Фрагмент для ознакомления
2
Введение
По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, около 1,6 млн детей (в возрасте от рождения до 18 лет) относятся к категории лиц с ограниченными возможностями, в том числе 587 тыс. из них имеют статус инвалида.
К сожалению, необходимо констатировать, что из года в год рождается все больше детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (по данным статистики 2016 года, на 1000 новорожденных приходится 5–6 таких детей). Причем к данному нарушению зачастую присоединяются сопутствующие заболевания, усугубляющие поставленный диагноз. Диагноз ДЦП для многих родителей звучит как приговор. У них возникает множество вопросов: как найти пути выхода из сложившейся ситуации, где найти нужных специалистов, кто поможет быстро и верно подобрать ряд необходимых реабилитационных мероприятий? И это всего лишь малая часть проблем, которые приходится решать «здесь и сейчас». Очень важно, как можно раньше обратить внимание на имеющиеся у ребенка отклонения. Чем раньше обозначена проблема и поставлен правильный диагноз, тем меньше времени затратится на восстановление потерянных либо отсутствующих навыков движения – крупной и мелкой моторики.
В настоящее время в Российской Федерации большое внимание уделяется вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность данного процесса во многом зависит от условий и сроков организации психолого-педагогического сопровождения детей указанной категории.
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. Для детей с нарушением опорнодвигательного аппарата это еще более актуально. Подход к реабилитации детей с ограниченными возможностями проанализирован в исследованиях О.П. Гаврилушкиной, С.Н. Денега, Л.Н. Кошелѐвой, Т.П. Павленко, Н.Д. Соколовой и др. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом рассматривается К.А. Семеновой, Н.М. Махмудовой. Взаимосвязь медико-психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями и их интеграции в общество раскрывается в работах А.А. Катаевой, Э.И. Леонгард, Е.М. Мастюковой, Е.М. Старобиной, Е.А. Стребелевой, Л.М. Шипицыной и др.
Вопрос физической реабилитации и социальной адаптации дошкольника в стенах дошкольного, а не лечебного учреждения очень актуален. Дошкольники с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата нуждаются в работе коррекционно-развивающего характера, в целенаправленном воздействии на коррекцию недостатков, которые могут привести к нарушению умственной работоспособности, изменению способов коммуникации и средств общения, вызвать трудности во взаимодействии с окружающим миром, в дальнейшем овладении познавательным опытом на этапе школьного обучения.
Цель исследования: изучить вопросы адаптации и социализации в дошкольных учреждениях детей с ДЦП.
Объект исследования - процесс социальной адаптации детей с церебральным параличом.
Предмет исследования - содержание и формы процесса социальной адаптации дошкольников с церебральным параличом в условиях ДОУ.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Особенности дошкольников с ДЦП
1.1. Детский церебральный паралич: этиология
Детский церебральный паралич (ДЦП) является самым распространенным нарушением опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста по сравнению с количеством последствий полиомиелита, черепно-мозговых травм, а также миопатий и врожденной патологии опорно-двигательного аппарата.
Детский церебральный паралич — сложное полиэтиологическое неврологическое заболевание, проявляющееся в сочетании двигательных расстройств с нарушением корковых функций, возникающих вследствие раннего органического поражения ЦНС. Поражение ЦНС носит мозаичный (частичный) характер и характеризуется непрогредиентностью.
Существует множество классификаций ДЦП по разным основаниям. Чаще всего используется классификация К. А. Семеновой, выделяющая 5 форм ДЦП: спастическая гемиплегия, двойная гемиплегия, гиперкинетическая форма, атоническая — астатическая форма, гемиплегическая форма.
По данным ряда исследователей, решающая роль в возникновении ДЦП принадлежит перинатальным факторам (неудовлетворительное состояние здоровья матери, внутриутробные инфекции, иммунная несовместимость матери и плода), что приводит к преждевременным родам и, как следствие, малому весу младенца (1500 г и менее). В меньшей степени повреждающее воздействие на развивающийся мозг при ДЦП оказывают интранатальные (асфиксия в родах, родовая травма) и постнатальные факторы (нейроинфекции, черепномозговые травмы), которые ограничивают возможности реализации компенсанаторных механизмов мозга новорожденного.
Механизмом двигательных нарушений при ДЦП выступает запаздывание в угасании рефлекторных двигательных актов — врожденных автоматизмов (в частности, позотонических рефлексов).
Вследствие раннего воздействия повреждающих факторов происходят нарушение формирования нейронов, их миграции и нарушения регионального созревания мозговых пузырей (в первом триместре беременности). Позднее происходят нарушения развития синаптических связей, миелинизации, глиогенеза. Нарушается проекция двигательных элементов коры по отношению к спинальным мотонейронам. Тяжесть нарушения архитектоники мозга (наличие недифференцированных клеток в коре, аномалии пирамидного тракта, мозолистого тела и др.) коррелирует с выраженностью двигательных расстройств. Часто возникают нарушения спинального тока, приводящие к развитию гидроцефалии, ишемии и возникновению малых кортикальных расстройств.
Двигательные нарушения при ДЦП выражаются в поражении верхних и нижних конечностей (парезы и параличи) в виде нарушения тонуса мышц, патологических рефлексов, наличия насильственных движений — гиперкинезов, несформированности актов равновесия и координации, нарушения мелкой моторики рук, которые сочетаются с дефектами речевой системы, слуха, зрения и интеллектуальной недостаточностью (от легких форм ЗПР до тяжелой УО). Следует отметить, что не существует четкой связи между выраженностью двигательных и интеллектуальных расстройств.
Отмечается, что у детей с ДЦП потенциально сохранены предпосылки к развитию высших форм мышления, но множественные нарушения (двигательные, сенсорные, речевые), выраженность астенических проявлений, низкий запас знаний вследствие социальной депривации ограничивают возможности этой категории детей.
ДЦП всегда сопутствуют разные соматические расстройства (изменения легочной вентиляции, поражения верхних дыхательных путей в сочетании с нарушениями глотания, жевания, слюнотечением и нарушением оральной перцепции в целом). Часто ДЦП осложняется эпилепсией и патохарактерологическими изменениями личности (психосоматиями, невротическими расстройствами, навязчивыми состояниями, страхами, шизоморфными и аутичными состояниями).
Отмечается связь интеллектуальных расстройств с формой ДЦП, что обусловлено локализацией поражения головного мозга.
Так, относительно сохранный интеллект наблюдается у детей с гиперкинезами, т. к. поражены подкорковые структуры, а не кора головного мозга, обеспечивающая высшие психические функции. При гемиплегических формах ДЦП структура гностических и интеллектуальных дефектов определяется локальным недоразвитием отделов мозга: левосторонний парез — недоразвитие зрительно-пространственного анализатора и синтеза, правосторонний парез — недоразвитие вербальных функций.
1.2. Личностные особенности детей дошкольного возраста с ДЦП
В связи со сложностью структуры дефекта при ДЦП дети с раннего детства нуждаются в комплексном медико-психолого-педагогическом сопровождении. Особое внимание уделяется профилактике вторичных расстройств личности и созданию компенсаторных схем для социальной адаптации ребенка с ДЦП. Медикаментозное воздействие направлено на нормализацию мышечного тонуса (доступно незначительное улучшение), активизацию когнитивных функций и соматического здоровья в целом. В программу реабилитации детей с ДЦП обязательно входят ЛФК, массаж, занятия с педагогом-психологом и учителем-логопедом (дефектологом, тифло- и сурдопедагогом — при сопутствующих перцептивно-мыслительных нарушениях).
Комплексная реабилитация наиболее успешно проходит в ДОУ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (при сохранном интеллекте и ЗПР), а при множественных нарушениях развития — в группах для детей со сложными дефектами (если самостоятельно передвигается) и в группах «Особый ребенок» (при необходимости оказания ребенку постоянной помощи взрослого для поддержания вертикального положения).
По мнению ученых (Н.Н. Малофеев, К.А. Семѐнова, М. Хари, Н.В. Симонова и др.), дети, имеющие нарушения функций ОДА разной степени
Фрагмент для ознакомления
3
1. Божович, Л. И. Личность и формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - СПб. : Питер, 2008. - 400 с.
2. Венгер, Л. А. Психология : учеб, пособие / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. - М. : Владос, 2010. - 335 с.
3. Винникотт, Д. В. Семья и развитие личности ребенка. Мать и дитя / Д. В. Винникотт. - Екатеринбург : Литур, 2004. - 400 с.
4. Гаврилова Н. В. Проблемы адаптации лиц с ОВЗ / Н. В. Гаврилова // Профессиональное образование. - 2013. - № 1. - С. 42-45.
5. Егорова, Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т. В. Егорова. - Балашов : Николаев, 2007. - 80 с.
6. Иневаткина, С. Е. Особенности взаимодействия матери и ребенка с ограниченными возможностями здоровья / С. Е. Иневаткина // Гуманитарные науки и образование. - 2011. - № 1. — С. 44—47.
7. Калижнюк, Э. С. Психические нарушения при детских церебральных параличах [Электронный ресурс] : учеб, пособие / Э. С. Калижнюк. - М. : Наука, 2012. - Режим доступа: http://www.twirpx.com.
8. Калягин, В. А. Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях / В. А. Калягин, Ю. В. Матасов, Т. С. Овчинникова. - СПб. : КАРО, 2005. - 240 с.
9. Ковалев, В. В. Психиатрия детского возраста : учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / В. В. Ковалев. - М. : Наука, 2005. - 609 с.
10. Козявкин, В. И. Детские церебральные параличи [Электронный ресурс] : монография / В. И. Козявкин. - М. : Педагогика, 2011. - Режим доступа: http://www. twirpx.com.
11. Кроткова, А. В. Межличностные процессы в группе дошкольников с церебральным параличом / А. В. Кроткова // Дети с проблемами в развитии. - 2005. - № 2. - С. 45-49.
12. Кулеш, Н. С. Современный подход к восстановительному лечению детского церебрального паралича / Н. С. Кулеш // Коррекционная педагогика. - 2004. - № 1. - С. 6-11.
13. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. - СПб. : ПИТЕР «Мастера психологии», 2009. - 320 с.
14. Мастюкова Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / под ред. А.Г. Московкиной. – М.: Классике Стиль, 2003
15. Организация помощи при детском церебральном параличе // Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации : сб. науч. тр. / под ред. А. В. Ворониной. - Минск : Беларусь, 2007. - С. 107— 116.
16. Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом / под ред. М. Н. Ипполитовой. -М. : Просвещение, 2006. - 210 с.
17. Пономарева, Г. А. Программа коррекционно-развивающих занятий с детьми с ДЦП от 3-х до 12 лет в условиях сенсорной комнаты / Г. А. Пономарева // Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья : сб. науч. ст. / под ред. М. Н. Ипполитовой. - М. : Наука, 2008. - С. 112-122.
18. Приходько, О. Г. Ранняя помощь детям с двигательными нарушениями: задачи, содержание и методы // Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям : материалы конференции, г. Москва, 18-19 февраля 2003 г. / сост. Ю. А. Разенкова, Е. Б. Айвазян. - М. : Полиграф сервис, 2003. - С. 284-302.
19. Разенкова, Ю. А. Варианты внутренней материнской позиции у матерей детей с синдромом Дауна младенческого и раннего возраста / Ю. А. Разенкова, Е. Б. Айвазян, С. Е. Иневаткина, Г. Ю. Одинокова // Дефектология. - 2011. - № 1. - С. 45-55.
20. Семенова, К. А. Клиника и реабилитационная терапия детей с церебральным параличом [Электронный ресурс] : учеб, пособие / К. А. Семенова. - М. : Высш. шк., 2011. - Режим доступа: http://www.twirpx.com.
21. Содномова Н. Б.-Ц. Педагогические условия формирования социальных компетенций старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: дис. … канд. пед. наук. — М., 2015. — 175 с.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва.
23. Финк А. Кондуктивная педагогика А. Петѐ: Практика развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М.: Академия, 2003