Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что, как показывает статистика, в настоящее время увеличивается количество детей с дефектами речи. Поэтому остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми. Среди дошкольников с речевой патологией дети с ОНР составляют самую многочисленную группу – около 40%.
Каждый ребенок, включая тех, кто страдает ОНР, хочет нормально социализироваться, не отставать от своих сверстников, заниматься творчеством. Но ни музыка, ни танцы невозможны без эффективного развития чувства ритма у дошкольников, а у детей с ОНР стандартные формы работы с ритмом могут оказаться неэффективными, вследствие их речевых и, соответственно, моторных проблем.
Цель исследования – рассмотреть музыкально-дидактические игры как средство развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования – чувство ритма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – музыкально-дидактические игры как средство развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В соответствии с поставленной целью, необходимо решить ряд последовательных задач исследования:
1. Рассмотреть сущность понятия ритм и чувство ритма.
2. Изучить особенности развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Определить сущность понятий «игра» и «музыкально-дидактическая игра».
4. Проанализировать использование музыкально-дидактических игр в развитии чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: музыкально-дидактические игры обеспечивают наиболее комплексный подход к решению проблемы развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, сравнительный, классификация, синтез, моделирование, хронологический, проектирование.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, словаря основных понятий, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
Игра – тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе. Также термин «игра» используют для обозначения набора предметов или программ, предназначенных для подобной деятельности.
Музыкально-дидактическая игра – игровой метод обучения, предназначенный для овладения, консолидации и систематизации знаний о музыке, а также игровая форма обучения и самостоятельная игровая деятельности, средство музыкального общения и развития ребенка.
Общее недоразвитие речи – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.
Ритм – чередование каких-либо элементов (в звучании, в движении и пр.), налаженный ход чего-нибудь, размеренность в протекании чего-нибудь.
Чувство ритма – комплексная способность воспринимать, понимать, исполнять и создавать ритм.
ГЛАВА 1. РИТМ И ЕГО РАЗВИТИЕ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Сущность понятия ритм и чувство ритма
Согласно данным научных источников, ритм – это чередование каких-либо элементов (в звучании, в движении и пр.), налаженный ход чего-нибудь, размеренность в протекании чего-нибудь.
Как пишут исследователи, под чувством ритма можно понимать комплексную способность воспринимать, понимать, исполнять и создавать ритм .
В целом, чувство ритма является данностью, которая развивается как инстинкты, на уровне подсознания. И как навыки, которые развиваются у одних народов и притупляются у других – там, где сложные и постоянные ритмы окружают человека с самого детства, еще даже до рождения, если они развиты у старшего поколения, где, как говорится, «в крови» живы ритуальные ритмы и танцы, у тех чувство ритма развито сильно.
Чувство ритма связано с восприятием мозгом различных вибраций, выявления им закономерностей. Поэтому как минимум одну вибрацию – биение своего сердца – мозг умеет воспринимать у каждого человека. Поэтому считается, что не бывает людей без чувства ритма совсем. Но вот уровень его развития – вопрос другой .
В нашей современной действительности мы очень далеко ушли от народной музыки, народных традиций, в которых ритм занимает одно из важных мест, так как ритмы заложены и проявляются в самой природе: стук сердца, вдох-выдох, приливы-отлив волны и пр. Чуткость к этим ритмам когда-то определяла успешность человека во многих занятиях, необходимых для выживания.
Необходимость в этом у жителей мегаполиса, с одной стороны, отпадает, а с другой исследователи говорят о том, что человек без чувствительности к этим ритмам чувствует и ощущает себя хуже – и физически и психически.
Таким образом, считается, что развитие чувства ритма помогает развить взаимодействие организма с внешней средой, улучшить нашу способность к запоминанию информации и даже нашу эмоциональную гибкость .
Неразвитость чувства ритма также является следствием того, что (за счастливыми исключениями) то музыкальное окружение, которое с детства слышат некоторые люди, не способствует тому, чтобы мозгу требовалось анализировать последовательности сигналов, тренируясь в распознавании и восприятии ритмов.
Чувство ритма поддается развитию, но, как правило, если это не в детстве, то это уже связано с довольно-таки скучными упражнениями, где мозгу приходится серьезно напрягаться.
Все методики развития чувства ритма, о которых можно прочитать в сети или услышать от специалистов, связаны с развитием работы мозга путем ритмического воспроизведения различных движений, сочетаемых с произведением звуков (звучит сложно, но вы, думаю, поняли), но об этом позже .
Есть категории людей, которым чувство ритма критически необходимо, в первую очередь, это музыканты и танцоры.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архангельская А.С. Развитие музыкальных способностей у детей с ОНР: основные принципы исследования // Материалы научно-практической конференции «Проблемы современной медико-психологической области исследований: исторический опыт и перспективы». – Ростов: Ростовский государственный университет, 2017. – С. 32–46
2. Богдановская А.В., Крушельницкая И.С., Баринова О.О. Принципы построения игры как модели жизненных реалий в современном социально-культурном контексте // Вестник Дагестанского государственного университета. Вып. 4. Педагогические науки. – Махачкала: Издательство Дагестанского государственного университета, 2018. – С. 156–167
3. Вавилов М.А., Сергейчук А.П., Тарабанов М.Т. Общая характеристика музыкально-дидактических игр. Оценка эффективности для проведения занятий в условиях ДОУ // Материалы научно-практической конференции «Современные особенности педагогической науки: история и современность». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2018. – С. 79–90
4. Еропкин И.М., Скакунова М.А. Принципы построения исследования чувства ритма у детей // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы исследования в области психологии и педагогики в мировой практике». – Новосибирск: Сибирский федеральный университет, 2018. – С. 124–136
5. Илатовская О.Ю., Пучкова М.Ю., Иваницкий В.В. Основные механизмы развития ритмических способностей: проблемы и перспективы изучения форм и методов // Материалы научно-практической конференции «Современные проблемы исследований в области музыкального развития детей: основные противоречия». – Краснодар: Кубанский федеральный университет, 2014. – С. 126–140
6. Карабанова И.М., Фирсова Е.К., Заврагина М.Е. Игра как средство социализации детей и социально-культурное явление // Сборник статей Пермского государственного университета. Вып. 3. – Пермь: Издательство Пермского государственного университета, 2017. – С. 90–105
7. Мариненкова А.В., Крутова Е.Н., Терещенко С.В. Основные направления разработки и применения музыкально-дидактических игр: значение и социально-культурная интерпретация // Вестник Дагестанского государственного университета. Вып. 7. Общая и коррекционная педагогика. – Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2017. – С. 100–111
8. Назарова Г.В., Чуркин И.М. Основные направления исследований в области коррекционной педагогики // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы изучения и анализа проблем изучения коррекционной педагогики в современной России». – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2016. – С. 77–90
9. Озерцковская И.А., Шаляпина А.М., Тихоненко Д.И. Типология музыкально-дидактических игр // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум». Секция «Педагогические науки». – СПб.: Университет при МПА ЕврАзЭС, 2017. – С. 141–153
10. Пилецкая С.В., Оноприенко А.В., Родионова Г.В. Принципы и проблемы исследования роли музыкально-дидактических игр в программе развития чувства ритма у дошкольников с общим недоразвитием речи // Материалы научно-практической конференции «Особенности формирования современных представлений о коррекционной педагогике в современном российском обществе: проблемы и перспективы». – Саратов: Саратовский государственный медицинский университет, 2018. – С. 100–112
11. Силина П.А. Игра – жизнь детства. – Псков: АМР, 2015. – 268 с.
12. Феоктистов К.А., Баребышев А.И. Современные взгляды на изучение проблемы развития чувства ритма у детей с нарушениями речи: исторические предпосылки формирования и последствия // Материалы научно-практической конференции «Современные перспективы и проблемы развития психологии и педагогики в России». – Самара: Самарский государственный университет, 2017. – С. 93–101
13. Христенко О.В., Полуярова С.С., Митрофаненко Г.В. Специфика исследования типов и форм методик развития ритмических способностей у старших дошкольников с ОНР. Основные направления исследовательской деятельности // Сборник статей Дальневосточного федерального университета. Вып. 3. Гуманитарные и исторические исследования. – Владивосток: Издательство Дальневосточного федерального университета, 2016. – С. 88–99
14. Щепетилина С.С., Кемеровская И.А., Шклярова О.Д. Принципы изучения музыкального воспитания детей с ОНР как форма сбора педагогических данных: практика работы психологов логопедов, коррекционных педагогов и медицинских работников на современном этапе // Материалы научно-практической конференции «Проблемы и перспективы исследования общей и коррекционной педагогики в гуманитарной науке: история и современность». – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2018. – С. 151–164
15. Яковенко Б.В. Современные взгляды на исследование ритмических способностей как индикатора музыкального, физического и познавательного развития детей в норме и патологии // Сборник статей Красноярского государственного университета. Вып. 4. Гуманитарные и социальные науки. – Красноярск: Издательство Красноярского государственного университета, 2018. – С. 60–72