Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Необходимым условием эффективности формирования личности ребенка является непрерывность, последовательность воспитательно-образовательного процесса. Механизмом обеспечения такой непрерывности является организация преемственности между всеми звеньями образования, в частности, между дошкольным учреждением и начальной школой.
Различные аспекты обучения дошкольников, формирования у них учебных действий и готовности к школьному обучению рассматривали: О.М. Анищенко. Л.В. Берцфаи, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Давидчук, В.В.Давыдов, А.В. Запорожец, С.А. Козлова, Е.Е. Кравцова, М.И. Лисина, Н.М.Магомедов, Н.Н. Поддьяков, В.А. Сухомлинский, У.В. Ульенкова, Л.И. Цеханская, Д.Б. Эльконин и др.
В целом, обучение предполагает целенаправленно организованное, основанное на знании закономерностей психического развития и возрастных особенностей, потребностей ребенка, педагогическое руководство деятельностью ребенка (учебной, игровой, трудовой), в процессе которой происходит развитие внутренних сил ребенка, воспитываются предпосылки к учебной деятельности.
Проблема взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в Российской Федерации в современных условиях развития общества является наиболее актуальной. Одной из главных проблем дошкольного образования в России, является взаимодействие детского сада с семьей для выработки общей стратегии действий по вопросам воспитания и развития личности дошкольника. Как известно, семья является первым и главным институтом социализации ребенка, в условиях семьи формируется первый социально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития личности ребенка.
Но, к сожалению, сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации, например, такие как снижение воспитательного потенциала, изменение роли родителей в процессе первичной социализации ребенка, тенденция отстранения родителей от ответственности за своего ребенка. Поэтому для изменения ситуации в положительную сторону родителям необходима социально-педагогическая помощь, и так как первым внесемейным институтом социализации ребенка является детский сад, то помощниками могут быть квалифицированные педагоги и специалисты дошкольной образовательной организации.
Противоречие между необходимостью создания целостной системы обучения детей и отсутствием научно обоснованных рекомендаций по организации данного процесса, обуславливает актуальность выбранной нами темы исследования.
Проблема данного исследования заключается в подборе эффективных направлений и форм взаимодействия педагогов с родителями в вопросах формирования предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: исследовать формы работы ДОО с семьями дошкольников по формированию предпосылок учебой деятельности.
Объект исследования: процесс работы ДОО с семьями дошкольников
Предмет исследования: условия и формы работы ДОО с семьями дошкольников по формированию предпосылок учебой деятельности.
Цель и предмет определили следующие задачи исследования:
рассмотреть особенности дошкольного возраста;
изучить особенности процесса обучения дошкольников;
провести исследование процесса обучения дошкольников.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы. В ходе экспериментальной работы осуществлялись: наблюдение, тестирование.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава I. Теоретические аспекты работы ДОО с семьями дошкольников по формированию предпосылок учебой деятельности
1.1.Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка [2].
Дети дошкольного возраста - это дети от 3 до 6–7 лет. В психологии дошкольный возраст делится на несколько периодов:
- младший – 3-4 года;
- средний – 4-5 лет;
- старший – 5-7 лет.
На протяжении всех этапов детский организм активно растет и развивается. К семи годам ребенок вырастает примерно на 20-25 см, увеличивается масса тела и объем мозга.
В этом возрасте совершенствуется нервная система, а также процессы высшей нервной деятельности. Гармоничное развитие физиологических и психических процессов очень важно для последующего формирования личности и приобретения навыков новых видов деятельности. Для всех детей дошкольного возраста характерен высокий уровень познавательной активности. А увеличение объема мозга способствует развитию таких высших мыслительных процессов, как:
- восприятие и анализ окружающего мира;
- наглядное мышление;
- логическое мышление;
- произвольное внимание;
- смысловая память [5].
Речь начинает отыгрывать ключевую роль в процессе познавания окружающего мира. Посредством общения ребенок учится основам различных видов деятельности. Чтобы успешно выполнять различные действия, ребенку достаточно словесной инструкции и объяснений, если у него уже имеются четкие наглядные примеры.
Обучение детей дошкольного возраста строится вокруг процессов чувственного познания и наглядного мышления. В зависимости от степени развития образного мышления и способности усваивать информацию на наглядных примерах можно оценивать текущие познавательные возможности ребенка и его готовность к более сложным, логическим формам мышления.
Психология дошкольного возраста изучает основные виды деятельности в дошкольном возрасте, среди которых:
- игры: развитие моторики, мыслительных процессов, обучение;
- изобразительная деятельность: рисунки, поделки, фигурки из пластилина и другие предметы, сделанные ребенком, которые являются результатом его первой продуктивной деятельности.
Трудовая деятельность активизирует у дошкольников процесс развития личности и силы воли. На данном жизненном этапе дети получают первые представления о нравственности и нормах поведения в социальной группе. Примерами для подражания становятся родители и другие взрослые. К концу дошкольного возраста ребенок должен быть полностью готов к школьному обучению. Научить ребенка быть самостоятельным помогут различные развивающие игры и посильный труд [3].
Помогая родителям в выполнении бытовых задач, дети углубляют свои знания и навыки, а также приобретают новые умения, которые понадобятся им на этапе школьного обучения. Особенностью дошкольного возраста является постоянное стремление к освоению новых видов деятельности.
Многие дети в этом возрасте посещают детский сад, тем самым получают первые опыты социального взаимодействия. В этом возрасте ребёнок начинает более полно воспринимать окружающий мир. Основным объектом его наблюдений являются родители.
У детей дошкольного возраста развивается память, но она пока ещё носит непроизвольный характер. Всё, что вызывает у ребёнка эмоциональный всплеск, он запоминает.
По достижении трехлетнего возраста ребенок начинает активно взаимодействовать со взрослыми. Он может выполнять простые задачи по обслуживанию собственного быта и стремится реализовать эту долю самостоятельности. Удовлетворение данной потребности необходимо для легкого перехода ребенка из раннего возраста в дошкольный и начала формирования характера личности.
Развитие детей дошкольного возраста должно проходить в рамках сюжетно-ролевой игры. Эта стратегия носит название концепции ведущей деятельности. Ее суть заключается в прививании ребенку способностей к различным формам трудовой деятельности. Благодаря игровому обучению дети получают базовые навыки моделирования различных предметов, рисования, лепки и др. Неотъемлемой частью развития сознания в этот период является составление определенной иерархии мотивов и желаний, среди которых четко выделяются более и менее значимые [12].
Составляя характеристику дошкольного возраста, следует отметить, что импульсивное и ситуативное поведение у детей постепенно заменяется личностным, которое провоцируется полученными представлениями и образами. Деятельность ребенка направляется на достижение определенного результата, что особенно четко проявляется в таких родах деятельности, как рисование, конструирование и др. Со временем дети переходят от подражания существующим образцам к воплощению собственных проектов, созданных их воображением.
Средний дошкольный возраст является периодом максимальной активизации воображения и способностей к творческим формам деятельности. Психологическая особенность детей дошкольного возраста – преимущественно образное и наглядно-действенное мышление. Однако в этом периоде происходит также закладывание основ логического мышления, смысловой памяти и координации функций психики. 4-5 лет – это своеобразный пик в эмоциональном развитии ребенка.
К концу дошкольного периода ребенок полностью осознает, что он способен управлять собственным поведением. Это новая ступень самосознания, которая позволяет перейти к усвоению действующих в обществе прав поведения и норм нравственности. Действиями ребенка начинают руководить не только его желания, но требования окружающих. Трудности с поведением у дошкольников связаны с повышенной эмоциональностью. Эффективным средством для решения данной проблемы является общение с другими детьми. На данном этапе развития сверстники являются для ребенка более интересными партнерами для совместной деятельности, чем взрослые [4].
Воспитание детей дошкольного возраста – одно ключевых направлений в педагогике. Обучение дошкольников имеет определенную специфику:
- Усвоение новых знаний и навыков происходит в игровой форме или с помощью других методов предметной деятельности.
- Развитие психических функций, воображения и мыслительных процессов осуществляется в процессе рисования, конструирования, лепки, моделирования аппликаций и т.д.
- Характерной особенностью всех творческих занятий является то, что они могут успешно компенсировать друг друга, что позволяет выбрать наиболее интересный для ребенка род деятельности.
Дети дошкольного возраста требуют большего внимания к себе, хотят, чтоб их больше любили, понимали, относились, как к другу и партнёру. У детей дошкольного возраста интенсивно развивается речь. Хотя интенсивность этого развития зависит от его условий жизни. Количество употребляемых слов с 3 до 6 лет увеличивается в три раза. Ребёнок точно
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 2010. - 672 с.
2. Алферов А.Д. Психология развития школьников / А.Д. Алшеров. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 384 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
4. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; Под ред. А.В. Петровского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2009. – 288 с.
5. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца; предисл. О.М. Дьяченко. – М.: Междунар. образоват. и психол. колледж, 2014. – 144 с.
6. Выгодский Л.С. Проблема возраста // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. – 2-е изд. – М.: МПСИ, 2010. – С. 51–67.
7. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – 5-е изд. / Н.И. Гуткина. – СПб.: Питер, 2011. – 208 с.
8. Журова Л.Е., Кочурова Е.Э, Кузнецова М.И. Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе / Л.Е. Журова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова // Справочник руководителей и учителей начальной школы. - Тула: Родничок, 2013. - 832 с.
9. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Дошкольное воспитание и развитие / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 123 с.
10. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2012 - 384 с.
11. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – 3-е изд. / Е.Е. Кравцова. - СПб.: Речь, 2010. - 152 с.
12. Кривых С.В., Урбанская М.В. Готовность к школе: теоретический анализ понятия / С.В. Кривых, М.В. Урбанская // Вестник Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д.И. Менделеева. - 2010. - № 2. - С. 75-86.
13. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2009. - 426 с.
14. Люблинская А.А. Детская психология. Уч. пособие для студентов пед ин-тов. / А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 1971. – 376с.
15. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - 2-е изд. / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Академия, 2008. – 192 с.
16. Нижегородцев Н.В. Психологическая готовность ребёнка к школе [Текст] / Н. В. Нижегородцев. – М., 2002.- 148 с.
17. Павлова Л.Н. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста / Л. Н. Павлова. – М., 2002. - 133.
18. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры / М. А. Панфилова. - М., 2001.- 345 с.
19. Перевозникова Е.В. Психологические особенности самосознания подростков из семей православной и атеистической ориентации: автореф.дис…канд.психол.наук/ Е.В. Перевозникова; Московский педагогический государственный университет - М., 2000. - 46 с.
20. Прима Е.В. Развитие социальной уверенности у дошкольников / Е. В. Прима. - М., 2003 - 127 с.
21. Психолого-педагогическое сопровождение семьи в культурном многообрзии современного мира: материалы V-ой Всерос. Студ. Олимпиады по спец. «педагогика и психология», Екатеринбург, 15-17 октября 2008 г. / Урал. гос. пед. ун-т ; сост. Н. С. Белоусова. – Екатеринбург: [б. и.], 2008.-120 с.
22. Пухова Т.И. Шесть кукол: психологический анализ режиссерской игры в «семью» у дошкольников / Т. И. Пухова. – М., 2000 - 134 с.
23. . Райгородский Д. Психология самосознания / Д. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2007 - 361 с.
24. Ромек В. Тренинг уверенности в межличностных отношениях / В. Ромек.– СПб: Речь, 2007 - 160 с.
25. Сатир В. Психотерапия семьи: Пер. с англ. / В. Сатир. – СПб: Речь, 2006 - 340 с.
26. Семья как социальная и эмоциональная единица: хрестоматия / сост. Э.Г. Эйдемиллер, Н.В. Александрова, В. Юстицкис. – Санкт-Петербург : Питер, 2000. – 27 с.
27. Соколова Т.П. Тематический контроль «Сотрудничество с родителями» / Т. П. Соколова// Справочник старшего воспитателя. - №1. - 2008. - С. 23.
28. Столяпенко Л.Д. Основы психологии: Практикум / Л.Д.Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 432 с.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // ФГОС ДО. 2013. URL: http://ped-kopilka.ru/blogs/klyuka-natalija/fgos-doshkolnogo-obrazovanija.html.
30. Фопель К. Чтобы дети были счастливы: Психологические игры и упражнения для детей школьного возраста: Пер. с нем. / К. Фопель. – М. : Генезис, 2006 - 54 с.
31. Эльконин Д.Б. Особенности психического развития детей 6–7 летнего возраста / Д.Б. Эльконина. – М., 2002. - 253 с.