Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность поиска эффективных путей совершенствования физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательной школе обусловлена тем, что именно во время учебы в школе важно научить ребенка самому заботиться о своем здоровье, сформировать у него установку на его поддержку. Значительное снижение уровня жизни большей части населения, сокращение государственной и особенно общественной системы спортивных организаций для школьников и молодежи, переход специалистов в другие сферы деятельности, сокращение материально-технической базы спорта и системы соревнований, которые состоялись в государстве, значительное влияние на состояние здоровья учащихся.
В поисках подходов к организации физкультурно-оздоровительной работы с учащимися ученые единодушно отмечают необходимость создания программ физкультурно-оздоровительной работы, которые должны учитывать мотивы и интересы школьников и способствовать снижению показателей заболеваемости детей; повышению уровня их физической подготовленности; стабильности физической и умственной работоспособности; успешном развитии основных психических процессов, творческих способностей, личностных черт; сформированности потребности в движениях; наличия знаний основ сохранения и укрепления здоровья; созданию условий для формирования у детей индивидуальных ценностных ориентаций на занятия физическими упражнениями. Современные специалисты в области физической культуры и спорта настаивают на учете психофизиологических особенностей школьников, знание которых необходимо для организации физкультурно-оздоровительной работы в школе, а именно: особенности организации познавательных процессов, половых особенностей, динамика работоспособности.
Совершенно очевидно, что специалисты по физическому воспитанию должны быть хорошо знакомы с индивидуальными анатомо-физиологическими особенностями организма детей, спецификой их приспособительных реакций, влияние физических нагрузок на их организм.
Психофизиологические особенности адаптации к физической нагрузке младших школьников обусловлены влиянием нервной системы на регуляцию функций систем организма, обеспечивающих кислородно-транспортную функцию.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена острой потребностью в изменении подходов к проблеме направленности физкультурно-оздоровительной работы с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей их организма и определение приоритетных направлений предупреждения возникновения стрессовых состояний у детей. Следует направлять организацию урока физической культуры на преодоление стрессовых состояний у учащихся, а не на создание дополнительной стрессовой ситуации.
Объект исследования – особенности физического развития младших школьников и физкультурно-оздоровительная работа с ними.
Предмет исследования – малые формы физкультурно-оздоровительной работы в начальной школе.
Цель исследования – изучение малых форм физкультурно-оздоровительной работы в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Изучение применения малых форм в физкультурно-оздоровительной практике.
2. Провести практический анализ проведения физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного дня младших школьников.
ГЛАВА 1. ПРИМИНЕНИЕ МАЛЫХ ФОРМ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
1.1. Характеристика малых форм физкультурно-оздоровительной работы
Малые формы активного отдыха являются одними из организационных форм физкультурно-оздоровительной работы в учреждении дошкольного образования. Их используют при организации образовательного процесса, чтобы: уменьшить утомляемость восстановить работоспособность.
Все формы физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий, проводимых в процессе учебной и внеклассной работы, должны соответствовать главной цели – способствовать привлечению каждого ученика к ежедневным самостоятельным занятиям физкультурой и спортом [5, с. 34].
С усилением коммерциализации деятельности физкультурных и спортивных клубов, секций, групп возможность принимать в них участие детям из семей с низким и средним достатком резко уменьшилось. Существуют различные классификации внеклассных и внешкольных форм работы по физическому воспитанию в зависимости от того, какой критерий берется для построения классификационной схемы.
В. М. Наскалов предлагает выделить в массовой физкультурно-спортивной практике малые, большие и соревновательные формы занятий неурочного типа [14].
Для малых форм характерны следующие признаки:
1) достаточно узкая направленность деятельности учащихся по сравнению с урочной и большими формами занятий. Поэтому с помощью этих форм решаются отдельные частичные задачи:
а) умеренное повышение тонуса и ускорения работы систем организма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности (формы: утренняя гигиеническая гимнастика, вступительная производственная гимнастика, лечебная гимнастика);
б) оптимизация динамики оперативной работоспособности во время работы и профилактика ее негативных воздействий на организм (формы: физкультпаузы, физкультминутки, микропаузы, активный отдых);
в) поддержка отдельных сторон приобретенной тренированности и создание предпосылок для повышения эффективности основных занятий (домашние задания по физической культуре);
2) незначительная продолжительность занятий (от 2-3 до 15-20 минут);
3) отсутствие или невыраженность структуры построения занятий (оздоровительный бег);
4) низкий уровень функциональных нагрузок. Необходимо отметить, что малые формы занятий играют дополнительную роль в общей системе физического воспитания.
В настоящее время в государственной политике крайне медленно смещаются акценты из спорта высших достижений на массовый спорт. И в этой сфере духовности и культура остаются без внимания. Необходимо способствовать реализации идеи олимпизма, принципами честной и справедливой игры; сконцентрировать внимание на развитие детей и молодежи через художественное отображение спорта, его гуманистическое осмысление средствами живописи, кино, фотографии; побуждать к использованию народных игр и национальных видов спорта 11, с. 27.
В перспективе также необходимо рассмотреть и сравнить, как развиваются виды и формы спортивных соревнований, подвижных игр, активного отдыха, которые имеют высокий социально-культурный, духовный потенциал и, собственно, поэтому распространились во многих странах мира [17, с. 67].
В такой ситуации школа должна воспитать и дать детям возможность реализовать стремление гармонично сочетать ЗОЖ с повседневными занятиями.
1.2. Возрастные особенности младших школьников
В условиях многочисленных социально-политических преобразований в России особую актуальность приобретает вопрос личностного становления и дальнейшего развития гражданина.
Обеспечение процесса воспитания и обучения каждого ребенка на основе развития его природных способностей является главной концепцией ребенкоцентризма. Необходимо максимально приблизить обучение и воспитание каждого ребенка к его сущности, способностям и особенностям. Этот принцип должен быть определяющим при проведении любых изменений в образовании. Ведь именно он позволит достичь высокого качества образования и, что очень важно, не вопреки природе каждого ребенка, а благодаря ее познанию и развитию.
Каждый возраст, как качественно особый этап психического развития, характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития [9, с. 33]. Это дает основание говорить о социально-педагогических и психологических особенностях, присущих детям определенного возраста.
Так, начало школьной жизни приходится на возрастной период развития ребенка от 6-7 лет до 10-11 (I-IV классы). В психолого-педагогической литературе он обозначен как младший школьный возраст и считается сенситивным для нравственного развития, активного развития личности, психических познавательных процессов, эмоционально-чувственной и мотивационно-ценностной сфер.
Как особый период в жизни ребенка этот период выделился исторически сравнительно недавно с появлением системы общего и обязательного среднего образования и сразу стал предметом исследований многих психологов, педагогов нашей страны и зарубежья.
Почти все вопросы, связанные с возрастными особенностями развития младших школьников, исследовались выдающимися учеными, остаются и сейчас актуальными и вместе с тем требуют новых научных исследований и разработок с учетом современных изменений, требований и потребностей общества.
Социальные задачи и содержание среднего образования постоянно меняются, поэтому хронологические линии и особенности младшего школьного возраста нельзя считать окончательными и неизменными 8, с. 63.
Младший школьный возраст характеризуется развитием важных психических процессов: восприятия, мышления, развитие и формирование речи, внимания, памяти, которые начинают приобретать опосредованный характер, становятся осознанными и свободными. Это переходный период, когда ребенок сочетает в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника. Эти качества используются в его поведении и сознании в виде сложных и противоречивых сообщений. Как любой переходное состояние, младший школьный возраст отличается скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно выявить и развить.
Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются именно в этом возрастном периоде. Новые качества возникают и развиваются при формировании учебной деятельности. Произвольность, внутренний план действия и рефлексия - основные новообразования ребенка младшего школьного возраста. Благодаря им, психика ребенка достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в средней школе, для нормального перехода в подростковый период с его особыми возможностями и требованиями. Неподготовленность некоторых младших школьников в среднюю школу чаще всего связана с несформированностью именно этих общих качеств и способностей личности, которые определяются уровнем психических процессов и самой учебной деятельностью [9, c. 69].
Со вступлением в 1 класс ребенка возникают новые взаимоотношения с окружающими людьми, появляются новые связанные со школой обязанности. Ученик живет по установленному режиму дня, изучает определенные школьной программой предметы, подчиняется школьным правилам поведения. Эта социальная ситуация требует формирования учебной деятельности, которая направлена на усвоение науки и культуры. Именно в построении учебной деятельности, должна научить ребенка учиться, заключается одна из главных задач начальной школы.
Характерными для младшего школьного возраста являются изменения, которые происходят в познавательной сфере ребенка. Прежде всего, начинается интенсивное формирование приемов запоминания. От наиболее примитивных приемов (повторение, внимательный длительное рассмотрение материала) ребенок переходит к группировке, осмыслению связей разных частей материала 16, с .42.
В школе за относительно короткий период ребенок должен усвоить достаточное количество понятий. От него требуется определенный уровень умственных операций (анализ, синтез, рассуждения, сравнения). То есть в процессе школьного обучения происходит не только усвоение отдельных знаний, умений, но и обобщения, а вместе с этим - формирование интеллектуальных операций.
В этом возрасте формируется способность сосредоточивать внимание на малоинтересных вещах; эмоциональные переживания приобретают более обобщенный характер. Наиболее существенные изменения происходят в сфере мышления, которое приобретает все более абстрактного и обобщенного характера.
Период развития ребенка от 6 до 11 лет выделяется психологами и как период становления личности. С поступлением в школу развитие ребенка начинает определяться уже не тремя, как было в дошкольном детстве, а четырьмя видами деятельности [15, с. 133]. Во время учебной, игровой, трудовой деятельности и общения школьники учатся анализировать действия, поступки сверстников, совершенствуют навыки общения и общественного поведения, осознают роль родителей и взрослых.
Стоит вспомнить, что в процессе развития личности ребенка от рождения до 3 лет доминирует семья. В последующие годы добавляется влияние общения с окружающими, информационных средств. Поступление в школу открывает новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, школьные учебные предметы и дела. Увели
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безруких М.М. О мерах по сохранению и укреплению здоровья школьников / М.М. Безруких // Классный руководитель. – 2007. – № 5. – С. 5–18.
2. Бех И. Д. Воспитание личности. / И.Д. Бех. - М: Просвещение, 2008. - 838 с.
3. Бех И. Д. Идентификация в воспитании и развитии личности// И.Д. Бех // Педагогика и психология. - 2013. - №4. - С. 42 - 49.
4. Булатова М. М. Программы по физическому воспитанию в системе среднего образования и пути их совершенствования / М. М. Булатова, А. Т. Литвин // Физическое воспитание студентов творческих специальностей : сб. науч. тр. – Харьков : ХХПИ, 2003. – № 19. – С. 57–70.
5. Виленская Т. Е. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста : учеб. пособие / Виленская Т. Е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 256 с.
6. Гаркуша С. В. Физическое воспитание учеников и студентов: современные проблемы и пути решения / С. В. Гаркуша // Здоровье для всех. Научно-практический журнал. – Пинск: ПолесГУ, 2013. – № 2. – С. 30–33.
7. Когут И.А. Двигательный режим и физическое состояние детей 6-7 лет, учатся в школах разного типа: Автореф. дис ... канд. наук по физическому. исх. и спорта / О.И.Когут. - М.: «Научный мир», 2006. - 20 с.
8. Коломинский Я. Л. О психологии детей шестилетнего возраста. / Я.Л. Коломинский. - М.: Просвещение, 2011. - 190 с.
9. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологи. / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 2002. - 253 с.
10. Круцевич Т. Ю. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Т. Ю. Круцевич. - М.: Олимп. л-ра, 2003. - Т. 2. - 367 с.
11. Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры / Ю. Ф. Курамшин. – М. : Советский спорт, 2010. – 320 с.
12. Москаленко Н.В. Дифференцированный подход в физическом воспитании детей младшего школьного возраста/Н.В. Москаленко // Материалы науч.-практ. конф. «Научно-методическое и медико-биологическое обеспечение физкультурно-оздоровительной и спортивной работы». – Ч. З. – Днепропетровск. – 1990. – С. 50-52.
13. Москаленко Н.В. Инновационные технологии в физическом воспитании школьников: учеб. пособие. / Н.В. Москаленко, О.В. Шиян. - Днепропетровск: Инновация, 2011. – 238 с.
14. Наскалов В. М. Теория и методика физического воспитания / В. М. Наскалов. – В 2-х ч. – Ч. 1. – Новополоцк: ПГУ, 2008. – 228 с
15. Немов Р. С. Психология. / Р.С. Немов. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2016. – 606 с.
16. Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология. / А.В. Петровский. - М.: Просвещение, 2014. - 287 с.
17. Теория и методика физического воспитания / под ред. Т. Ю. Круцевич. – К.: Олимпийская литература, 2003. – 424 с.
18. Ткачук С.В. Моделирование режимов двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания: Автореф. дис. на соискание наук. степени канд. наук по физическому. исх. и спорта: спец. 24.00.02 / С. В. Ткачук. - Киев, 2011. - 18 с.
19. Хрипко И.В. Влияние программ с традиционными и инновационными средствами физического воспитания на физическое состояние младших школьников: Автореф. дис. на получение наук. степени канд. наук по физическому. исх. и спорта: спец. 24.00.02 / И.В. Хрипко. - Киев, 2012. - 21 с.
20. Худолеева О. В. нетрадиционные формы и методы оздоровления учащихся / О. В. Худолеева // Физическая культура в школе. – 1993. – № 6. – С. 15–19.
21. Эльконин Д. Б. Особенности психического развития детей шести- семилетнего возраста / Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер. - М.: Просвещение, 2008. - 286 с.