Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1 Понятие и проявление дисграфии у младших школьников 5
1.1 Дисграфия у младших школьников 5
1.2 История понятия, причины и виды 10
1.3 Особенности младшего школьного возраста 15
Глава 2 Проблема изучения проявления дисграфии 19
2.2 Развитие и характеристика деятельности младшего школьника 20
2.3 Система упражнений и рекомендаций для проведения профилактической работы 27
Заключение 36
Список литературы 37
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В последние годы в общеобразовательных школах заметно возросло количество детей, страдающих расстройствами письма и чтения. Дисграфия является самой распространённой формой нарушения письменной речи у младших школьников.
Наличие этого нарушения у учащихся приводит к большим трудностям усвоения письма, языковых знаний и умений не только в начальной школе, но и на последующих этапах обучения русскому языку — при изучении морфологии и синтаксиса. Более того, дети с нарушениями письменной речи обычно оказываются не в состоянии полностью овладеть письмом и чтением в условиях общеобразовательной школы. В таких случаях овладение грамотой происходит медленно, с большими затруднениями и требует длительной специальной помощи. Симптоматика и классификация дисграфии, методика ее устранения рассмотрены в работах российских ученых Т.Б. Филичевой, Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, А.Н. Корнева, И.К. Колповской, Л.Ф. Спировой, А.В. Ястребовой, Р.Е. Левиной, И.К. Колповской, Р.И. Лалаевой, Л.В. Бенедиктовой, О.А. Токаревой и др.
Все авторы сходятся на том, что, как и при многих других речевых расстройствах, ранняя диагностика и своевременное оказание квалифицированной помощи значительно повышают шансы на коррекцию или даже устранение симптомов дисграфии. В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием высших психических функций и нарушениями письма и чтения у детей существует тесная взаимосвязь.
Именно поэтому коррекционная работа должна носить комплексный характер и включать в себя работу по развитию фонематического и звуко-слогового анализа и синтеза, зрительного восприятия и зрительной памяти, грамматического строя речи.
Объект исследования: теоретические исследования дисграфии младших школьников.
Предмет исследования: процесс коррекционно-педагогической работы по устранению различных видов нарушений письма у учащихся начальных классов.
Цель работы: изучение видов и проявления дисграфии у младших школьников
Задачи работы:
1. Изучить современные представления о различных видах дисграфии и их проявлениях.
2.Рассмотреть последовательность, методы и приемы коррекционной работы по преодолению различных видов дисграфии.
3. Изучить развитие в младшем школьном возрасте.
4. Выявить уровень развития зрительного восприятия, и специфические особенности нарушений письменной речи при различных видах дисграфии у детей младшего школьного возраста.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы;
2. Изучение и обобщение педагогического опыта;
3. Диагностика и анализ;
Глава 1 Понятие и проявление дисграфии у младших школьников
1.1 Дисграфия у младших школьников
В настоящее время одной из наиболее острых проблем в начальной школе является проблема нарушения письма. Нестойкие, единичные ошибки в письменной речи могут возникнуть в следствии незнания грамматического материала или в результате стрессовых речевых ситуаций. В этих случаях решение проблем кроется в изучении методик орфографии и пунктуации, методик развития связной речи. Если проявление ошибок носит систематический, устойчивый характер, то речь идет о наличии у младшего школьника дисграфии.
Следует также различать сходные с дисграфией явления нарушения письменной речи: «дислексию» и «дизорфографию».
Дизорфография – это стойкое нарушение в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками.
Дислексия - нарушение процесса овладения чтением. Ребенок не может правильно читать и воспринимать написанное в силу своего психолого-педагогического недоразвития.
Дисграфия – явление, связанное с процессом формирования и использования письменной речи. К определению дисграфии авторы подходят по-разному. Это говорит о том, что нет единого взгляда на данное явление и нет четкого представления о подходах к его анализу.
Р.И. Лалаева определяет дисграфию как частичное нарушение процесса письма, основными признаками которого являются стойкие, повторяющиеся ошибки, вызванные несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Автор акцентирует внимание на стойкости и повторе ошибок, что в свою очередь позволяет отделить ошибки детей, только начинающих овладевать процессом письма.
И.Н. Садовникова придерживается взгляда Р.И. Лалаевой, говоря о стойкости и специфическом характере ошибок. Проявление таких ошибок у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения.
О.А. Токарева считает, что дисграфия - это нарушение письма, вызванное недостаточной работой любого из анализаторов (слухового, двигательного или зрительного), так как процесс письма осуществляется благодаря взаимосвязанной работе всех анализаторов.
А.Н. Корнев полагает, что дисграфия – это стойкая неспособность овладеть навыками письма по правилам графики (т.е. руководствуясь фонетическим принципом письма) несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствие грубых нарушений зрения и слуха. Причины и симптоматику дисграфии автор связывает, с недостатками развития или повреждением центральной нервной системы, проявляющимися в нейродинамических нарушениях и парциальной дефицитарности высших психических функций, в функциональной недостаточности их высших форм регуляции. А.Н. Корнев также выделяет возможные предпосылки к возникновению дисграфии и делит их на следующие группы:
1.Конституциональные предпосылки: наличие нарушений письменной речи у родителей, индивидуальные особенности формирования функциональной специализации полушарий мозга, психические заболевания у родственников.
2. Энцефалопатические нарушения, вызванные вредными воздействиями в периоды пре-, пере- и постнатального развития.
3. Неблагоприятные средовые и социальные факторы (например, слишком высокие требования, предъявляемые к грамотности ребенка; несоответствие фактической зрелости с началом обучения грамоте и др.)
Приведенные определения раскрывают понятия дисграфии с разных точек зрения: нейропсихологической и логопедической. Нейропсихологи отмечают, что трудности формирования письма у младших школьников обусловлены нарушением работы центральной нервной системы. Исследователи в области логопедии акцентируют свое внимание на специфических ошибках, однако они не уточняют, какие именно ошибки допускают дети с дисграфией. В целом можно сделать вывод о том, что у детей с дисграфией отмечаются стойкие, повторяющиеся ошибки, которые вызваны несформированностью высших психических функций. Подчеркивается, что возникновение данных ошибок не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения. Авторы определений делают основной акцент на том, с чем не связано явление проявлений дисграфии, поэтому в приведённых определениях очень трудно проследить связь нарушений устной речи и письменной.
Изучая далее работы исследователей по проявления дисграфии, только у Лалаевой можно четко увидеть связь нарушений устной речи с проявлениями дисграфии. Автор пишет: «На процесс формирования письменной речи оказывают непосредственное влияние состояние лексико-грамматического строя речи, оптико-пространственных функций, умение дифференцировать фонемы на слух, осуществлять слоговой и фонематический анализ и синтез».
Связь между нарушения устной и письменной речи, легла в основу классификации Р.И. Лалаевой. Выделяется дисграфия артикуляторно-акустическая, акустическая, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая и оптическая дисграфия.
В то время как С.С. Ляпидевский и О.А. Токарева придерживаются психофизиологического подхода и выделяют моторную, акустическую и оптическую формы дисграфии.
Классификация А.Н. Корнева основана на клинико-психологическом подходе. Автор выделяет дисфонологические дисграфии (паралалические и фонематические) и метаязыковые (вследствие нарушения языкового анализа и синтеза и моторные).
Нарушения устной речи классифицируются следующим образом:
1. фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи;
2. структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые в логопедии называют системными, или полиморфными нарушениями речи.
Связь между проявлениями дисграфии и нарушениями речи можно проследить в исследование С.А. Овсянниковой. Оно было направлено на изучение состояния устной речи у младших школьников с дисграфией. Исследование показало, что формирование речи у детей с дисграфией повторяет закономерности речевого развития детей с нормальным письмом, но характеризуется более низким уровнем сформированности слоговой структуры слова, их звуконаполняемости, серийной организации, фонематического восприятия, артикуляционной моторики, которые активно участвуют в процессе овладения фонематическим принципом письма.
Исследование проводилось в течение четырех лет, и на протяжении этого времени дети с волнообразной динамикой дисграфии периодически допускали то значительные, то незначительные ошибки. У этих детей были плохо развиты фонематическое восприятие и серийная организация речевых движений.
У детей со стационарными проявлениями дисграфии ошибки были существенными и постоянными на протяжении всей экспериментальной работы. В начале второго класса данная группа детей отличалась низким уровнем сформированности серийной организации при произнесении цепочек слогов с оппозиционными фонемами.
У младших школьников с прогредиентной дисграфией увеличилось количество дисграфических ошибок. Однако они имели высокий уровень развития всех компонентов речевой системы по сравнению с детьми контрольной группы, что позволило автору исследования сделать вывод о том, что прогрессирование дисграфии у данной группы детей не связано с речевыми нарушениями.
В своих исследованиях О.А. Токарева показала связь проявлений моторной дисграфии с моторной алалией. Автор отметила, что характерные пропуски слогов, слов в предложении, изменение слоговой структуры слов, нарушение порядка слов в предложении в устной речи проявляются и на письме.
Нарушения устной речи нашли отражение в различных формах дисграфии согласно классификации Р.И. Лалаевой.
Для дисграфии на почве нарушения языкового анализа в устной речи характерны ошибки в искажении структуры слова, структуры словосочетания и предложения на письме. Для детей, страдающие данным нарушением, характерны элизии, контаминации.
У детей с ринолалией, с дизартрией и сложной дислалией часто встречается артикуляторно- акустическая дисграфия. Это обусловлено недоразвитием фонематических процессов. Для таких детей характерны замены букв, имеющих сходные акустически или артикуляторно звуки.
Для детей с дизартрией и алалией характерна аграмматическая дисграфия. Неверное словообразование, формообразование и построение синтаксических конструкций находят отражение в письменной речи.
Оптическая дисграфия, пожалуй, один из видов дисграфии, который напрямую связан с недоразвитием зрительного гнозиса, синтеза, анализа, пространственных представлений, нежели с нарушение устной речи. На письме наблюдаются искажения или замены графически сходные рукописных ли печатных букв.
Выше представленные сведения из логопедических материалов позволяют сделать вывод о том, что существует тесная взаимосвязь нарушений устной речи с проявлениями дисграфии у младших школьников, поэтому при построении коррекционной работы по устранению проявлений дисграфии необходимо учитывать характер и специфику нарушений устной речи.
1.2 История понятия, причины и виды
Впервые немецкий терапевт Адольф Куссмаул выделил в 1877 году самостоятельную патологию нарушения письма и чтения. После этого появилось много работ, в которых были описаны различные нарушения письма и чтения у детей. Однако их считали одним расстройством письма, и некоторые ученые указывали, что это, как правило, признак
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. «Система Л.В. Занкова»: http://www.zankov.ru/
2. «Школа 2100»: http://www.school2100.ru/
3. «Школа России»: http://school-russia.prosv.ru/
4. Агаркова Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников /Н.Г.Агаркова // Начальная школа. - 1999. - №4. - с. 15- 17.
5. Активные процессы в современном русском языке. Конспект лекций. А.В. Аношин, МГУ, 2009.
6. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах / Под ред. Н.С. Рождественского, Г.А. Фомичёвой. – М., 1977.
7. Баранов М.Т. и др. Методика преподавания русского языка М., Просвещение, 1990г.
8. Баринова Е.А., Боженкова Л.Ф., Лебедев В.И. Методика русского языка. –М., 1974.
9. Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных. –М., 1995.
10. Ботвинников А.Д. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников /А.Д.Ботвинников, Б.Ф.Ломов. - М.:Просвещение, 1979. - с.326
11. Бурлака Е.Г., Прокопенко И.Н. Занимательная грамматика. –Д., 1997.
12. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. - М.: Просвещение, 1973. - с.258-273
13. Волкова Л.С, Шаховская С.Н. Логопедия: учебник для студентов дефект. фак. пед. вузов– М. Гуман. изд. центр «ВЛАДОС», 1998. – 680.
14. Елецкая О. В., Логинова Е. А., Щукина Д. А. Научно-теоретические основы логопедической работы по коррекции дизорфографии у пятиклассников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S23. – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75285.htm.
15. Елецкая О. В., Мохряков М. О. К вопросу о дифференциальной диагностике нарушений речи в структуре эмоциональных расстройств // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S23. – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75279.htm.
16. Елецкая О. В., Паскина Н. В., Пионтек А. В., Черевичная Н. Н. Пути формирования целеобразования как первой фазы учебной деятельности у учащихся начальных классов с задержкой психического развития на уроках русского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S23. – С. 51–55. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75288.htm.
17. Елецкая О.В., Логинова Е.А., Пеньковская Г.А., Смирнова В.П., Тараканова А.А., Тимакова С.М., Щукина Д.А. Мониторинг коррекционно-логопедической работы. Учебно-методическое пособие / под ред. О.В. Елецкой. – М.: ФОРУМ, 2016. 400 с.
18. Елецкая О.В., Тараканова А.А., Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи: учебн.-метод. пособие / О.В. Елецкая, А.А. Тараканова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. – 312 с.
19. Ефименкова П. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 1999.
20. Закожурникова М.Л., Костенко Ф.Д., Рождественский И.С., Матвеева А.Н. Русский язык 1,2,3 классы. –М., 1996.
21. Зиновьева Т.И. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.И. Зиновьева, О.Е. Курлыгина, Л.С. Трегубова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
22. Иншаковой О.Б. Письмо и чтение. Трудности в обучении. – М., 1999.
23. Китаева Н.Н. Особенности коррекции нарушения звукослоговой структуры слова у дошкольников с задержкой психического развития. Автореферат. – СПб, 2002.
24. Кононерова Д. А. Проявления дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 13. – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56165.htm.
25. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. -- СПб.: МиМ, 1997. - 286 с.
26. Культура речи. Л.А. Введенская, 2010.
27. Лалаева Р.И. Дисграфия // Логопедия. Методическое наследие. Т.4: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия / Авт.-сост. Р.И.Лалаева; Под ред. Л.С.Волковой. - М.: Владос, 2003. - с.263-273.
28. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие. - СПб.: Союз, 1998.-с.83-85
29. Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. Учебно-методическое пособие. - СПб.: Союз, 2004. - c.18
30. Лалаева Р.И., Прищепова И.В. Выявление дизорфографии у младших школьников. - СПб.: СПбГУПМ, 1999. - 36 с.
31. Левина. Основы теории и практики логопедии - М.: Просвещение, 1967
32. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. –М., 1977.
33. Лисицына И.В. Коррекционная работа при диспраксической дисграфии // Молодой ученый.2014, №13.
34. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.- 208 с.
35. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. – СПб., 2004.
36. Логинова Е.А. Патология речи. История изучения, диагностика, преодоления. -Спб., 1992.
37. Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов ВУЗов/ Под ред.Л.С.Волковой. М.,2007.-с.365-368.
38. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетовпед. вузов / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. - М.: Владос, 1998. - с364-371
39. Лукина Н.А., Борисенко М. Смотрим, видим, запоминаем: Развитие зрительного восприятия, внимания и памяти. - М.: Паритет, 2004. - с.76
40. Львов М.Р. Правописание в начальных классах: пособие для учителя. - М.: Флинта, Наука,2000.
41. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. –М., 1988.
42. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. –М., 2000.
43. Методика преподавания русского языка // Под ред. М.Т.Баранова. –М., 1990.
44. Министерство образования и науки РФ: http://минобрнауки.рф/
45. Немов Р.С. Психология. Учеб.для студентов высш. пед. учеб. заведений./ В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2002. - с.181-190
46. Обучаем по системе Л.В.Занкова. Первый год обучения//Аргинска И.И., Дмитриева Н.Я., Полякова А.И., Романовская З.И. –М., 1991.
47. Овсянникова С.А. Процесс развития устной речи у младших школьников с различной динамикой дисграфии– С. 413-421.
48. Правдина О.В. Логопедия. Учеб.пособие: Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1973. - с.149-152
49. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (серия «Стандарты второго поколения») / сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010.
50. Речевые секреты: Книга для учителя начальных классов / Под ред. Т.А. Ладыженской. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1995.
51. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. - М.: Рольф, 2002.
52. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / под ред. М. С. Соловейчик. - М., 2007.
53. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения/ Под ред. М.С.Соловейчика. –М., 1993
54. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Владос, 1997. - 256 с.
55. Сайт ФГОС: http://standart.edu.ru/
56. Сиджаева З.К. Проблема дисграфии у детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения речи / З.К. Сиджаева, О.Ф. Горбунова // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : материалы X Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 19 март 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 251-252.
57. Современный русский литературный язык: учебник для филологических специальностей пед. институтов/ П.А. Лекант, Н.Г. Гольцова, В.П. Жуков и др.; Под ред. П. Леканта - М.: Высш. шк., 1988. - С. 178-179.
58. Соколова Г.П. Изучение частиц на уроках русского языка. М., Просвещение, 1988г.
59. Тригер Р.Д. Недостатки письма у первоклассников с ЗПР. - Дефектология. 1972. №5.
60. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб.пособие / Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. - с.174-177
61. Хрестоматия по методике русского языка. Русский язык как предмет преподавания. М.,Просвещение, 1982
62. Яворская О.Н. Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками.-СПб.:КАРО,2010
63. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. — М.: АРКТИ, 1997.- с.61-66