Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что образ женщины всегда был одним из ведущих не только в литературе, но и во всей мировой культуре. Женщина часто вдохновляла художников, поэтов и писателей на создание произведения, посредством женского образа часто отражали эпоху и ее культурно-исторические особенности.
Все это связано, прежде всего, с тем, что социальный статус и положение женщины в истории менялись в большей степени, а потому и характер восприятия женщин, и их поведение также являются очень динамической характеристикой искусства.
В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» присутствует достаточно много женщин, каждая из которых отражает конкретную проблему социально-политического и психологического характера. Для Тургенева образ женщины – это некий идеологический компонент творчества.
Цель исследования – проанализировать типологию женских образов в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Объект исследования – роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Предмет исследования – женские образы в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Дать общую характеристику жизни и творчества И.С. Тургенева.
2. Проследить историю создания романа «Отцы и дети».
3. Рассмотреть основные идеи романа «Отцы и дети».
4. Привести характеристику «пустой» женщины на примере образа Евдоксии Кукшиной в романе «Отцы и дети».
5. Провести анализ образа Анны Сергеевны Одинцовой в романе «Отцы и дети».
6. Охарактеризовать образ Фенечки в романе «Отцы и дети».
7. Изучить второстепенные женские образы в романе «Отцы и дети».
Материал исследования: роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» (60-е годы XIX века).
Методы исследования: анализ научных источников и материалов художественной литературы, биографический, хронологический, историографический, описательный, сравнительный, классификация, синтез, моделирование.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на 7 параграфов, заключения и списка литературы.
Глава 1. История создания и основное содержание романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»
1.1. Общая характеристика жизни и творчества И.С. Тургенева
Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883) – всемирно известный русский писатель-прозаик поэт, драматург, критик, мемуарист и переводчик XIX века, признанный классиком мировой литературы. Его перу принадлежит множество выдающихся произведений, ставших литературной классикой, чтение которых обязательно для школьной и вузовской программ обучения.
Родом И.С. Тургенев происходил из города Орла, где он родился 9 ноября 1818 года в дворянской семье в родовом поместье его матери. Сергей Николаевич, отец – отставной гусар, служивший до рождения сына в кирасирском полку, Варвара Петровна, мать – представительница старинного дворянского семейства .
Кроме будущего писателя, в семье был еще один старший сын Николай, детство маленьких Тургеневых проходило под неусыпным присмотром многочисленной челяди и под влиянием довольно тяжелого и несгибаемого нрава их матери. Хотя матушка и отличалась особой властностью и суровость нрава, она слыла женщиной довольно образованной и просвещенной, именно она заинтересовала своих детей наукой и художественной литературой.
Поначалу мальчики обучались на дому, после переезда семьи в столицу они продолжили свое обучение у тамошних учителей. Затем следует новый виток судьбы семьи Тургеневых – поездка и последующая жизнь за границей, где Иван Тургенев живет и воспитывается в нескольких престижных пансионатах .
По приезду на родину, в 1833 году, в пятнадцатилетнем возрасте он поступает на факультет словесности Московского государственного университета. После того как старший сын Николай становится гвардейским кавалеристом, семья переезжает в Санкт-Петербург, и младший Иван становится студентом философского факультета местного университета.
В 1834 году из-под пера Тургенева появляются первые поэтические строки, пропитанные духом романтизма (модного в то время направления). Поэтическая лирика по достоинству была оценена его учителем и наставником Петром Плетневым (близким другом А. С. Пушкина).
После окончания Петербургского университета в 1837 году Тургенев уезжает для продолжения своего обучения за границу, там он посещает лекции и семинары в Берлинском университете, параллельно путешествуя по Европе.
Вернувшись в Москву и удачно сдав магистерские экзамены, Тургенев надеется стать профессором Московского университета, однако вследствие упразднения кафедр философии во всех университетах России, этому желанию не суждено сбыться. В то время Тургенев все больше увлекается литературой, публикуются его несколько стихотворений в газете «Отечественные записки», весна 1843 года – время появления его первой небольшой книжки, где была напечатана поэма «Параша» .
В 1843 году по настоянию матери он становится чиновником в «особенной канцелярии» при министерстве внутренних дел и служит там на протяжении двух лет, затем выходит в отставку.
Властная и амбициозная мать, недовольная, тем что сын не оправдал ее надежд как в карьерном, так и в личном плане (не нашел себе достойную партию, и даже имел незаконнорожденную дочь Пелагею от связи с белошвейкой), отказывается от его содержания и Тургеневу приходится жить впроголодь и влезать в долги.
Знакомство со знаменитым критиком Белинским повернуло творчество Тургенева в сторону реализма, и он начинает писать стихотворные и иронично-нравоописательные поэмы, критические статьи и рассказы.
В 1847 году Тургенев приносит в журнал «Современник» рассказ «Хорь и Калиныч», который Некрасов печатает с подзаголовком «Из записок охотника», так начинается настоящая литературная деятельность Тургенева
В 1847 году он из-за любви к певице Полине Виардо (с ней он познакомился в 1843 году в Петербурге, куда она приезжала на гастроли) надолго уезжает из России и живет сначала в Германии, затем во Франции. Во время жизни за границей было написано несколько драматических пьес: «Нахлебник», «Холостяк», «Месяц в деревне», «Провинциалка».
В 1850 году писатель возвращается в Москву, работает критиком в журнале «Современник», в 1852 году выпускает книгу своих очерков под названием «Записки охотника» .
Тогда же впечатленный смертью Н.В. Гоголя, пишет и публикует некролог, официально запрещенной царской цезурой. Затем следует арест на один месяц, высылка в родовое имение без права покидать пределы Орловской губернии, запрет выезда за границу (до 1856 года). Во время ссылки были написаны повесть «Муму», «Постоялый двор», «Дневник лишнего человека», «Яков Пасынков», «Переписка», роман «Рудин» (1855 год).
После окончания запрета на выезд за границу, Тургенев уезжает из страны и два года живет в Европе. В 1858 году он возвращается на Родину и публикует свою повесть «Ася», вокруг неё среди критиков сразу же разгораются жаркие диспуты и споры. Затем появляется на свет роман «Дворянское гнездо» (1859), 1860 год – «Накануне».
После этого происходит разрыв Тургенева с такими радикально настроенными писателями как Некрасов и Добролюбов, ссора с Львом Толстым и даже вызовом последнего на дуэль, который в итоге закончился миром. Февраль 1862 – печать романа «Отцы и дети», в котором автор показал трагизм нарастающего конфликта поколений в условиях набирающего обороты социального кризиса.
С 1863 года по 1883 года Тургенев живет сначала с семьей Виардо в Баден-Бадене, затем в Париже, не переставая интересоваться происходящими событиями в России и выступая своеобразным посредником между западноевропейскими и российскими литераторами.
За время жизни за границей были дополнены «Записки охотника», написаны повести «Часы», «Пунин и Бабурин», самый крупный по объему из всех его романов «Новь».
Вместе с Виктором Гюго Тургенева избрали сопредседателем Первого международного конгресса писателей, проходившего в Париже в 1878 году, в 1879 году происходит избрание писателя почетным доктором старейшего университета Англии – Оксфорда .
На склоне лет Тургеневский не перестает заниматься литературной деятельностью, и за несколько месяцев до его смерти в свет выходят «Стихотворения в прозе», прозаические фрагменты и миниатюры, отличающиеся высокой степенью лиричности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова А.Ю., Проводина М.А. Творчество И.С. Тургенева. – Екатеринбург: Альтер эго, 2016. – 343 с.
2. Борисов Г.П., Сычева Ю.С. Исследования русской классической литературы. Вып. 4. Иван Сергеевич Тургенев. – Ярославль: Азимут, 2017. – 359 с.
3. Васильев Я.Н. Романы И.С. Тургенева. – Мурманск: ИД Полярные зори, 2016. – 293 с.
4. Венидиктова А.С., Крупенкова П.И., Филонова М.М. Основные принципы изображения женских образов в творчестве И.С. Тургенева: проблемы исследования // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного литературоведения». – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2018. – С. 99–124
5. Ефимов А.В., Тихонов А.А. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». – Воронеж: Альянс, 2016. – 395 с.
6. Коноваленко С.М. Основные направления исследований творчества И.С. Тургенева. – Архангельск: Свет, 2018. – 358 с.
7. Лаевская И.Т., Сумарокова И.М., Черневская Д.А. «Женские образы» в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной культурологии». – Самара: Самарский государственный медицинский университет, 2016. – С. 105–121
8. Малышева П.А., Григорьева Н.А. «Тургеневская героиня» как культурологический концепт // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум». – СПб.: Российская академия правосудия, 2015. – С. 59–72
9. Мирошникова С.С., Полежаева И.И. Принципы создания женских персонажей в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы исследования русских классических произведений: история и современность». – Брянск: Брянский государственный университет, 2017. – С. 56–70
10. Назарова Г.В., Чуркин И.М. Основные признаки «турегеневской барышни» в русской литературе // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы изучения и анализа произведений искусства в современной России». – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2016. – С. 77–90
11. Пилецкая С.В., Оноприенко А.В., Родионова Г.В. Принципы изучения методов художественной образности в русской литературе // Материалы научно-практической конференции «Особенности формирования современных представлений о литературе XIX века». – Саратов: Саратовский государственный медицинский университет, 2016. – С. 100–120
12. Сорокина В.А., Петренко Г.Г. Роман «Отцы и дети»: принципы изучения. – Новороссийск: Приоритет, 2016. – 468 с.
13. Титоренко В.В. Принципы изучения художественных образов в русской классической литературе. – Волгоград: Знамя, 2014. – 320 с.
14. Тургенев И.С. Отцы и дети. Роман. – М.: Детская литература, 2018. – 300 с.
15. Уфимцева А.В. Женские образы в мировой литературе. – Волгоград: Смена, 2015. – 380 с.
16. Ященко С.С. Исследования творчества И.С. Тургенева: история и современность. – Тула: Звезда, 2016. – 226 с.