Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современная социально-экономическая политика любой страны нацелена на обеспечение устойчивого баланса между ее экономическим и социальным блоками. В последние годы, как в развитых, так и в развивающихся странах активно идут процессы «социализации» экономики, поскольку, на сегодняшний день, уровень качества жизни населения в стране во многом определяет ее конкурентоспособность на мировой арене. Проблемы смещения акцента при проведении государственной политики на социальную сферу также очень актуальны и для Российской Федерации.
Все вышесказанное и обуславливает актуальность темы исследования.
Цель исследования – анализ качества жизни населения регионов России и разработка предложений по его повышению. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
выявить сущность понятий уровня и качества жизни населения;
рассмотреть основные показатели качества жизни населения;
проанализировать факторы территориальной дифференциации качества жизни населения;
провести анализ качества жизни населения регионов России и дать рекомендации по его повышению.
Объектом исследования является: сложившийся в настоящее время уровень качества жизни населения регионов Российской Федерации.
Предмет исследования: основные показатели и факторы, оказывающие влияние на уровень качества жизни населения регионов Российской Федерации.
Методы исследования: теоретический анализ, синтез, индукция и т.д.
В качестве источников при написании курсовой работы были использованы учебные пособия, периодические издания, а также ряд нормативных-правовых актов Российской Федерации.
1.Теоретические подходы к определению качества жизни населения
1.1 Уровень и качество жизни: понятие и сущность
Определение сущности понятий «уровень жизни» и «качество жизни» можно встретить в ряде дисциплин: философии, обществознании, социологии, экономики и прочих. Повышенный интерес к проблеме изучения сущности данных понятий обусловлен тем, что они содержат в себе вопросы жизни, быта, мировоззрения, потребления, окружающей среды, психики, поведения, общественной и трудовой деятельности отдельной как отдельной личности, так и социальных групп, слоев населения.
Изначально о проблемы качества жизни начали обсуждать на Западе с в 1960-х годах. В Российской Федерации эти вопросы начали обсуждать гораздо позднее, в конце 1980-х – начале 1990-х годов, в период политических и социально- экономических реформ. В ходе рыночных преобразования, происходивших в России в тот период, в условиях резкого снижения уровня жизни населения страны, ранее используемое словосочетание «народное благосостояние» было заменено на - уровень жизни.
С середины 90-х годов значимость категории качества жизни населения начала расти, и стала рассматриваться как основная цель социального развития и оценка эффективности работы социальной сферой.
На сегодняшний день нет единого подхода к определению понятий «уровень жизни» и «качество жизни». Зачастую они используются как взаимозаменяемые, а перечни показателей, которые их описывают, в основном сходятся. Однако, понятия эти необходимо различать. Понятие «качество жизни» является более широким, чем уровень жизни, который рассматривается в основном как материальная обеспеченность. В толковом словаре понятие «качество жизни» определяется как содержание и условия жизни людей, социальных групп в обществе, характеризующих качественную сторону, в отличие от количественных, уровневых показателей и стандартов. А.Г. Крыжановская определяет понятие «качество жизни» как категорию, с помощью которой характеризуют существенные обстоятельства жизни населения, определяющие степень достоинства и свободы личности каждого человека». По мнению Беляевой Л.А. качество жизни - это комплексная характеристика условий жизнедеятельности населения, которая выражается в объективных показателях и субъективных оценках удовлетворения материальных, социальных и культурных потребностей и связана с восприятием людьми своего положения в зависимости от культурных особенностей, системы ценностей и социальных стандартов, существующих в обществе.
Организацией Объединенных Наций представлен перечень условий жизнедеятельности, которые в совокупности составляют понятие «уровень жизни»:
рождаемость, смертность, продолжительность жизни;
санитарно-гигиенические условия жизни;
уровень потребления продовольствия;
жилищные условия;
возможности образования и культуры;
условия труда и уровень занятости;
баланс доходов и расходов;
потребительские цены;
обеспеченность транспортом;
возможности для отдыха;
система социального обеспечения;
обеспечение прав и свобод человека.
И.И. Елисеева под уровнем жизни понимает обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных потребностей».
Уровень жизни населения классифицируется четырьмя стадиями.
1. Достаток – пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека.
2. Средняя стадия – рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающие благоприятные условия для полного восстановления физических и интеллектуальных сил человека.
3. Стадия бедности – потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства ресурсов для труда.
4. Стадия нищеты – минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддерживать жизнеспособность человека.
Обобщенно уровень жизни можно определить как степень удовлетворения материальных и духовных потребностей населения объемом товаров и услуг, употребляемых в единицу времени. Уровень жизни отражается объёмом реальных доходов на душу населения и соответствующим объёмом потребления.
Качество жизни можно определить в большей степени как социальную категорию, как степень удовлетворения материальных, духовных, социальных потребностей населения. В независимости какую сферу его жизни это затрагивает (работу, учебу, личную жизнь) при низком качестве жизни человек испытывает неудовлетворенность, и наоборот испытывает удовлетворение при высоком качестве жизни. В связи с этим, человек испытывает нужду в достаточном качестве жизни и стремится к его улучшению.
Государственная деятельность по определению и достижению заданного качества жизни проводится посредством законодательного введение стандартов качества жизни, которые в основном содержат три блока комплексных индикаторов:
1. Индикаторы, характеризующие здоровье населения и демографическое благополучие, которые оцениваются по уровням рождаемости, продолжительности жизни, естественного воспроизводства.
2. Индикаторы, отражающие удовлетворенность населения индивидуальными условиями жизни (достаток, жилища, питание, работа и др.), а также социальная удовлетворенность положением дел в государстве (справедливость власти, доступность образования и здравоохранения, безопасность существования, экологическое благополучие). Для их оценки используются социологические опросы представительных выборок из населения. Объективным индикатором крайней неудовлетворенности служит уровень самоубийств.
3. Индикаторы, оценивающие духовное состояние общества. Уровень духовности определяется по характеру, спектру и числу творческих инициатив, инновационных проектов, а также по частоте нарушений общечеловеческих нравственных заповедей. В качестве единиц измерения используются данные официальной статистики о социальных аномалиях, которые считаются «грехом» - нарушением соответствующих заповедей: убийства, грабежи, тяжкие телесные повреждения, брошенные пожилые родители и дети, алкогольные психозы. Там, где такие проступки встречаются чаще, уровень нравственного состояния хуже.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации. Официальное издание. —М.: Юрид. лит., 2009
2. Аванесов Е.К. Качество жизни и стандартизация индикаторов устойчивого развития. // Экономика качества: No1 (5) / 2014 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://eq-journal.ru/pdf/05/Аванесов.pdf(дата обращения 11.10.2018)
3. Беляева Л. А. Уровень и качество жизни. Проблемы измерения и интерпретации // Социальная политика. Социальная структура, 2011.
4. Грязнова, А.Г., Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям // Под редакцией А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. – М.: ИТД «КноРус», 2009. – 544 с.
5. Елисеева И.И., Социальная статистика, - Москва: ИНФРА-М, 2012
6. Крыжановская А.Г. Теоретические подходы к определению качества жизни населения // Финансы, денежное обращение и кредит. 2011. г. №5,с.46-49
7. Российский статистический ежегодник. 2017: Стат. сб. /Росстат. - Р76 М., 2017. - 686 с.
8. Хасанова В.Н. качество жизни населения как ключевой фактор развития региональной экономики. // Транспортное дело России. - 2013. - №6
9. Уваров И.П., Казначеева О.Х. Актуальные проблемы развития региональной экономики в современных условиях // Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов. Невинномысск, 2008.
10. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ [Электронный ресурс].—Режим доступа:www.gks.ru, свободный
11. Электронный ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Качество_жизни