Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В настоящее время многодетные семьи устойчиво составляют незначительную долю от общего количества семей. В ряде случаев многодетность является не запланированной, а случайной (рождение близнецов либо рождение ребенка в результате неэффективности контрацепции или невозможности в силу состояния здоровья женщины прибегнуть к прерыванию беременности).
Согласно последней переписи населения, проведенной в 2010 году, Российская Федерация по численности населения (142 млн. человек) занимает восьмое место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, Пакистана, Бангладеш.
Основная причина депопуляции кроется в сверхнизкой рождаемости и доминировании в семейной структуре населения малодетных семей. Между тем, по заявлениям ведущих демографических школ, с точки зрения воспроизводства населения, только многодетные семьи, могут внести весомый вклад в улучшение демографической ситуации в нашей стране.
По данным результатов Всероссийского исследования «Многодетная семья в эру депопуляции», проводимого в 2012 году, процент семей, воспитывающих трех и более детей в России невысок - около 6% (в Западной Европе - 12 - 15%), тогда как для простого воспроизводства населения примерно 35% всех семей должны иметь 3 детей, а 23% - четырех и более.
В риторике политических лидеров в последние годы все чаще звучат призывы по превращению трехдетной семьи в социальную норму современного образа жизни россиян. Однако вопрос о том, какие приоритеты должны определять политику государства в отношении многодетных семей остается открытым. Концепция государственной семейной политики на период до 2025 года, утвержденная Правительством РФ в 2014 году не содержит конкретных механизмов реализации.
В настоящее время основным документом федерального уровня, определяющим социально-правовой статус многодетной семьи, является Указ Президента РФ, принятый в 1992 году «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» в редакции 2003 года. Указанный нормативно-правовой акт определяет минимальный федеральный стандарт льгот для многодетных, которые должны быть установлены во всех субъектах РФ, однако не содержит конкретного механизма реализации установленных льгот. Так же Указ не дает четкого и емкого понятия «многодетная семья», лишь указывает на то, что каждый субъект РФ вправе самостоятельно устанавливать этот статус в зависимости от количества и возраста детей.
На современном этапе государство придает большое значение поддержке многодетных семей. Об общественно-государственном внимании к данному направлению в социальной деятельности свидетельствует ряд федеральных законов и постановлений. Социальная работа с многодетной семьей осуществляется в центрах социальной помощи семье и детям, в комплексных центрах социального обслуживания населения. В то же время существующая практика социальной работы показывает, что в программах работы отдельных учреждений не выделены особенности использования форм и методов социальной работы с многодетными семьями.
Многодетные семьи являются наименее обеспеченными, с низким среднемесячным доходом на одного члена семьи, что ведет к увеличению издержек на питание, одежду и т.д. В связи с постоянным ростом цен отмечаются крайне ограниченные возможности удовлетворять потребности, дефицит в самых необходимых предметах: обуви, одежде, школьно-письменных принадлежностях. Редкая натуральная и материальная помощь проблемы не решает.
Зачастую предоставляемых в настоящее время мер на практике оказывается недостаточно, в том числе в связи с несовершенством нормативной базы и недостаточной информированностью населения. Многим многодетным родителям требуется юридическая помощь для получения права на предусматриваемые социальные денежные выплаты (в том числе детские пособия) и льготы.
Современная образовательная система вынуждена динамично трансформироваться, подстраиваться под социально-общественные потребности, в частности совершенствовать стратегию воспитания и обучения детей из различных социальных групп. Многодетная семья является одним из феноменов, который требует особого внимания со стороны образовательного учреждения, потому что априори относится к социальной «группе риска».
Многодетное пространство имеет свои особенности социализации: дети раннего возраста приспосабливаются к статусно-ролевому распределению, что в дальнейшем, при выстраивании отношений с обществом, может оказать положительное влияние. Но дефицит воспитания может привести к тому, что дети вырастают, имея заниженную самооценку: тревожность, неуверенность в себе; старшие дети стремятся к лидерству. Дети рано начинают работать, имеют большую вероятность приобрести вредные привычки. Многодетные семьи отмечают дискомфорт с коллегами по работе, с родственниками, которые часто не одобряют факта многодетности, особенно в современных условиях. Негативное отношение сверстников ощущают дети из многодетных семей.
Ключевым проблемным моментом являются не сами проблемы воспитания детей из многодетных семей, а наличие у образовательного учреждения специально подготовленных кадров. В силу того, что в последнее время прослеживается тенденция отказа образовательных учреждений от услуг социальных педагогов или психологов, то логично, что выполняемые ими функции воспитания и социально-педагогической помощи автоматически перекладываются на учителей и классных руководителей, которые зачастую могут быть профессионально не готовы. Такие условия требуют от обычного педагога быстрого принятия решения и выработки тактики воспитательной работы, ведь игнорирование проблем детей, относящихся к социальной «группе риска», может иметь необратимые последствия.
Цель исследования - выявить содержание и формы социальной поддержки многодетной семьи.
Объект исследования - процесс социальной поддержки многодетной семьи.
Предмет исследования - содержание и формы социальной поддержки многодетной семьи.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы решались следующие задачи исследования:
1. Определение понятия, содержания и форм социальной поддержки многодетных семей.
2. Характеристика сопровождения многодетных семей в системе социальной поддержки.
3. Анализ деятельности ГАУ «Ирбитский центр социальной помощи семье и детям».
4. Планирование мероприятий по социальному сопровождению многодетных семей ГАУ «Ирбитский центр социальной помощи семье и детям».
Теоретическая значимость исследования. Постановка проблематики воспитания детей из многодетных семей должна быть актуализирована в современной социальной работе. Стоит отметить, что их количество плавно прогрессирует в силу улучшения демографических показателей. Потому уже сегодня нужно ориентироваться на разрешение социально-педагогических проблем адаптации в обществе детей из многодетных семей.
Практическая значимость состоит в разработке системы мероприятий по сопровождению многодетных семей.
Глава 1.Организация социальной работы с многодетными семьями
1.1.Понятие и содержание социальной поддержки многодетных семей
Многодетная семья в современном российском обществе с одной стороны выступает важнейшим социальным воспитательным институтом, с другой - способствует решению демографической проблемы нашего государства. В связи с наличием большого количества проблем, а именно социально-экономических, социально-бытовых, социально-психологических, проблем стабильности семьи, семейного воспитания, общественного мнения, информированности многодетные семьи в России характеризуются высокими социальными рисками. Именно поэтому многодетные семьи особенно нуждаются в различных мерах государственной социальной поддержки, предоставляемых как на федеральном, так и на региональном уровне. Зачастую законы, направленные на социально-правовое обеспечение многодетных семей не всегда эффективны ввиду социально-экономической нестабильности в стране.
Существующие проблемы данных семей определяют потребность в оказании им помощи со стороны общества. Социальная защита возможна при помощи проводимой социальной работы, поскольку многодетная семья активно и остро реагирует на все изменения, происходящие в обществе как позитивные, так и негативные. (14, с.48)
Законодательство о государственной поддержке многодетных семей базируется на общепризнанных принципах и нормах международного права, Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, Семейном Кодексе Российской Федерации, иных нормативных правовых актах Российской Федерации. Имеющаяся нормативно-правовая база позволяет осуществлять правовую поддержку многодетных семей, демонстрируя, что материнство, детство, семья находятся под защитой государства. При этом в настоящее время многодетные семьи все же являются одной из самых уязвимых категорий населения.
В России на сегодняшнее время образовалось два типа воспроизводства населения: традиционная патриархальная многодетность и современный постиндустриальный тип воспроизводства - двое детей в семье
Понятие «многодетная семья» не имеет единого значения на всей территории РФ. Каждый субъект РФ сам определяет социальный статус такой семьи. В семейном законодательстве Российской Федерации не установлено однозначно, какая семья считается многодетной. Основным документом, устанавливающим социальный статус многодетных семей в России на федеральном уровне является Указ Президента Российской Федерации № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей». В данном правовом акте закреплено понятие «многодетная семья», которое определяется «с учетом национальных и культурных особенностей социально-экономического и демографического развития региона». Количество многодетных семей в России за последнее десятилетие имеет устойчивую тенденцию роста. По состоянию на 2016 год количество многодетных семей в РФ составляет 1,25 млн. всего населения страны.
Единого закона, регламентирующего права многодетных семей, на сегодняшний день в Российской Федерации не существует. Существует большое количество нормативных актов, в которых подробно изложены все права данных семей. Федеральный Закон № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» включает в себя действующие правовые нормы, распространяемые на семьи с детьми. Для субъектов Российской Федерации с отрицательным естественным приростом населения, многодетной семьей считается семья с тремя и более детьми, включая: детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, до достижения ими 18 лет; детей, обучающихся в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования дневной формы обучения любых организационно-правовых форм, до окончания обучения, до достижения ими 22 лет.
Для субъектов Российской Федерации положительным естественным приростом населения выступает семья с четырьмя и более детьми. Так, в республике Марий Эл к многодетным относят семьи с четырьмя и более детьми, в Красноярском крае - с пятью и более детьми. В Ростовской области многодетной является семья, имеющая трех и более детей в возрасте до 16 лет, а также в возрасте до 18 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы.
Исходя из вышесказанного, к основным характеристикам многодетности в Российской Федерации следует отнести:
1. доля многодетных семей в России невелика, составляет 2,6 % от общего числа домохозяйств и 6,6 % от числа семей с детьми. В многодетных семьях воспитывается 15,7 % всех детей: 10,6 % - в городах; 16,8 % - в сельской местности;
2. в последние десятилетия численность многодетных семей уменьшалась и осталось на минимально низком уровне;
3. распространенность многодетных семей в России зависит от конкретного региона проживания. Ключевым фактором являются национальные традиции. Около четверти детей из многодетных семей живут в четырех субъектах РФ, остальные распределены по субъектам РФ с частотой 1-3 % на каждый регион.
4. преобладание многодетных семей с тремя детьми - 75 % от общего количества многодетных семей в Российской Федерации; семей с 5 и более детьми составляют 7,7 % от общего количества многодетных сем
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации: от 12.12.1993. (с изменениями от 30.12.2008, 05.02.2014, 21.07.2014) // Российская газета. – 25.12.1993. -21.01.2009, 04.12.2013, 06.02.2014, 23.07.2014
2. Федеральный закон от 28.12.2013 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» №442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) //Российская газета, 30.12.2013 г. № 295 (6271)
3. Федеральный закон от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи» № 178-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) // Российская газета, 23.07.1999
4. Антропова, Ю. Ю. Формирование общественного мнения в поддержку семейных ценностей как одно из главных направлений государственной семейной политики // Работник социальной службы. - 2006. - № 4. - С. 16-19.
5. Власюк, И. В. К вопросу о социально-педагогическом проектировании региональной семейной политики // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2006. - № 5. - С. 32-37.
6. Власюк, И. В. Приоритеты семейной политики с позиций социального педагога // Педагогика. - 2007. - № 3. - С. 120-123
7. Герасимова, Е. Ю. Социальная поддержка семьи: ресурсы микрополитического подхода // Власть. - 2011. - № 2. - С. 101-105.
8. Гримальская, Ю. В Реализация семейной политики // Семья в России. - 2009. - № 1. - С. 15-24.
9. Ефименко М. В. Социальное сопровождение ребенка в процессе обучения и воспитания. Формы и методы работы // Защита детства: социальные, правовые и педагогические аспекты : сб. материалов краевой интернет-конференции, г. Ставрополь, 2016 г. - Ставрополь : ГБУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2016. - 194 с.
10. Ефимов, С. Г. Семья как естественная среда жизнеобеспечения детей: проблемы, законодательная практика, ее реализация в условиях региона // Вестник Бурятского государственного университета. - 2010. - Вып. 5. - С. 257-263.
11. Замараева, З. П. Антикризисная семейная политика // Медсестра. - 2013. - № 1. - С. 16-17.
12. Кинаш М. В. Раннее выявление и социальное сопровождение неблагополучных семей // Защита детства: социальные, правовые и педагогические аспекты : сб. материалов краевой интернет-конференции, г. Ставрополь, 2016 г. - Ставрополь : ГБУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2016. - 194 с.
13. Климантова Г. И. Многодетная семья: за чертой бедности // Социальная безопасность женщин / Клуб «Реалисты». Информационно-аналитический бюллетень. - М., 1997.
14. Левашкина Т. В. Социально-психолого-педагогическое сопровождение семей группы социального риска // Работник социальной службы. - № 3. - М., 2010. - С. 39-62.
15. Манукян, Э. А. Семейная политика в регионе: концептуальные подходы //Отечественный журнал социальной работы. - 2009. - № 4. - С. 25-30.
16. Мелихова Д.Г. Социально-психологические детерминанты имиджа многодетной семьи у российской молодежи: автореф. дисс. . – М., 2011. – 24 с.
17. Мусальникова, Н. Эффективные социальные технологии по укреплению семьи // Вопросы социального обеспечения. - 2012. - № 1. - С. 11-13.
18. Павлов, Б. С. Семейная политика в регионе: симбиоз экономического и нравственного // Журнал экономической теории. - 2010. - № 3. - С. 58-69.
19. Панфилова, Т. Н. Региональные аспекты реализации семейной политики //Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2010. - № 2. - С. 46-48.
20. Петрова Е.А., Мелихова Д.Г. Имидж многодетной семьи у российской молодежи. // Социс. – 2011. - №2. – С. 27-35.
21. Устинова О.В., Осипова Л.Б. Семья – основной институт воспроизводства населения (на примере юга Тюменской области) // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. – 2013. - №2. – С. 204-206.
22. Фарахутдинов Ш.Ф., Дейнеко С.В., Устинова О.В. Роль СМИ в духовно-нравственном развитии общества // Современные проблемы науки и образования. – 2015. - №1.
23. Федорова М. В. Многодетная семья как осознанный жизненный выбор: специфика социализации детей (на примере г. Ростова-на-Дону) // Известия Южного федерального университета: Педагогические науки. - 2016. - № 1.
24. Фролкин, П. П. Региональные аспекты государственной политики по социальной защите материнства и детства в России // Власть. - 2012. - № 5. - С. 30-33.
25. Хайруллина Н.Г., Москатова А.К., Недосекина А.Г. Обидина Ю.С. и др. Социально-гуманитарные проблемы современности. / Личность и общество. М.:2013.