Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Успешная работа современного предприятия в условиях его постоянного взаимодействия с внешней средой предполагает наличие эффективной системы управления им. Учеными и практиками неоднократно доказано, что как сами организационные системы любого вида, так и системы управления ими, характеризуются большой сложностью и богатым внутренним разнообразием, а поэтому представляют научный интерес в экономике, социологии, организации управления, обработке экспериментальных данных, математическом моделировании и др. Как следствие, задачи, которые возникают в процессе управления организационными системами (организационными структурами), до сих пор недостаточно изучены в связи с большой сложностью процессов их функционирования. А значит научные исследования, направленные на поиск и разработку новых подходов, методов и моделей, которые могут эффективно использоваться в управлении организационными структурами, не теряют своей актуальности.
В научной литературе за последние годы достаточно полно отражены результаты исследований отечественных и зарубежных авторов по различным аспектам проблематики соотношения власти, партнерства и управления, в частности, такими учеными, как С. С. Бойко, В.Г. Варнавским, Ю.Г. Лысенко, А. Н. Фомичевым, Ф. И. Хмель и др. разработаны теоретические вопросы сущности, классификации основных особенностей формирования различных типов партнерства и реализации властных отношений в системе управления предприятиями, проведена типизация моделей государственно-частного партнерства, определены их преимущества и недостатки. Однако, вместе с тем, в условиях меняющейся экономики соотношение власти и партнерства с менеджмента остается не до конца исследованной областью. Вышеизложенное определяет актуальность темы курсовой работы.
Объект исследования: властные и партнерские отношения в менеджменте.
Предмет исследования: реализация партнерства и властных отношений внутри бизнеса и в рамках государственно-частного партнерства.
Цель исследования – изучение особенностей реализации власти и партнерства в менеджменте.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать лидерство как средство легитимизации власти менеджера
2. Рассмотреть партнерство в управленческой деятельности как фактор деловой активности.
3. Проанализировать особенности партнерства между менеджментом частного бизнеса и государственными структурами.
Методы исследования: теоретический анализ, метод сравнительного анализа, индукция, дедукция.
1. Лидерство как средство легитимизации власти менеджера
Вопрос эффективности менеджмента всегда был и остается актуальным, особенно в условиях современного развития. Если эффективность менеджмента в целом является актуальным вопросом, то эффективность административного менеджмента для деятельности государства является жизненно необходимой.
Для успешной работы коллектива важно не только сформированы в нем отношения, которые обеспечивают эффективное взаимодействие людей в процессе совместной работы, но и то, каким образом направляется их деятельность, формы воздействия используются для того, чтобы побудить людей к производительному труду. Эти вопросы относятся к компетенции руководителя или менеджера – человека, который возглавляет коллектив и использует предоставленную ему власть для влияния на поведение людей, которые в нем работают. Однако формальной власти здесь недостаточно, возникает вопрос лидерства.
Исследование вопросов важности влияния лидерства на эффективность менеджмента осуществляли как зарубежные, так и отечественные ученые (Г. Альтман, В. Байхим, В. Деминг, Р. Дилтс, И. Кузьмин, А. Козинцев, Дж. Максвелл, Я. Морено, Л. Серова, С. Филонович и др.) вопросы административного менеджмента в организациях различных типов раскрываются в трудах таких ученых, как Б. Андрушкив, А. Антонюк, А. Кузьмин, Б. Новиков, Г. Сабадош, А. Фомичев и др. 3.
Эксперт в области повышения эффективности ведения бизнеса, доктор философии И. Адизес описывает основные роли менеджмента и их взаимосвязь с возникновением «ложных» стилей менеджмента и жизненными этапами организации 1, с. 84. Одной из главных ролей менеджера роль администратора, а его обратной стороной - роль бюрократа. Администратор - это тот, кто контролирует, доводит работу до конца и реализует решения. Он руководит системой, которая поддерживает в порядке все процессы внутри организации. Он должен быть хорошо организованным и внимательным к множеству различных производственных деталей.
Качественный менеджмент не обходится без администратора, который следит за тем, чтобы система продуктивно работала: в нужной последовательности и с необходимой интенсивностью. Именно администратор организует процесс и заботится о том, чтобы персонал соблюдал установленных методов и процедур [1, с. 122].
Согласно должностной инструкции менеджера, основной целью его деятельности является обеспечение условий для бесперебойной и эффективной работы сотрудников предприятия, поддержание благоприятных условий и комфорта в офисе, поддержание благоприятного психологического климата среди сотрудников офиса, повышение имиджа предприятия. В основные обязанности менеджера по административной деятельности входят следующие: принятие мер по совершенствованию форм и методов работы персонала; подача предложений высшему руководству по структуре административной службы; мониторинг эффективности выбранной стратегии, на основе которого разрабатываются рекомендации относительно перспектив развития предприятия и их структурных подразделений; участвует в формировании кадровой политики предприятия и контролирует дееспособность персонала; участвует в организации комплекса мероприятий по обеспечению защиты персонала; вместе с руководителями структурных подразделений разрабатывает должностные инструкции и правила внутреннего трудового распорядка, принимает меры по обеспечению соответствующих условий труда на рабочих местах; готовит аналитические справки, предложения, доклады, отчеты на основе анализа показателей развития предприятия или подчиненных структурных подразделений и др.
Административный менеджмент определяется как одно из основных направлений современного менеджмента, изучает административно-распорядительные формы управления [9, с. 10].
В рамках государственной деятельности административный менеджмент трактуется как современный стиль управления, который принципиально отличается от бюрократических форм и методов, построенный на принципах демократии с минимизированным вмешательством государства во все сферы общественной жизни, за исключением предоставления услуг, отсутствующих на рынке.
По определению В. Бакуменко, административный менеджмент - это планирование, установление стандартов эффективности, координации, коммуникации и распространения информации, оценки исполнителей и влияние на них, а также обработка соответствующей информации [2, с. 3].
С. Бойко рассматривает административный менеджмент как одну из основных функций управления для руководителя любого уровня, в которой он в целях и задачах его деятельности разрабатывает планы, определяя, что, где и когда нужно сделать, кто и как будет выполнять поставленные задачи, а также соблюдает процедуры принятия решения, организации управления и контроля, организует методы и формы документационного обеспечения процессов управления этого [3].
Итак, поле деятельности и разнообразие выполняемых функций менеджера является достаточно широкими, вариативными, что требует конкретных качеств и умений от личности такого менеджера. Любой процесс управления неразрывно связан с властью. Понимание коридора возможностей менеджера и причин возможных неудач при исполнении служебных обязанностей необходимо искать именно в феномене власти. А в работе менеджера по административной деятельности этот фактор занимает особое место, поскольку он находится на первой линии в работе с персоналом.
Власть в менеджменте - это реальная возможность влиять на поведение других, изменять ее в определенном направлении. Ф. Хмель отмечает, что «власть руководителя, на первый взгляд, предусмотрена его полномочиями. Однако в системе формальных полномочий руководителя заложена потенциальная власть над подчиненными, а фактическая власть будет зависеть от того, как формируются его взаимоотношения с окружающей средой - непосредственными руководителями, подчиненными и коллегами» [17, с. 430].
В. Сладкевич выделяет следующие общие свойства власти [9, с. 70]:
- власть имеет социальный характер и не является персональным качеством или атрибутом определенного лица, она носит трансакционный характер и существует только в отношениях между людьми; как форма отношений и взаимодействия разных людей, власть является асимметричной, поскольку характеризуется неравномерностью, асимметричностью влияния, его
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адизес, И. Стили менеджмента - эффективные и неэффективны / И. Адизес. - М. Альпина Бизнес Букс, 2009. - 199 с.
2. Бакуменко, В. Д. Государственное управление: основы теории, история и практика: учебное пособие / В. Д. Бакуменко, П. И. Надолишний, М. М. Еда, Г. И. Арабаджи; Под общ. ред. П. И. Надолишний, В. Д. Бакуменко. - Одесса: ОРИГУ НАГУ, 2009. - 394 с.
3. Бойко, С. С. Учебная программа дисциплины «Методология, методы и средства административного менеджмента»« (для магистров) [Электронный ресурс] / С. С. Бойко. – М.: МАУП, 2008. - Режим доступа: http://baeva.org.ua/?p=306.
4. Варнавский, В. Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски / В. Г. Варнавский. – М.: Наука, 2005. – С. 5–40.
5. Варнавский В. Г. Государство и бизнес: институциональные аспекты /В. Г. Варнавский. – М. : ИМЭМО РАН, 2006. – С. 40.
6. Власова, А. А. Реализация национальных проектов на основе моделей государственно-частного партнерства в России : автореф. дис. на соискание уч. степени канд. экон. наук : спец. 08.00.05 «Экономика и управ- ление народным хозяйством (теория управления экономическими системами)» / А. А. Власова. – СПб., 2008. – 17 с.
7. Дерябина, М. Государственно-частное партнерство: теория и практика /М. Дерябина // Вопросы экономики. – 2008. – № 8. – С. 61–77.
8. Клинова, М. Глобализация и инфраструктура: новые тенденции во взаимоотношениях государства и бизнеса / М. Клинова // Вопросы экономики. – 2008. – № 8. – С. 78–90.
9. Менеджмент: понятийно-терминологический словарь / Под ред. Г. В. Щекин, О. В. Антонюк, В. П. Сладкевич. - М.: МАУП, 2007. - 744 с.
10. Мыскина, М. Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М. : Депо, 2011. - 800 с.
11. Новиков, Б. В. Основы административного менеджмента: учеб. пособие. / Б. В. Новиков, Г. Ф. Синиок, П. В. Круш. - М.: Центр учебной литературы, 2014. - 560 с.
12. Платонов, Ю. П. Психологические феномены поведения персонала в группах и организациях / Ю. П. Платонов: В 2-х т. - Т. 1. - С.-Пб. Речь, 2017. - 416 с.
13. Реструктуризация промышленности в европейских странах с переходной экономикой: накопленный опыт и перспективы. – Женева ЕЭК ООН, 2012. – С. 22.
14. Романовский, А. Г. Проблемы формирования личности лидера / А. Г. Романовский, В. М. Бабаев, А. С. Пономарев. - Харьков: Майдан, 2012. - 193 с.
15. Управление крупным промышленным комплексом в транзитивной экономике: монография / Под общ. ред. проф. Ю.Г. Лысенко, проф. Н.Г. Гузя. – Донецк: Юго-Восток, Лтд, 2003. – 670 с.
16. Фомичев, А. Н. Административный менеджмент: учебник / А. Н. Фомичев. - М.: Дашков и К, 2016. - 228 с.
17. Хмель, Ф. И. Основы менеджмента / Ф. И. Хмель. - М.: Академиздат, 2013. - 608 с.
18. Шарингер, Л. Новая модель инвестиционного партнерства государства и частного сектора / Л. Шарингер // Мир перемен. – 2014. – № 2. – С. 13.
19. Gerrard, M. B. What Are Public-Private Partnerships, and How Do They Differ from Privatizations? / M. B. Gerrard // Finance & Development. – 2001. – Vol. 38. – № 3.
20. Le role et la place de PEtat au debut du XXIe siècle. – P., 2001. – P. 89.
21. Public-Private Partnerships: Financing a Common Wealth. – Wash., 1985. – P. 67.