Фрагмент для ознакомления
2
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ»
Пояснительная записка. Программа ориентирована на учащихся в возрасте от 14 до 18 лет. Подростковый и ранний юношеский возраст является тем жизненным периодом, когда осуществляется проектирование своего будущего через принятие решение о том, какая область труда является наиболее интересной для личностного развития. Выбор профессии – процесс длительный, он включает ряд этапов, продолжительность которых зависит от индивидуальных особенностей школьников и организационно-педагогических условий, созданных в образовательной организации. Решая важную для себя задачу, каждый учащийся начинает выстраивать профессиональные планы, определять перспективы роста в интересующей его сфере.
Вместе с тем стоит подчеркнуть, что выбор профессии – это конечная стадия процесса, итог, которому предшествуют личностное и профессиональное самоопределение. В том случае, если оно состоялось, человек понимает самого себя, знает сильные и слабые стороны, понимает возможные ограничения, осознает необходимость постоянного саморазвития, оценивает риски и старается их минимизировать. Как видно, здесь описана интегративная характеристика личности, обладающей множеством компетенций. Именно поэтому необходимо педагогическое сопровождение: оно позволит школьникам осуществить осознанный профессиональный выбор.
Цель программы – создать организационно-педагогические условия, стимулирующие мотивы осознанного самостоятельного выбора профессии учащимися 8 – 11 классов, на основе сформированной потребности в самопознании и проявления школьниками продуктивной активности, позволяющей обрести свое место в современном профессиональном мире.
Задачи программы:
сформировать у школьников целостные представления о мире профессий, о современном рынке труда, об основных правилах профессионального выбора;
ознакомить школьников с этапами проектирования индивидуальной траектории развития на этапе выбора профессии с учетом личностных индивидуально-психологических и физических особенностей и возможностей, а также на основе требований, выдвигаемых работодателями к конкретным профессиям;
обучить школьников целенаправленному поиску, отбору и систематизации информации о мире профессий; самостоятельному определению уровня пригодности к овладению определенными профессиями; составлению профессионального плана;
создать психолого-педагогические предпосылки интеграции школьников в современные рыночные отношения (подготовка к обучению в профессиональных образовательных организациях – СПО-ВПО).
Предполагаемые результаты. По завершении реализации программы у учащихся 8 – 11 классов будут сформированы мотивы выбора профессии, свидетельствующие о личностной готовности быть интегрированным в современные рыночные условия. Такая готовность понимается как интегративное образование, основанное на устойчивой внутренней мотивации личности к будущей профессии, сформированности профессиональной перспективы, предусматривающей развитие рефлексивных умений и профессионально значимых качеств, что в целом определяет личность как субъекта будущей профессиональной деятельности.
Критерии сформированности мотивов выбора профессии включают:
когнитивный компонент: наличие у школьника целостных представлений о профессии, ее преимуществах и недостатках, содержании профессиональной деятельности (объекте труда, цели, содержании, средствах и проч.); знание о требованиях профессии к личности, способах и путях овладения профессией; общие представления о профессиональных перспективах человека, избравшего конкретную трудовую область;
мотивационный компонент: положительное отношение школьника к будущей профессии, общая гуманистическая направленность личности (заключается в проявлении интереса к людям, благодаря чему завязываются и развиваются социальные связи, помогающие человеку безболезненно войти в новый учебный коллектив – системы НПО-ВПО, а впоследствии стать членом трудового коллектива);
субъектно-личностный компонент: способность школьника к самопознанию, самоанализу, самооценке, саморегуляции, рефлексивные способности и профессионально значимые качества личности.
Срок реализации программы: 4 года.
Участники программы: учащиеся 8 – 11 классов, педагогический коллектив школы.
Формы реализации программы: мини-лекции, экскурсии, проблемно-игровые ситуации. Мини-лекции позволят школьникам ознакомиться с психологическими закономерностями и механизмами личностного и профессионального становления, осознать необходимость обращения к собственному «Я», дающему возможность развивать процессы самопознания и самоанализа, повышать уровень осмысленности профессионального выбора. Экскурсии предназначены для ознакомления с особенностями профессиональной деятельности представителей разных профессий.
Цель проблемно-игровых ситуаций направлена на ознакомление школьников с миром профессий, оказание помощи в профессиональном самоопределении, моделирование ситуаций успешного профессионального выбора. На таких занятиях организуется работа в микро-группах, проводятся дискуссии, осуществляется рефлексия. А в целом создаются условия для свободного обсуждения проблем профессионального выбора.
Место предмета в базисном учебном плане. Программа рассчитана на 136 часов (по 1 часу в неделю на протяжении четырех лет). В 8-х классах – 34 часа, в 9-х классах – 34 часа, в 10-х классах – 34 часа, в 11-х классах – 34 часа. Освоение программы предусматривается в вариативной части курса базисного учебного плана.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска; цифровые образовательные ресурсы: презентации, видео ролики о профессиях.
Использование инновационных подходов в представлении обучающего материала:
1) Сетевые проекты образовательных организаций. Сетевой проект – это учебно-познавательная, исследовательская, творческая деятельность учащихся, организованная на основе компьютерной телекоммуникации. Школьники, задействованные в реализации проекта, вовлекаются в совместные активные обсуждения по проблемам и определенным, заданным в проекте, вопросам. Подростки осуществляют сбор данных, обмениваются в сети творческими идеями, что позволяет обогащать представления о профессиях, оказывать влияние на мотивацию осознанного выбора.
2) Павильон профессиональных проб. Профессиональная проба – это моделирующие элементы конкретного вида профессиональной деятельности, способствующие сознательному обоснованному выбору профессии. Для учащихся 8 – 9 классов разработан комплекс «Профмастер», для выпускников 10 – 11 классов – комплекс «Профориентатор». Оба используются для выявления ведущей профессиональной направленности, определения критериев комфортной работы, в которой индивидуальные особенности характера смогут стать важными профессиональными качествами.
3) Виртуальный кабинет профориентации. Он размещен на сайте образовательной организации. Виртуальный кабинет профориентации помогает познакомиться с миром профессий; получить информацию об учебных заведениях; пройти психологическое тестирование; получить консультацию о своих индивидуальных особенностях; посмотреть видео-, фотоматериалы о профессиях. Работа виртуального кабинета направлена на активизацию школьников, формирование стремления к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных знаний о своих способностях.
4) Бизнес-игры. Это обучающие кейсы, имитирующие различные ситуации из реальной жизни и предназначенные для профессиональной ориентации. Бизнес-игры состоят из следующих блоков: «Управлять целями, видеть возможности», «Начни свой бизнес», «Управлять временем», «Управлять
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Активные методы профконсультирования: методические рекомендации / Сост. Л.А. Дейко. – Ленинградская: Ленинградский учебный центр, 2015. – 64 с.
2) Врублевская М.М., Зыкова О.В. Профориентационная работа в школе: методические рекомендации. – Магнитогорск: МаГУ, 2004. – 80 с.
3) Будникова С.П. Организация профориентационной работы: учебно-методическое пособие. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2014. – 93 с.
4) Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. – М.: Издательство Московского психологического института; Воронеж: МОДЭК, 203. – 456 с.
5) Клочева Г.М., Усанова И.В. Психолого-педагогическое сопровождение старшеклассников при выборе профессии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 44. – с. 191-197.
6) Овсянникова С.К. Организация профориентационной работы в школе: методическое пособие. – Нижневартовск: Изд-во НГУ, 2013. – 362 с.
7) Панов И.А. Актуальные вопросы профориентации в системе общего образования. – Томск, 2017. – 80 с.
8) Профессиональная ориентация обучающихся учреждений общего среднего образования: методические рекомендации / С.М. Комарова, Е.А. Смирнова. – Гомель: ГОИРО, 2014. – 80 с.
9) Тесты по профориентации для учащихся / сост. А.А. Аркадьев. – Минск: Современная школа, 2008. – 272 с.
10) Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков: методические рекомендации. – СПб.: Питер, 2009. – 160 с.
11) Эффективное управление профориентацией как условие успешности выпускника школы: методические рекомендации / Под ред. Л.Н. Дударевой. – Томск: ТОИПКРО, 2015. – 64 с.