Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Оноре де Бальзак – феномен в литературном процессе Франции XIX века, творчество которого в последнее десятилетие успешно осваивается как российскими, так и зарубежными литературоведами.
Одним из знаменитейших литературных произведений Оноре де Бальзака является роман "Евгения Гранде".
Этот роман демонстрирует губительное воздействие богатства на человеческую личность и влияние общества на приоритеты, выбираемые человеком. Эти две проблемы ясно выделяются на протяжении всего произведения. Они, как светофор, предупреждают нас о возможных последствиях выбора, описываемого в произведение образа жизни.
Актуальность исследования определяется тем, что несмотря на сложный эстетический контекст произведений Оноре де Бальзака, совмещающий множество научных категорий образного строя и композиции, именно гендерное функционирование сложных и неоднозначных женских образов не было представлено отдельным исследованием.
Исследования, посвящённые особенностям пола человека и его психологическим особенностям, с 70-х годов входят в активный оборот научного исследования как в области психологии, так и в других гуманитарных науках, таких как философия, социология, лингвистика и литературоведение. Подобный интерес был вызван актуальностью исследования отличительных характеристик маскулинного и феминного поведения не только на основе отдельного индивидуума, но и всего общества в целом, выявляя традиционно-сквозные личностные аспекты.
В отечественной лингвистике вопросами гендера занимались такие исследователи, как А.В. Кирилина, Л.А. Виноградов, О.А. Воронин, Е.И. Горошко, Н.А. Блохина и другие. Данную категорию стали применять в 60 – 70-х годах XX века, оказав значительное влияние на развитие науки в целом. Исследователь Толмачёва И.Ю. трактует понятие «гендер», как «совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола». Представляя данный аспект как один из важных характеристик личности, лингвист Кириллина А.В. отмечает и психологическую сторону понятия, а именно «влияние на осознание человеком своей идентичности и определение типов личности других членов общества, тем самым порождая гендерные стереотипы». Традиционность образа несёт совокупность социально одобряемых характеристик, а также обязательные нормы социума, отражённые в языковой модели мира.
Цель работы: рассмотреть систему образов романа Оноре де Бальзака «Евгения Гранде».
Задачи исследования:
• Рассмотреть проблематику романа;
• Проанализировать систему образов романа;
• Проследить эволюции женских образов в романе.
Объект исследования: роман О. Бальзака «Евгения Гранде».
Предмет исследования: система образов романа.
Методы исследования: изучение литературы по теме исследования, анализ, классификация.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех пунктов, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Система образов романа Бальзака "Евгения Гранде"
1.1. Проблематика романа
Могучий художник, смелый новатор, сделавший французский роман подлинным зеркалом современности. Бальзак соединял силу обобщения, мощный полет творческой фантазии с точностью наблюдения и глубиной изучения жизненных факторов. Творчество его — это вершина, которой достиг западный критический реализм XIX в.
Роман "Евгения Гранде" Оноре де Бальзак частично опубликовал в 1833 году, а полная публикация романа с изменениями была уже в 1834 году. Это произведение входит в цикл "Сцены провинциальной жизни". Роман, как и повесть "Гобсек", поднимает проблему скупости, показывает пагубное влияние богатства на человека.
«Евгения Гранде» — это уже произведение зрелого мастера-реалиста.
Тема романа - злая сила денег, разрушающая истинно человеческое в человеке. Действие развивается в провинциальном французском городке. Наиболее значительный образ романа — скряга, накопитель, стяжатель-мономан, старый купец Гранде. Бальзак прибегал еще к романтическим аксессуарам, рисуя ростовщика Гобсека неким своеобразным философом и поэтом, возвышающимся над окружающим миром, окутывая дымкой тайны его прошлое, подчеркивая особенное, исключительное в его облике. Создавая образ старика Гранде, в котором с громадной силой разоблачена сущность буржуазного накопительства, Бальзак также использовал прием гиперболизации, однако характер этой гиперболизации ближе к традициям Мольера, чем к принципам романтиков. При этом широта обобщения соединяется здесь с документальной точностью изображения, от которой писатель был еще далек в изображении Гобсека. Знакомя читателя с «папашей» Гранде, Бальзак прежде всего детально описывает ту обстановку, в которой он живет и действует: улицу в провинциальном городке Сомюре, быт и нравы ее обитателей; затем следует краткая, но обстоятельная биография героя с приведением точных дат, причем в этой биографии писатель сразу же выделяет главное в жизни и личности Гранде — его карьеру накопителя. Необходимыми данными становятся скупые цифры — обозначение денежных сумм, показателей постепенного возрастания капитала.
Сорокалетний бочар Гранде женился на дочери богатого торговца лесными материалами и употребил приданое жены и собственные наличные средства - две тысячи луидоров – на покупку виноградников. С этого момента начинается история его неуклонного обогащения. В 1806 г., пишет Бальзак, «он вел хозяйство на ста виноградниках, которые в урожайные годы приносили ему от семисот до восьмисот бочек вина. У него было старое аббатство, где ради бережливости он заштукатурил окна, стрелки сводов и витражи, что их и сохраняло; да еще — сто двадцать семь арпанов лугов, где росли и увеличивались в размерах три тысячи тополей, посаженных в 1793 году.
Наконец, дом, где он жил, принадлежал ему». Перед нами -тачная деловая опись имущества, причем мимоходом подчеркиваются существенные детали, характеризующие
Гранде: его бережливость, умелое употребление своих капиталов. В 1817 г. «люди сообразительные говорили: «Папаша Гранде? У папаши Гранде верных 6-7 миллионов».
Перед читателем предстает семья Гранде - отец, мать и их дочь. Отец Гранде - скупой, расчетливый старик, которому чужды такие чувства, как милосердие, жалость, гуманность не только к посторонним, но и к самым родным людям. Его служение золоту настолько всеобъемлющее, что старик экономит даже на еде, питье и одежде.
Дочь - Евгения Гранде, предстает перед читателем чистым, возвышенным существом. Она напрочь отрезана от внешнего мира, даже не представляет какие моральные и материальные ценности царят там. Она наследница миллионного состояния, мужчины толпами добиваются ее симпатии.
Евгения влюбляется в Шарля и впервые начинает понимать цену деньгам, т.к. возникает ситуация, когда вдруг эти, ранее ничего не значащие для нее бумажки и слитки металла, способны спасти ее любимого. Отец отказывает в помощи и Евгения отдает все свои сбережения любимому.
Потом героиня узнает об измене избранника, а также деспотизм отца делают свое дело, и девушка становится такой же меркантильной, как и ее родственники; выходит замуж за богатого человека.
В описании образа жизни и внешности скряги автор обнаруживает замечательное мастерство очерковой зарисовки, точно выраженной реалистической детали: «Он никогда не производил никакого шума и, казалось, экономил на всем, даже на движении». «Перчатки, прочные, как у жандармов, служили ему двадцать месяцев, и, чтобы не пачкать, он клал их на поля своей шляпы, всегда на одно и то же место, заученным движением». Каждая черта здесь существенна; это не только описание, но в то же время характеристика. Обрисовав героя, Бальзак переходит к его дому и домочадцам. Изображение вещной обстановки служит писателю для характеристики действующих лиц. Вне этих вещей обитатели буржуазного мира не существуют, вещи - раковина, на которой отпечатлелся облик владельца [7, с. 81].
После обстоятельной экспозиции развертывается действие романа. Оно необычайно просто, никаких выдающихся событий, никаких усложнений в сюжетной линии.
В мрачный дом старого скряги приезжает племянник, юный парижский щеголь Шарль Гранде; отец его, брат «папаши» Гранде, разорился и покончил жизнь самоубийством.
Молодой человек живет некоторое время у своего негостеприимного дядюшки, который ни сантимом не желает поступиться, чтобы помочь ему. Дочь Гранде, Евгения, глубоко полюбившая парижского кузена, отдает ему все свои личные накопления — новенькие блестящие луидоры — подарки, которые делал ей отец каждый год в день рождения. Это точка высочайшего напряжения в романе. Самые сильные и драматические переживания действующих лиц связаны именно с этим моментом (страхи дочери, негодование и ярость отца, страдания матери).
Шарль уезжает в Индию, поклявшись Евгении в любви. Он обогащается на чужбине, становится прожженным дельцом и забывает кроткую и верную провинциальную кузину, мечтая о более блистательном браке с аристократкой (что он и осуществляет по возвращении в Париж).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бальзак О. Евгения Гранде. - М.: Книжный Клуб, 2012. - 255 с.
2. Бальзак, О. Избранное/О. Бальзак. - М.: Просвещение, 2010. -352 с.
3. Булычёв И.И. О гендерном образе реальности в научной и философской картинах мира // Вестник ТГУ. - 2004. - №1 (33). - С. 5 – 16.
4. Введение в литературоведение: учебник / Н.Л. Вершинина, Е.В. Волкова, А.А.Илюшина и др.; под общ. ред. Л.М.Крупчанова. – М.: Изд-во «Оникс», 2005. – 237-250 с.
5. Головина Е.В. Типология женских образов в русской литературе конца XIX – начала XX века. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, - 2017. - №3. - Ч. 1. - С. 12 – 15.
6. Достоевский: Сочинения, письма, документы. Словарь-справочник/Науч. ред. Г. К. Щенников, Б. Н. Тихомиров. СПб., 2008. С. 67-68
7. История зарубежной литературы ХIХ в.: учеб. для студентов педагогических вузов по спец-ти «Русск. яз и литер» / Н.П. Михальская, В.А. Луков, А.А. Завьялова и др.; под ред. Н.П. Михальской. – Ч 2. – М.: Просвещение, 2009. – 81-97 с.
8. Кирилина А.В. Гендерные исследования в лингвистике и теории коммуникации: учеб. пособие. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. - 252 с.
9. Лотман Ю.М. Текст в тексте//Ю.М. Лотман Об искусстве. -СПб.: «Искусство СПБ», 2005. -С. 423-436.
10. Репертуар и пантеон. Театральное обозрение, издаваемое В. Межевичем и И. Песоцким. 1844. Т. 6. Отд. 1. С. 386-457; Т. 7. Отд. 1. С. 44-125.
11. Рыбальченко Т.Л. Структура «текст в тексте» в современном романе//Проблемы литературных жанров: Материалы Х Международной научной конференции (15-17 октября 2001 г.). -Ч. 2. -Томск: Том. гос. ун-т, 2002. -С. 262-270.
12. Толмачёва И.Ю. Гендерные стереотипы и способы их вербализации в немецкой и русской лингвокультурах (на материале брачных объявлений) // Лингвистические и методические основы филологической подготовки учителясловесника: материалы междунар. науч.-метод.конф.: в 2 т. Т. 1. - Старый Оскол: БелГУ, 2005. - С. 228 – 233.
13. Торранс Ф., Кибальник С. "Евгения Гранде" Бальзака в переводе Достоевского взгляд западных исследователей // Достоевский: материалы и исследования. - 2013. - Т. 20. - С. 462-474.
14. Arban D. Les années d᾿apprentissage de Dostoïevsky. Paris, 1968. P. 228-240.
15. Blinoff M. Dostoïevsky et Balzac//Comparative Literature. 1951. N 4. P. 342-355.
16. Catteau J. La création littéraire chez Dostoïevsky. Paris, 1978. P. 25-28.
17. Hunt J. Balzac and Dostoevsky: Some Elements of Scene//Comparative Literature Studies. 1966. N 3. P. 439-443.