о правах умственно отсталых лиц (Принята 20.12.1971 Резолюцией 2856 (XXVI) на 2027-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).
3. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 22.07.2008).
4. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (ред. от 11.06.2008, с изм. от 16.07.2008).
5. Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1(ред. от 22.08.2004) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
6. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих».
7. Гейер Т.А. Необходимые предпосылки для правильного разрешения вопроса о трудоустройстве психически больных. М., 2004. С.147-150.
8. Гурович И Я. Психиатрическая помощь в России: актуальные проблемы. М., 2005. С. 14-23.
9. Гурович И.Я. Психосоциальное лечебно-реабилитационное направление в психиатрии // Ж. «Социальная и клиническая психиатрия». №1 2004.
10. Гурович И.Я. Реформирование психиатрической помощи в России: организационно-методический аспект.// Ж. «Социальная и клиническая психиатрия».№4. 2005.
11. Гурович И.Я. Сберегающее-превентивная психосоциальная реабилитация // Ж. «Социальная и клиническая психиатрия». №1. 2007.
12. Гурович И.Я. Сторожакова Я.А. Общественно-ориентированная психиатрическая служба (служба с опорой на сообщество)// Журнал «Социальная и клиническая психиатрия». №1. 2003.
13. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. М., 2004. - 135 с.
14. Дементьева Н.Ф., Холостова Е.И. Социальная реабилитация. М.: ИтК «Дашков и К», 2007. – 340 с.
15. Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю., Соболь А.Я. Организационно-методические аспекты деятельности социального работника. В кн.; Социальная работа в учреждениях здравоохранения. — М., 2002.
16. Казаковцев Б.А. Состояние и перспективы развития психиатрической помощи в России // Матер. Междунар. конференции психиатров 16-18 февраля 1998. – М., 1998.
17. Красик Е.Д. Реабилитация психически больных: достижения и проблемы // Новое в теории и практике реабилитации психически больных. СПб, 2004. С. 39-43.
18. Основы социальной работы: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. / Под ред. П.Д. Павленка.— М.: ИНФРА-М, 2006.— С. 115.
19. Панов А.М. Центры социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями - эффективная форма социального обслуживания семьи и детей// Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. М.,2003.
20. Психология социальной работы/ Под ред. М.А. Гулиной, - Питер, 2004, с.25-75.
21. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 2008. – С. 486.
22. Рожкова Ю.В. Психиатрическая помощь в системе социальной защиты лиц, страдающих психическими расстройствами (правовые вопросы). Дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2006. – 161 с.
23. Российская энциклопедия социальной работы / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой: В 2 т.— М.: Институт социальной работы, 1997, с.210.
24. Рыбакова Н.А. Пути повышения воспитательного потенциала российской семьи в динамике современного социобытия. // Социальная работа и социальное образование: условия сохранения и развития жизненных сил человека в динамике социобытия. - Псков, 2000. – Гл. 4. – С. 430-485.
25. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина.— М.: ИНФРА-М, 2001, с.350.
26. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Отв. ред. П.Д. Павленок. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и К, 2006, 270.