Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вся жизнь человека проходит в общении и межличностных контактах. Речь выполняет многообраз-ные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения.
Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С. Выготский 3, А.В. Запорожец 7, А.Н. Леонтьев 12, М.И. Лисина 13, С.Я. Рубинштейн 21, Д.Б. Эльконин 30 и др.), общение выступает в каче-стве одного из основных условий развития ребенка, важного формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя.
По мнению А.В. Запорожца 7, М.И. Лисиной 13, общение возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на речевое и психиче-ское развитие ребенка, формирует личность в целом.
Проблема коммуникации у детей с нарушениями речи и использование полученных ими речевых и языковых умений и навыков в повседневном общении не является новой в логопедической практике. Особого внимания заслуживают особенности формирования коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. У таких детей наблюдаются стойкие лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения, спонтанное формирование речевых навы-ков у них либо невозможно, либо осуществляется дисгармонично. Это приводит к неблагополучию в сфере общения, трудности осуществления коллективных видов деятельности, эмоциональной не-устойчивости, к возникновению негативных особенностей личности, искажению самооценки, вслед-ствие чего возникают трудности при обучении в школе и социальной адаптации ребенка.
Несмотря на постоянный интерес исследователей, в настоящее время отсутствует целостное пред-ставление о закономерностях становления навыков общения у данной категории детей, возможно-стях их целенаправленного развития.
Цель курсовой работы заключается описание и обоснование системы заданий, направленных на вы-явление нарушения коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Объектом исследования являются коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста
Предмет исследования – нарушение коммуникативных навыков детей с нарушениями речи.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть специфику нарушения коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
2. Проанализировать методики и методические рекомендации по выявлению нарушений коммуника-тивных навыков у дошкольников с нарушениями речи.
3. Описать методики выявления нарушений коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Первая глава посвящена изучению состояния вопроса нарушения коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. В ней представлены психологические и психолингвистиче-ские представления о коммуникативном навыке, дана характеристика условий и закономерностей формирования коммуникативных навыков в дошкольном возрасте, а также рассмотрены представле-ния о нарушении коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Во второй главе приведены методические основы выявления нарушений коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями речи. В рамках данной главы проводился анализ мето-дик и методических рекомендаций по выявлению нарушений коммуникативных навыков у детей до-школьного возраста с нарушениями речи, а также обоснование и описание методики выявления нарушений коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Глава 1. Состояние вопроса о нарушении коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями речи в литературе
1.1 Психологические и психолингвистические представления о коммуникативном навыке
Из-за отсутствия общепринятого определения понятия «коммуникации», ее рассматривают как слож-ный и многогранный процесс, который может выступать и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга [11, с. 54]. Это обу-словило возникновение различных подходов к определению категории общения и отсутствие едино-го, унифицированного понятия этого феномена. А. И. Волкова отмечает, что подавляющее количество трактовок понятия коммуникации указывает на основные функции или стороны общения и носит описательный характер [2, с. 46].
Изучение проблем коммуникативных навыков осложняется не только неоднозначностью трактовки его сущности и содержания, но и наличием различных подходов к соотнесению понятий «общение» и «коммуникация», «общение» и «деятельность».
Даже основатели трактовали понятие коммуникации является неопределенным - в общем контексте. Американский психолог Ch. Cooley под понятием «коммуникация» понимал механизм, с помощью которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений, имеет в себе все ум-ственные символы, способы их передачи в пространстве и сохранения во времени. Этот механизм включает мимику, общение, жесты, тон голоса, слова, письменность, и одновременно самые послед-ние достижения по завоеванию пространства и времени [20, с. 188].
В идеях немецкого философа Ю. Хабермаса рассматривается понятие «коммуникативная действие», которое «... в целом относится к интеракции как минимум двух способных к речи и действия субъек-тов, - вербальными или экстравербальнимы средствами - вступают в интерсубьективних отношения» [26, с. 26]
Анализ литературных источников указывает, что результатом внимания к проблеме изучения круга этих явлений стало создание нескольких подходов к ее решению. Первый из них связан с дифферен-циацией указанных понятий.
Так, М. С. Каган выделил и систематизировал отличительные признаки общения и коммуникации и отметил, что общение носит практический и духовный характер, тогда как коммуникация является чисто информационным процессом; общение является межсубъектным взаимодействием, структура которого в основном является диалогической, тогда как коммуникация - это информационная связь с субъект объектной взаимодействием [10, с. 46].
Ученые Е. П. Ильин 9, Е. В. Клюев 11, Ж. В. Николаева и другие видят между этими понятиями от-ношение общего (коммуникация) и частного (общение) [16]. По мнению Е. П. Ильина, не все виды коммуникации общением, но любое общение является частным видом коммуникации. Общение определяется им как частный вид коммуникации, специфический для высокоразвитых живых су-ществ, в том числе - для человека. Под коммуникацией понимается связь, взаимодействие двух си-стем, в ходе которой от одной системы к другой передается сигнал, несущий информацию, Коммуни-кация свойственна и техниче
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высш. уч. зав. 5-е изд., испр. и доп. – М: Аспект Пресс, 2009. – 363 c.
2. Волкова А. И. Психология общения. – Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 445 с.
3. Выготский Л. С. Психология развития человека. – М.: Смысл, Эксмо, 2005. – 136 с.
4. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией // Дефектоло-гия. – 1995. – № 6. – С. 12–19.
5. Диагностика и коррекция психического развития дошколь‐ ников: учеб. пособие для вузов / под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Минск, 2014. – 237 с.
6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 320 с.
7. Запорожец А. В. Избранные психоло¬гические труды : в 2 т. – М.: Педагогика, 1986. – Т. 1. – 320 с., Т. 2. – 296 с.
8. Иванова Н. В. Формирование социального пространства от‐ ношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении : учеб. пособие. – Череповец : ЧГУ, 2012. – 150 с.
9. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб: Питер, 2009. – 576 с.
10. Каган М. С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. – М.: Политиздат, 2011. – 319 с.
11. Клюев Е. В. Речевая коммуникация: учебное пособие для университетов и институтов. – М: Рипол Классик, 2012. – 320 с.
12. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, Академия, 2005. – 352 с.
13. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении.- СПб: Питер, 2009.- 320 с.
14. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 174 с.
15. Мясищев В. Н. Психология отношений. Избранные психологические труды / Под ред. А. А. Бо-далева. – М: Из-во Института Практической Психологии, 2009. – 356 с.
16. Основы теории коммуникации. / Сост. Ж. В. Николаева. – Улан-Удэ: ВСГТУ, 2004. – 274 с.
17. Павлова О.С. Коммуникативная деятельность старших дошкольников с общим недоразвитием речи: Монография. – М.: МОСУ, 2007. – 97 с.
18. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Политиздат, 2016. – 255 с.
19. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей // Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с наруше-ниями речи: Коррекция нарушений речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова и др. – М.: Про-свещение, 2013. – С.72-117.
20. Реан А. А. Психология личности. Социализация. Поведение. Общение. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. – 416 с.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб. : Питер, 2008. – 713 с.
22. Соловьева Л.Г. Диалогическое взаимодействие дошкольников с речевыми нарушениями // Дефектология. – 2007. – № 4. – С. 37-45.
23. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических ин-ститутов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Просвещение, 2010. – 291 с.
24. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадиг-мы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 59-63.
25. Феоктистова С.В. Коммуникативная компетентность как фактор, влияющий на психическое развитие дошкольника/С.В. Феоктистова, М.А. Хмелькова // Актуальные проблемы психологического знания. 2012. № 2. С. 93-103.
26. Чекушкина Е. Н. Коммуникативная теория Ю. Хабермаса и культура информационного обще-ства // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 1. – С. 25-27.
27. Чистякова М. И. Психогимнастика / под ред. М. И. Буянова. М.: Просвещение, Владос, 1995. – 160 с.
28. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка : учеб.‐методич. пособие. – Вели-кий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2010. – 88 с.
29. Шипицина Л. М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослы-ми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – СПб: Детство‐Пресс, 2013. – 384 с.
30. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Изд. центр «Академия», 2014. – 384 с.