Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современная индустрия гостеприимства представляет собой важную отрасль хозяйства РФ и ее регионов, неотъемлемую составляющую экономики туризма. Значимость отрасли гостеприимства для национальной экономики подтверждается и тем, что одной из приоритетных задач Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» определено становление высокоэффективного и конкурентоспособного гостиничного комплекса. Реализация программы предполагает: создание нормативно-правовой базы, формирование современного отечественного рынка гостиничных услуг, обеспечение условий для развития различных видов внутреннего и въездного туризма, развитие международного сотрудничества в области туризма и гостиничного бизнеса, а также решение целого комплекса задач в области подготовки кадров для отрасли гостеприимства.
Ямало-Ненецкий автономный округ обладает большими резервами для развития гостиничной индустрии, въездного и внутреннего туризма, так как в округе немало исторических, культурных, архитектурных достопримечательностей. На успешность и доходность гостиничного бизнеса влияет такой фактор, как качество оказываемых услуг, который складывается из таких критериев, как состояние номерного фонда гостиницы, технического оснащения и информационного обеспечения, наличие предприятий питания.
Поэтому, тема курсовой работы: «Маркетинговое исследование рынка гостиничных услуг Ямало-Ненецкого АО» является актуальной и имеет практическое значение для развития отрасли гостеприимства и туризма.
Исходя из этого, определена цель курсовой работы - развитие теоретических и практических основ маркетинговых исследований в отрасли гостеприимства.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1) Сформировать общую характеристику рынка гостиничных услуг Ямало-Ненецкого автономного округа
2) Охарактеризовать конкурентную среду рынка гостиничных услуг Ямало-Ненецкого автономного округа.
3) Проанализировать сильные и слабые стороны (провести SWOT-анализ) рынка гостиничных услуг Ямало-Ненецкого автономного округа.
4) Осуществить анализ спроса на рынке гостеприимства Ямало-Ненецкого автономного округа
5) Разработать предложения по повышению эффективности продвижения и сбыта гостиничных услуг в Ямало-Ненецком автономном округе.
Объектом исследования является процесс управления маркетинговой деятельностью в сфере гостеприимства.
Предметом исследования выбрана конкурентная среда рынка гостиничных услуг.
Объект и предмет исследованы на примере отрасли гостеприимства Ямало-Ненецкого автономного округа.
В процессе выполнения курсовой работы использованы учебные, научные и статистические публикации, посвященные маркетинговым исследованиям в сфере гостеприимства и туризма.
1. Общая характеристика рынка гостиничных услуг Ямало-Ненецкого автономного округа
Услуги гостеприимства - развивающая отрасль экономики Ямало-Ненецкого автономного округа (далее ЯНАО). При этом автономный округ располагает достаточным потенциалом, как развития внутреннего туризма, так и для приема путешественников. Это обусловлено наличием культурно-исторического наследия, уникального этнографического компонента, обладающего высокой степенью привлекательности для иностранных туристов, а также позиционирования Ямала как туристического центра российской Арктики.
В настоящее время сфера туризма является одним из важных направлений, влияющих на рост экономики ЯНАО, в том числе на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских компаний, коллективные средства размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, питание, тем самым выступая катализатором социально-экономического развития.
В связи с этим в Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 года , развитие туризма определено одним из приоритетных проектов инвестиционного развития региона.
ЯНАО относится к субъектам Российской Федерации, обладающим значительным потенциалом для перспективного развития туризма, однако занимает незначительное место на российском рынке туристских услуг.
Анализ современного состояния туризма в автономном округе показывает, что в основном развивается этнографический, водный, рыболовный и охотничий туризм. В меньшей степени - спортивно-оздоровительный, горнолыжный и социальный туризм для пожилых людей и людей с ограниченными физическими возможностями.
По сравнению с 2015 годом туристический поток в автономный округ увеличился на 126% и составил в 2017 году 56,5 тыс. человек, что повлияло на рост объема платных туристских услуг и услуг средств размещения, прирост которых составил 52% и 15% соответственно.
В 2015году удельный вес туристской добавленной стоимости во внутреннем региональном продукте региона составил 0,02%, в 2016 - 0,01%, в 2017 году вклад туристской отрасли в макроэкономические показатели автономного округа составил 0,02% [2].
В то же время, в отраслевой системе Ямальского туризма, характеризовавшейся положительной динамикой вплоть до 2014 года (прирост по отношению к 2011 году составил 12,67%), наблюдается снижения ряда показателей. Так, на 31 декабря 2017 года отраслевая система насчитывала 1232 субъекта туриндустрии и туристических ресурсов (на 31 декабря 2015 года - 1254 субъекта) (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Количество туристских предприятий, действующих на территории ЯНАО в 2015 - 2017 гг. [2, с.12]
Период 2015 2016 2017
Количество предприятий отрасли гостеприимства 1246 1254 1232
Вместе с тем, в общем количестве предприятий отрасли произошло увеличение количества гостиниц (города Салехард, Муравленко, Тазовский и Приуральский районы), а также пунктов общественного питания (гг. новый Уренгой, Ноябрьск, Надым, Салехард, Губкинский, Тарко-Сале, Муравленко) (табл. 1.2).
Таблица 1.2
Количество коллективных средств размещения гостей, действующих в
Ямало-Ненецком автономном округе в 2015- 2017 годах [2, с.14]
Период 2015 2016 2017
Количество коллективных средств размещения (гостиниц) (ед.) 84 89 90
Таки образом, за период с 2015 г. по 2017 г. происходит увеличение количества средств размещения в Ямало-Ненецком автономном округе
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. «О Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года». – Постановление Законодательного Собрания ЯНАО (с изменениями на: 15.12.2016 №675) - [Электронный ресурс] — // http://docs.cntd.ru.
2. «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг в Ямало-Ненецком автономном округе». – Департамент экономики ЯНАО (2018 г) - [Электронный ресурс] — https://de.yanao.ru.
3. ГОСТ Р 50681 - 2010. Туристские услуги. Проектирование туристских услуг. - [Электронный ресурс] — http://docs.cntd.ru.
4. ГОСТ Р 56780-2015 Услуги средств размещения. Бизнес-услуги. - [Электронный ресурс] — http://docs.cntd.ru.
5. Географическое положение Приуральского района ЯНАО - [Электронный ресурс] —https://mapdata.ru.
6. Муниципальное образование город Ноябрьск- [Электронный ресурс] —https://www.yanao.ru.
7. Актуальные проблемы развития сферы услуг: сборник научных трудов. Выпуск IX / Под ред. д-ра экон. наук, проф. А. Б. Титова. – СПб. : Изд-во СПбГЭУ. - 2015.
8. Балашов, А.И. Управление проектами: Учебник и практикум для академического бакалавриата / А.И. Балашов, Е.М. Рогова, М.В. Тихонова и др. - Люберцы: Юрайт. - 2016. - 383 c.
9. Бараненко, С.П. Управление проектами: Учебно-методический комплекс / С.П. Бараненко. - М.: АП Наука и образование. - 2014. - 244 c.
10. Верзух, Эрик Управление проектами: ускоренный курс по программе MBA / Эрик Верзух. - М.: Вильямс. - 2015. - 480 c.
11. Гонтарева, И.В. Управление проектами / И.В. Гонтарева, Р.М. Нижегородцев, Д.А. Новиков. - М.: КД Либроком. - 2014. - 384 c.
12. Валеева Е.О., «Сфера услуг в современной экономике», Спб: СПбГЭУ, 2016 – 114 с.
13. Кумахов Р. Теория согласований и анализ предприятия // Вопросы экономики. 1997. № 10. С. 87 - [Электронный ресурс] — // http://society.polbu.ru (Дата обращения: 18. .04.2018).
14. Песоцкая Е.В., Петров А.Н., Русецкая О.В., Трофимова Л.А., Трофимов В.В. Менеджмент в 2 Ч. / Учебник. 2-е изд. испр. и доп. - Сер.58 Бакалавр. Академический курс. - М.: Изд-во ЮРАЙТ, 2016. – 645 с.
15. Управление организацией сферы услуг: учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. – 63 с.
16. Чернов Г.Е., Чернова Е.В. Управление проектами в гостиничном и ресторанном бизнесе. СПб: «Издательство «Левша. Санкт-Петербург», 2015. – 255 с.
17. Чудновский А.Д. Управление потребительскими предпочтениями в сфере отечественного туризма и гостеприимства и омновные направления реализации туристского продукта: учебное пособие/А.Д Чудновский, М.Ажукова. – М: Федеральное агенство по туризму. – 2014. -304 с.
18. Экономика туризма: учебник: / М.А. Морозов, Н.С. Морозова, Г.А. Карпова, Л.В. Хорева. – М.: Федеральное агентство по туризму. - 2014. – 320 с.