Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме детства обусловлена той ролью, которую
играет данный период в жизни человека: у ребенка закладываются
представления о мире, взаимоотношениях с другими людьми, формируются
представления об активной деятельности. Тема детства нашла отражение и в
литературе, о чем свидетельствует произведения Н.М. Карамзина, Д.И.
Фонвизина, М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского, С.Т. Аксакова, Н.Г.
Гарина-Михайловского, JI.Н. Толстого, А.П. Чехова, А.И. Куприна, И.С.
3
Шмелева, И.А. Бунина, Б.К. Зайцева, С.И. Есенина, М.И. Цветаевой и др. Не
обошел ее внимание и Н.С. Гумилев: в стихах он рассказывает читателю о
своих чувствах и переживаниях, говорит об ассоциациях, возникших в тот или
иной отрезок времени, поясняет, почему они так важны. Обращение поэта к
этой теме объясняется особенностью его мировосприятия: по свидетельству
современников Н.С. Гумилев сохранил неразрывные связи с детством. Он
легко загорался идеями, был обуреваем жаждой приключений, увлекался всем
новым и неизведанным, прямолинейно говорил с оппонентом.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ТЕМЫ ДЕТСТВА В ЛИРИКЕ
Н.С. ГУМИЛЕВА
1.1 Личность Гумилева как поэта
Личность Н.С. Гумилева даже по прошествии практически целого века
продолжает вызывать неподдельный интерес у исследователей его творчества.
Он стоял у истоков художественного течения, оказавшего значительное
влияние на развитие литературного процесса начала XX века. Как отмечается
в книге Б. Подберезина и А. Гусева «Николай Гумилев: вызов судьбе», на
протяжении всей жизни поэт жил не благодаря, а вопреки: «его личность
сформировалась из детских комплексов. Но произошло это не благодаря
законам психоанализа – он сам себя сделал» [7, с. 7]. Преодолев множество
преград, главная из которых он сам, Гумилев стал истинным поэтом. Сам он в
беседе с критиком и переводчиком Г.В. Ивановым утверждал, что право
называться поэтом заслужит лишь тот, кто сумеет стать первым.
Автор книги «Жизнь Николая Гумилева» В.И. Шубинский пишет о том, что
молодой поэт пережил множество увлечений, в том числе идеями Ф. Ницше и
философией В.С. Соловьева. Все это нашло отражение в его творчестве –
вначале робкого и нерешительного, затем более уверенного.
Неудовлетворенность реальностью и постоянное самообразование сделали из
него признанного поэта [22]. Как представляется, личность любого человека
лучше всего могут понять современники, поскольку они обладают
4
объективной информацией о тех жизненных обстоятельствах, которые
способствовали или препятствовали его развитию. В этой связи считаем
необходимым обратиться к содержанию книги «Николай Гумилев в
воспоминаниях современников» [16].
Так, поэт, издатель, художественный критик С.К. Маковский в статье
«Николай Гумилев» пишет о том, что был хорошо знаком с Николаем
Степановичем: к творчеству тот относился серьезно, возводя на
недостижимую высоту. Он не только ценил поэзию, но и считал ее занятием,
делающим осмысленность бытия: «Стихи были всей его жизнью» [16, с. 45].
По словам Маковского, ни один другой поэт не был поглощен поэзией, как
Гумилев. Увлечение буквально превратилось в манию: «В связи отчасти с
этим стихотворным фанатизмом была известная ограниченность его
мышления, прямолинейная подчас наивность суждений» [16, с. 45]. Даже
жизнь он воспринимал через стих: «Впечатления бытия ощущал постольку,
поскольку они воплощались в метрические строки» [16, с. 45].
Для Гумилева одинаково важна и форма, и содержание, поэтому он тщательно
взвешивал «строительный материал». В качестве духовного мерила
использовал красочно-звучные слова, точные, чеканные. Будучи
амбициозным, не считал необходимым объяснять суть своих мыслей. В
разговоре старался доминировать: «спорил как будто для того лишь, чтобы
озадачить собеседника» [16, с. 48]. Вообще, подчеркивает С.К. Маковский,
ему было свойственно ребячество: «много детски-заносчивого, много какогото мальчишеского озорства» [16, с. 48]. Речь идет об экспериментах с рифмой,
о неустанном поиске формы. Относительно прозы он был менее придирчивым,
что однако же ни снимало остроту его критических заметок.
1.2 Общая характеристика творчества
Судьба отвела Н.С. Гумилеву небольшой по человеческим меркам срок – чуть
больше трети века, но за это время он успел сделать достаточно много, оставив
обширное поэтическое наследие. В шестнадцатилетнем возрасте публикует в
5
газете «Тифлисский листок» стихотворение «Я в лес бежал из городов». Оно
было по-юношески наивным и эмоциональным: лирический герой,
исповедуясь перед Богом в трусости, называет себя грешником и страшным
злодеем, прося прошение у Творца [8]. Спустя три года издает первую книгу
«Путь конквистадоров»: позднее Н.С. Гумилев осознает ее ученическое
содержание и постарается вычеркнуть из своей памяти. В 1906 году, после
завершения обучения в гимназии, молодой человек уезжает в Париж, для того
чтобы слушать лекции в Сорбонне. Живя во Франции, заводит знакомства
среди поэтов, художников, музыкантов. Новые контакты способствовали
реализации скороспелого проекта.
В 1907 году вместе с художниками А.И. Божеряновым и М.В. Фармаковским
начинающий литератор задумывает издание журнала «Сириус»: в первом
номере напечатан манифест, обозначивший направление издания; во втором
опубликовано эссе «Карты», посвященное оккультизму; в третий вошел
рассказ, созданный на основе дневниковых записей «Вверх по Нилу».
Произведение можно назвать смелым экспериментом: «Поэт давно мечтал
побывать в Африке. Рассказ написан до поездок в эту страну, и как бы
предвосхищая их, он имитирует форму путевых заметок» [18, с. 80]. И хотя на
том номера прекратились, поскольку журнал не окупался, тем не менее, Н.С.
Гумилев получил хороший литературный и жизненный опыт.
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ ДЕТСТВА В
ЛИРИКЕ Н.С. ГУМИЛЕВА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ
2.1 Анализ стихотворений «Жизнь», «Детство», «Маркиз де Карабас»,
«Индюк», «Девочка», «Детская песенка»
Теоретическое осмысление темы детства в лирике Н.С. Гумилева позволило
перейти к следующему этапу работы. В рамках настоящей главы будут
представлены методические аспекты изучения темы детства в школьном курсе
литературы. В качестве источников анализа выбраны следующие стихи Н.С.
Гумилева: «Жизнь», «Детство», «Маркиз де Карабас», «Индюк», «Девочка»,
6
«Детская песенка». Самым ранним из перечисленных является «Маркиз де
Карабас». Стихотворение, написанное в 1910 году, посвящалось
литературному и театральному критику, писателю и драматургу С.А.
Ауслендеру. Идиллическая гармония стихотворения обусловлена ожиданием
Н.С. Гумилевым скорой свадьбы. Поэтому весенний пейзаж исполнен лада:
Весенний лес певуч и светел,
Черны и радостны поля.
Сегодня я впервые встретил
За старой ригой журавля [3, с. 262].
В этой идиллии пребывает Маркиз де Карабас, живущий на лоне природы,
предающийся созерцанию розовых зарниц и дымного пруда. Рядом с хозяином
находится верный помощник кот, который умеет ловить рыбу и заманивать в
силки птиц. Маркиз доволен гармоничным бытием «естественного человека»,
ведь для него все есть:
И дичь в лесу, и сосны гор,
Богатых золотом и медью,
И нив желтеющих простор,
И рыба в глубине озер [3, с. 262].
Удовлетворенный всем, он не стремится к социализации, так как находит
особую прелесть в общении с природой. Немаловажно и то, что кот знает
потребности хозяина и спешит их предупредить. Но если маркиз вполне
счастлив, то его слуга выражает недовольство. Он искренне не понимает,
почему бы хозяину не перейти во дворец, как это сделала бы любая
титулованная особа:
Зачем же спите вы в норе,
Всегда причудливый ребёнок,
Зачем не жить вам при дворе,
Не есть и пить на серебре
Средь попугаев и болонок?!» [3, с. 262].
7
2.2 Образ детства в стихотворениях (на примере урока литературы)
Рассмотрим, как раскрывается образ детства на примере урока литературы в 5
классе. Тема: «Н.С. Гумилев. "Детство"»
Цель – проанализировать образа детства в стихотворении Н.С. Гумилева
«Детство».
Задачи:
1) сформировать представления о том, что образ детства у каждого
творческого человека окрашен своими красками, звуками, воспоминаниями;
2) совершенствовать умение работать с художественным текстом;
3) развивать творческое воображение.
Оборудование: портрет Н.С. Гумилева, учебники.
Учитель: Начиная сегодняшний урок, я хотела бы немного поиграть с вами.
Согласны?
Учащиеся: Да!
Учитель: Игра называется «Бывает – не бывает!». Итак, я недавно увидела, как
старенькая-старенькая бабушка ездила на самокате. Такое бывает?
Учащиеся: Нет!
Учитель: А утром, когда я заходила в школу, кто-то из старшеклассников
открыл передо мной дверь. Такое бывает?
Учащиеся: Да!
Учитель: На большой перемене я вошла в соседний класс и заметила, что
вместо внука учится дедушка. Такое бывает?
Учащиеся: Нет!
Учитель: Давайте попробуем определить, о чем мы сегодня будем говорить?
Ученик: Наверное, о детях и взрослых.
Учитель: Верно, ведь все взрослые когда-то были детьми. А точнее, о детских
воспоминаниях, фантазиях, творчестве взрослых. Именно детство дает толчок
к тому, чтобы изучать мир, открывать его для себя. А еще это время, когда
возникают самые невероятные замыслы. Вот скажите, чего вам хотелось бы?
8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящей работе предпринята попытка раскрыть тему детства в лирике
Н.С. Гумилева на основе анализа поэзии, очерченной рамками 1910 – 1920
годов. Для этого мы ознакомились содержанием книг, в которых собраны
воспоминания современников; с диссертационными исследованиями,
публикациями в журналах, прочитали стихи поэта. Установлено, что Н.С.
Гумилев был амбициозным человеком, что во многом связано с периодом
детства. Физический слабый, он постоянно болел, вследствие чего не мог
учиться наравне со сверстниками, а также полноценно общаться с ними.
Взаимодействию с людьми Н.С. Гумилев предпочитал уединение, о чем,
кстати говоря, написал в первом стихотворении, опубликованном в 1902 году.
В 1905 издает первый сборник, в 1908 – второй, в 1910 – третий, в 1912 –
четвертый. Произведения, написанные до 1910 года, во многом носили
ученический характер. Начиная с 1910 года, поэт все сильнее заявляет о себе
как о независимой творческой личности.
Показать больше