Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что в современной России стали постоянными различные проявления коррупции. И коррупция, и нарушения прав и свобод человека разрушают наше общество, мотивируя каждого из нас решать свои собственные проблемы, нередко за счет других и не
думая о возможном ущербе для других, снижая уровень солидарности, взаимной поддержки и доверия, не позволяя совместно решать общественные проблемы. Разрушают они и наши органы власти, разлагая их и существенно снижая эффективность их деятельности.
Проблема противодействия коррупции является одной из самых острых проблем в рамках обеспечения безопасности Российского государства, общества и личности. Объективно коррупция выступает
реальной угрозой национальной безопасности страны, так как угрожает стабильности и безопасности, нанося ощутимый урон его социально-экономическому и политическому развитию.
2
Представляется невозможным противостоять коррупции путем осуществления отдельных разрозненных, фрагментарных мероприятий на различных направлениях. Снизить ее уровень можно, лишь
реализуя целостную систему последовательных мер обеспечения безопасности на территории Российской Федерации.
1. Понятие коррупционных преступлений. Развитие ответственности за дачу взятки
1.1. Коррупционные преступления
Составы преступлений, перечисленные в Законе о противодействии коррупции РФ, объединяют следующие признаки: умышленная форма вины; специальный субъект - физическое лицо, использующее свое должностное положение вопреки законным интересам общества и государства; связь деяния со служебным положением субъекта; корыстный мотив: корыстная заинтересованность - стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других
лиц выгоду имущественного характера или иная личная заинтересованность - стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как
карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную
услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.
Субъектом коррупционного преступления может выступать также лицо, заинтересованное в осуществлении определенных действий (бездействия) специальным субъектом.
Таким образом, коррупционное преступление - это общественно опасное, противоправное, виновное
и наказуемое умышленное деяние должностного лица или лица, заинтересованного в осуществлении определенных действий (бездействия) должностным лицом, совершаемое исходя из корыстных
мотивов, направленное на получение выгоды, имущества, услуг имущественного характера, имущественных прав или незаконного предоставления определенных преимуществ как для себя, так и для
третьих лиц.
1.2. История развития уголовной ответственности за дачу взятки
В начале заметим, что принятый в 1996 г. Уголовный кодекс РФ (УК РФ) первоначально не содержал
нормы об ответственности за посредничество во взяточничестве. Большинство проектов УК РФ также
не содержало подобной нормы, хотя Модельный УК для государств - участников СНГ, принятый в том
же 1996 г., включал статью об ответственности за посредничество во взяточничестве.
Самостоятельная ответственность за его совершение введена позднее - 4 мая 2011 г. Федеральным
законом N 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в
области противодействия коррупции» (далее - Федеральный закон N 97-ФЗ). Указанным Законом
Уголовный кодекс РФ дополнен ст. 291.1 «Посредничество во взяточничестве», в которой, помимо
ответственности за непосредственную передачу взятки, установлена ответственность за «иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения
между ними о получении и даче взятки в значительном размере».
2. Дача взятки. Отграничение от смежных преступлений
3
2.1. Дача взятки
В теории и практике нередко используется такое понятие, как «взяточничество». Термин «взяточничество» используется в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях». В частности,
взяточничество признается одним из наиболее распространенных коррупционных преступлений и
охватывает преступления, предусмотренные ст. ст. 290, 291 и 291.1 УК (абзац 6 преамбулы).
Этот термин собирательный, охватывает согласно действующему уголовному законодательству России четыре самостоятельных состава преступлений: получение взятки (ст. 290 УК), дачу взятки (ст. 291
УК), посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК) и мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК). Опасность таких преступлений связана с тем, что они нарушают нормальную деятельность властных и
управленческих структур, подрывают их престиж, создают у граждан представление о возможности
решить вопросы, получить желаемое за счет подкупа должностных лиц.
По конструкции объективной стороны состав дачи взятки (ст. 291 УК) является формальным, преступление считается оконченным с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей.
С субъективной стороны предполагается вина в виде прямого умысла.
Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет.
2.2. Отграничение дачи взятки от смежных преступлений
Рассмотрим сначала отличие дачи взятки и коммерческого подкупа. Для квалификации содеянного
не имеет значения, была ли у лица, выполняющего управленческие функции, реальная возможность
осуществить данную угрозу, если у лица, передавшего предмет коммерческого подкупа, были основания опасаться осуществления данной угрозы.
ВС РФ в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» также поясняет, что обещание или предложение лица передать либо принять незаконное вознаграждение за совершение
действий (бездействие) необходимо рассматривать как умышленное создание условий для совершения соответствующего коррупционного преступления в случае, когда высказанное лицом намерение передать или получить предмет коммерческого подкупа было направлено на доведение его до
сведения других лиц в целях дачи им либо получения от них ценностей, а также в случае достижения
договоренности между указанными лицами. Если иные действия, направленные на реализацию
обещания или предложения лица передать незаконное вознаграждение за совершение необходимых действий (бездействие), не были совершены по независящим от него обстоятельствам, то содеянное квалифицируется как приготовление к коммерческому подкупу (часть 1 статьи 30 и части 2 - 4
статьи 204 УК РФ).
При этом коммерческий подкуп как таковой необходимо отличать от ряда иных преступлений, поскольку по своему характеру он внешне похож на преступления, предусмотренные ст. 204.1 УК РФ
(посредничество в коммерческом подкупе), ст. 204.2 УК РФ (мелкий коммерческий подкуп), ст. 290
УК РФ (получение взятки), ст. 291 УК РФ (дача взятки) и ст. 184 УК РФ (оказание противоправного вли-
4
яния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса).
Рассмотрим, прежде всего, ст. 204.1 УК РФ.
Объект преступления в данном случае совпадает с объектом преступления, предусмотренного ст. 204
УК РФ, т.е. нормальная, регламентированная законодательством управленческая деятельность коммерческих и иных организаций.
Разница между ст. 204 УК РФ и ст. 204.1 УК РФ заключается в субъекте преступления. Если в ст. 204 УК
РФ им выступает лицо, осуществляющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, то в ст. 204.1 УК РФ субъектом является лицо, выполняющее функции посредника, т.е. лицо,
передающее предмет коммерческого подкупа по поручению дающего подкуп или получающего его
или иным образом способствующее в достижении либо реализации соглашения между ними о передаче и получении подкупа. Посредник отличается от получающего или передающего предмет
коммерческого подкупа тем, что действует не в своих интересах и не по своей инициативе.
3. Актуальные вопросы, связанные с дачей взятки
3.1. Освобождение от уголовной ответственности за дачу взятки. Мелкое взяточничество
В соответствии с примечанием к ст. 291.1 УК РФ лицо, совершившее преступление, предусмотренное
настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало
раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.
Надо заметить, что думается, что данные нормы об освобождении от ответственности взяткодателей
и посредников во взяточничестве по своей направленности являются поощрительными, стимулирующими, побуждая данных лиц на выявление взяткополучателей, на позитивное посткриминальное
поведение, выражающееся в деятельном раскаянии.
Из систематичного толкования содержания ст. ст. 290 - 291.1 УК и названия ст. 291.1 УК следует, что
термин «взяточничество» в уголовном законодательстве охватывает получение взятки, дачу взятки,
посредничество во взяточничестве. Поскольку ст. 291.2 УК носит название «Мелкое взяточничество»,
то можно сказать, что за счет ее перечень преступлений, обозначаемых как взяточничество, расширился.
Уголовная ответственность за посредничество за мелкое взяточничество не установлена, поскольку
границей между преступным и непреступным посредничеством во взяточничестве является сумма
взятки, превышающая двадцать пять тысяч рублей. Вместе с тем посредник совершает принципиально важные действия - договаривается о самом акте передачи взятки, а сам не всегда знает о ее размере. Возникает вопрос о криминализации пособничества в мелком взяточничестве. По нашему
мнению, ответ на него должен быть положительным. Но для этого изначально следует криминализировать посредничество во взяточничестве, не ограниченное значительным размером суммы взятки.
Предмет преступления обозначен как взятка. Толкование этого признака состава преступления,
предусмотренного ст. 291.2 УК, не вызывает сложности. На законодательном уровне понятие взятки
дано в ч. 1 ст. 290 УК, на уровне судебного толкования - в п. 9 Постановления N 24 (предмет взятки).
5
Максимальные размеры взятки в статьях УК на сегодняшний день определяются следующим образом:
- до десяти тысячи рублей (максимальный предел для определения мелкого взяточничества);
- превышает двадцать пять тысяч рублей (значительный размер - минимальный предел для уголовной ответственности за посредничество во взяточничестве; квалифицирующие признаки получениядачи взятки);
- превышает сто пятьдесят тысяч рублей (крупный размер - квалифицирующий признак для дачи, получения, посредничества во взяточничестве);
- превышает один миллион рублей (особо крупный размер - особо квалифицирующий признак для
дачи, получения, посредничества во взяточничестве).
Минимальный размер взятки законодателем не обозначен. Из чего же следует исходить правоприменителю, какова минимальная «пороговая» сумма, отграничивающая мелкое взяточничество от
малозначительного деяния? К сожалению, законодатель оставил этот вопрос без ответа.
3.2. Практические вопросы привлечения к уголовной ответственности за дачу взятки
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 324-ФЗ, вступившим в силу с 15 июля 2016 г., внесены изменения в УК и УПК РФ, направленные на усиление уголовной ответственности за коррупционные
преступления.
Внесенные изменения в УК позволили признавать преступлениями случаи, когда деньги, ценные бумаги, иное имущество передаются, или услуги имущественного характера оказываются, или иные
имущественные права предоставляются не самому должностному лицу (лицу, выполняющему
управленческие функции в коммерческой или иной организации), а по его указанию другому физическому или юридическому лицу; установили уголовную ответственность за посредничество в коммерческом подкупе, а также за обещание или предложение посредничества в коммерческом подкупе по аналогии с посредничеством во взяточничестве; установили уголовную ответственность за
коммерческий подкуп, дачу или получение взятки, размер которых не превышает 10 тыс. руб. (так
называемое мелкое взяточничество), а также за мелкий коммерческий подкуп и мелкое взяточничество, совершенные лицом, имеющим судимость за подобные преступления. В УПК внесены изменения в целях определения предварительного расследования по уголовным делам о таких преступлениях в форме дознания, что исключит их выявление путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в силу ст. 8 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной
деятельности» ввиду отнесения к преступлениям небольшой тяжести.
Внесены изменения в ст. 304 УК «Провокация взятки либо коммерческого подкупа», направленные
на уточнение круга лиц, в отношении которых возможна провокация коммерческого подкупа или
взятки, как это предусмотрено ст. 290 УК «Получение взятки».
Заключение
6
Итак, дача взятки должностному лицу как отдельное коррупционное преступление также может повлечь достаточно суровое наказание: санкция ст. 291 УК РФ (ч. 5) предусматривает максимальное
наказание в виде лишения свободы на срок до пятнадцати лет. Объективная сторона преступления,
предусмотренного ст. 291 УК РФ, заключается в передаче должностному лицу предмета взятки за совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий, которые входят в служебные
полномочия должностного лица, а также за совершение заведомо незаконных действий (бездействия).
Примечание к ст. 291 УК РФ предусматривает три специальных основания освобождения взяткодателя от уголовной ответственности:
1) если он активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления;
2) в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица;
3) взяткодатель после совершения преступления добровольно сообщил в орган, имеющий право
возбудить уголовное дело, о даче взятки.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от
05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-
ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ // Собрание
законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
5. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228.
6. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Собрание законодательства РФ, 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3418.
7. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Российская газета, N 162, 31.07.2004.
8. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ, 14.08.1995, N 33, ст. 3349.
9. Федеральный закон от 04.05.2011 N 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи
с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» // Собрание законодательства РФ, 09.05.2011, N 19, ст. 2714.
7
10. Федеральный закон от 03.07.2016 N 324-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 04.07.2016, N 27 (часть II), ст. 4257.
11. Уголовный кодекс Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (официальный текст со всеми дополнениями и исправлениями на 1 апреля 1923 г. и алфавитным указателем). Пг.: Гос. Трест «Петропечать», 1923. Утратил силу.
12. Уголовный кодекс РСФСР (официальный текст с изменениями на 1 июля 1950 г. и с приложением постатейно-систематизированных материалов). М.: Госюриздат, 1950. Утратил силу.
13. Уголовный кодекс РСФСР. Утв. ВС РСФСР 27.10.1960 // Свод законов РСФСР, т. 8, с. 497. Утратил силу.
14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»
// Бюллетень Верховного Суда РФ, N 12, декабрь, 2009.
15. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N
9, сентябрь, 2013.
16. Кассационное определение Верховного Суда РФ от 12.01.2012 N 47-011-83 // СПС «КонсультантПлюс».
17. Определение Верховного Суда РФ от 08.09.2011 N 19-О11-49 // СПС «КонсультантПлюс».
18. Уголовное дело N 1-298/2016 // Архив Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан за 2016 г. URL: http://sudact.ru/regular/doc.
19. Уголовное дело N 1-234/2016 // Архив Ленинского районного суда г. Ставрополя за 2016 год.
URL: http://sudact.ru/regular/doc/5iLLjoHNGLNX.
20. Уголовное дело 1-53/2015 // Архив Лямбирского районного суда (Республика Мордовия) за
2015 год. URL: http://sudact.ru/regular/doc/vgafvlm6VDrV/.
21. Икрянникова А.С. Соучастие в коррупционном преступлении: опыт криминологического исследования: Дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2016. С. 279.
22. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / К.А. Барышева,
Ю.В. Грачева, Г.А. Есаков и др.; под ред. Г.А. Есакова. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2017. С.
183.
23. Кочина М.С. Посредничество во взяточничестве: история законодательства и практики противодействия // Актуальные проблемы российского права. 2017. N 4. С. 119.
24. Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений. М.: Юристъ, 2001. С. 222 - 223.
25. Курилова Е.В. Квалификация преступлений коррупционной направленности, связанных с мелким взяточничеством // Законность. 2017. N 3. С. 46.
8
26. Ответы на вопросы, поступившие из судов, по применению Федеральных законов от 3 июля
2016 года N 323-ФЗ - 326-ФЗ, направленных на совершенствование уголовной ответственности за
коррупционные преступления и преступления экономической направленности, а также оснований и
порядка освобождения от уголовной ответственности: утв. Президиумом ВС РФ 28.09.2016 // СПС
«КонсультантПлюс».
27. Охтин И.В. Коммерческий подкуп // СПС КонсультантПлюс. 2018.
28. Соловьева Ю.И. Коррупционные преступления // СПС КонсультантПлюс. 2018.
29. Яни П.С. Интеллектуальное посредничество во взяточничестве: начало и окончание // Законность. 2014. N 12. С. 23.
30. Яни П.С. Проблемы квалификации посредничества во взяточничестве // Законность. 2013. N 2.
С. 28.