Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В последние года возросла потребность в познавательных изданиях, с помощью которых дети знакомятся с окружающим миром, получают интересующие сведения о различных явлениях, процессах, и предметах.
На книжном рынке нашей страны представлено множества детских энциклопедий, которые рассчитаны на детскую аудиторию, но многие из них подготовлены без учёта специфики восприятия информации детской аудиторией.
Для того, чтобы юному читателю было удобно и интересно изучать детские энциклопедические издания, необходимо при редактировании особое внимание обращать на качество построения аппарата детской энциклопедии.
От правильной организации аппарата издания зависит то, насколько удобно будет читателю изучать новую информацию и находить необходимые сведения.
Это объясняет актуальность выбранной нами темы курсовой работы «Редакторский анализ аппарата детских энциклопедий».
В данной работе мы рассмотрим, как проводится редакторский анализ аппарата детских энциклопедий.
Гипотеза исследования: основной задачей редакторского анализа является выявление недочетов в построение энциклопедии, анализе ее статей, определению научна ли достоверна информация, представленная в энциклопедии, доступна ли она ребенку, легко ли ему найти нужную информацию, работать с данным изданием и ориентироваться в нем.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения особенностей редакторского анализа аппарата детских энциклопедий, так как их выпускают много, в связи с их востребованностью, но они не всегда качественно отредактированы.
Объектом исследования является аппарат детских энциклопедий, а предметом – особенности редакторского анализа аппарата детских энциклопедий.
Основная цель исследования – рассмотрение особенностей редакторского анализа аппарата детских энциклопедий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• дать определение аппарату детских энциклопедий и пояснить из чего он состоит, на примере детских энциклопедий;
• определить особенности редакторского анализа детских изданий;
• проанализировать редакторскую работу над семью энциклопедиями о животных для детей.
Для решения поставленных задач был использован сравнительно-сопоставительный метод.
Методологической основу данного исследования составили работы И.Ф. Бельчикова, Е.В. Барыкин, К. И. Былинского, И. Б. Голуб, В.Ю. Кирьянова О. В. Мартыновой, Б.С. Мучник, А. А. Сбитневой, М.Н. Кожиной и других исследователей.
Практическая ценность работы состоит в том, что, полученные в ходе исследования сведения, позволят выявить особенности редакторского анализа аппарата детских энциклопедий.
Представленный в работе материал может быть использован при разработке практических курсов по редактированию.
Новизна исследования заключается в детальном изучении особенностей редакторского анализа аппарата детских энциклопедий.
По структуре данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Список изданий насчитывает 30 авторов.
ГЛАВА 1 РЕДАКТОРСКИЙ АНАЛИЗ АППАРАТА ДЕТСКИХ ЭНЦИКЛОПЕДИЙ
1.1 Общие характеристика аппарата детских энциклопедий
Энциклопедия – это научное или научно-популярное справочное издание, которое содержит наиболее важную информацию по всем или отдельным областям знания или практической деятельности.
Каждая детская энциклопедия имеет свою структуру. Наряду с основным текстом имеются дополнительные структурные элементы, такие, как примечания, приложения, ссылки, сноски, справочно-вспомогательные элементы, система заголовков, оглавление. В связи с этим, основной задачей оформления внутренних элементов детской энциклопедии является упорядоченно и удобно для читателя расположить весь неоднородный материал книги. Все перечисленные выше дополнительные структурные элементы составляют аппарат издания детских энциклопедий.
Аппаратом издания является «комплекс текстовых и нетекстовых элементов, содержащий сведения поискового, справочного, научного или пояснительного характера по отношению к произведению и изданию, призванные пояснить, растолковать основной текст, способствовать усвоению содержания вошедших в издание произведений, облегчить читателю пользование изданием, а также помочь его обработке в статистических, библиотечно-библиографических и информационных службах» [14, с. 125].
Основной задачей элементов аппарата детских энциклопедий является помощь в восприятии и понимании содержания энциклопедии и облегчение работы с данной книгой.
Справочный аппарат является неотъемлемой частью всех изданий.
По функциональному назначению выделяются следующие элементы аппарата издания:
1) Отличительные элементы (к ним относятся выходные сведения);
2) Справочно-поисковые элементы (оглавление, содержание, колонцифры, колонтитул, вспомогательные указатели).
3) Дополняющие и поясняющие основной текст элементы (эпиграф, посвящение, предисловие, вступительная статья (вводная, справочная, словарная), послесловие, резюме, примечания, комментарии, библиографические списки, ссылки, сноски, списки сокращений, приложения) [35].
Очень важен справочный аппарат в энциклопедических изданиях. Умение пользоваться им значительно облегчает поиск информации.
Справочно-поисковые элементы издания служат для ориентации в нем, поиска необходимых материалов. Типичными для энциклопедических изданий являются такие элементы, как предисловие, вступительная статья, примечания, комментарии, библиографические списки, ссылки, сноски, списки сокращений, приложения [35]. Все они помогают читателю в восприятии материала.
Дополнительные тексты содержат нужные читателю сведения, но не передают основное содержание книги. С дополнительным текстом читатель работает иначе, чем над основным текстом, что обуславливает особенности в оформлении и компоновке различных видов дополнительного текста.
Далее рассмотрим важные элементы, необходимые при создании детских энциклопедий. К ним относятся:
1. Аннотация к изданию
2. Предисловие
3. Вспомогательные указатели
4. Содержание или оглавление
5. Колонтитулы и колонцифры
6. Библиография
При редакторской подготовке энциклопедии важная роль отводится аннотации, т.к. при выборе издания к ней обращаются в первую очередь, чтобы получить краткую информацию о данной энциклопедии.
В аннотации представлены краткие сведения о содержании и назначении книги, целевая аудитория, для которой предназначено издание [36]. Аннотация может быть авторской, если ее составил автор энциклопедии и издательской, если ее составляют редакторы в издательстве. Аннотация не составляется по определенному образцу, она индивидуальна для каждого издания и меняется в зависимости от содержания и назначения аннотируемого произведения.
Различают рекомендательные и спасательные аннотации.
Рекомендательные аннотации раскрывают содержание книги, указывают ее предназначение и рекомендуют ее определенной группе читателей. Описательные аннотации раскрывают общую тематику издания и отмечают ее основные особенности [8].
В отличии от других элементов аппарата детских энциклопедий аннотация предназначена для взрослых, так как именно они заинтересованы в развитии своего ребенка и выбирают необходимое энциклопедическое издание. Таким образом, энциклопедия сперва должна понравится взрослым. В первую очередь, аннотация должна раскрыть суть издания и убедить, что данная энциклопедия принесет пользу их ребенку. Но различия аннотации для взрослой и детской энциклопедии все же существенны.
Рассмотрим аннотацию из серии энциклопедических изданий для детей младшего школьного возраста «1000 вопросов обо всем на свете»:
«Является ли статуя Свободы подарком? Это больно, если у человека тавтология? Где находится самый большой коралловый риф? Кто первым взошел на Эверест? Как считают очки в теннисе? Как назывались первые в мире карманные часы? Что такое нектар? Какое животное выше всех поднимает голову? Где были построены первые автострады?» .
Данная аннотация представляет собой вопросы из различных областей знаний, и рассчитана, что ее будут изучать, в первую очередь, взрослые люди, которые подбирают познавательные издания для своих детей. Текст аннотации призван привлечь внимание к изданию и убедить, что данное издание будет интересным для их детей.
««ЧТО ЕСТЬ ЧТО» – это энциклопедия, которую легко читать. В каждом томе – замечательные иллюстрации и увлекательный текст. Авторы книг – известные отечественные специалисты. Именно поэтому «ЧТО ЕСТЬ ЧТО» – самая популярная энциклопедическая серия для юных читателей. «ЧТО ЕСТЬ ЧТО»: Легкое чтение – серьезные знания» Из книги «Земля» ты узнаешь»: Что находится в недрах Земли? Как растут и разрушаются горы? Почему происходят землетрясения? Где и как образуются льдинки? и о многом другом.»
Аннотация для энциклопедии «ЧТО ЕСТЬ ЧТО» более информативна. Она изложена простым для понимания ребенка языком. В ней есть фразы-лозунги («Легкое чтение – серьезные знания») для привлечения внимания читателя и эффективного воздействия на него. Как и в предыдущей аннотации, здесь есть вопросы, ответы на которые можно найти в данной энциклопедии. В аннотации указывается, что данное издание ориентировано на «юных читателей», тем самым возраст читателей четко не обозначен, что расширяет круг читателей. Для воздействия на читателя или человека, который выбирает энциклопедию используется превосходная степень прилагательного: «самая популярная энциклопедическая серия». Представленный выше вариант аннотации, ориентированный на взрослых, подбирающих энциклопедию для своего ребенка, является наиболее удачным для детских энциклопедических изданий.
Встречаются и аннотации, ориентированные на юного читателя. Пример такой аннотации является аннотация в издании «Энциклопедия для маленьких принцесс»:
«Милые маленькие принцессы! С каждым шагом, с каждым мгновение вашей жизни мир перед вами становится все шире и объемные. Мы уверены, что эта книга поможет ответить на многие вопросы, возникающие порой так сказано неожиданно в вашей счастливой жизни».
Данная аннотация обращена непосредственно к маленьким девочкам, и в ней говорится, в каких ситуациях стоит прибегать к данной книги, и чем она может быть полезна для юной девочки. В данной аннотации прослеживается стремление автора побудить маленького читателя к прочтению. какие сведения можно получить, обращаясь к изданию. Такой вариант аннотации встречается довольно часто, и он популярен у издательств и имеет свои перспективы
Таким образом, мы видим, что аннотации в детских энциклопедиях являются описательными, главная цель аннотации – привлечение внимания читателя к данному изданию и краткая информация о сведениях, изложенных в издании.
Предисловие представляет собой «вводную статью к научному, литературному или другому сочинению, помещаемая перед авторским текстом».
Предисловия отличаются по объему, характеру и манере изложения, но многие из них содержат краткий анализ научных, экспериментальных или практических достижений в определенной области знаний; краткий обзор основных работ по рассматриваемой теме; цель издания данной работы; принципы, положенные в основу работы; краткое содержание издания и ег
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. ГОСТ 16447-78 «Издания. Термины и определения основных видов», п.64.
2. Справочные издания: Специфические особенности и требования/ Под общ. ред. Э.В.Гольцевой. – С.13-14.
3. Базанова, А. Е. Литературное редактирование. Часть 1 / А.Е. Базанова. – М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2017. - 108 c.
4. Бельчиков, И.Ф. Основы технического редактирования советской книги / И.Ф. Бельчиков. - М.: Искусство; Издание 2-е, испр. и перераб., 2016. - 239 c.
5. Большой Энциклопедический словарь– М.: ФЛИНТА: Наука, 2015 – 980 с.
6. Брем, А.С. «Жизнь животных»: (современная версия) / Под ред. П.М. Волцита. - М.: Астрель, 2012. - 448 c.
7. Барыкин, Е.В. Некоторые проблемы редактирования словарных изданий//Книга. Исследования и материалы; М., 2010 с. 102.
8. Былинский, К. И. Литературное редактирование / К.И. Былинский, Д.Э. Розенталь. - М.: Искусство, 2014. - 340 c.
9. Гетцель, В. «Хищники» / В. Гетцель / серия «Что есть Что» - М.; Слово, 2014, - 44 с.
10. Голуб, И. Б. Литературное редактирование / И.Б. Голуб. - М.: Логос, 2017. - 434 c.
11. Евграфов, М.А. TEX. Руководство по набору и редактирования математических текстов / М.А. Евграфов, Л.М. Евграфов. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2016. - 653 c.
12. Кирьянов В.Ю. Статья в энциклопедии для детей//Дет. литература. - 2014. - №4. – 86 с.
13. Котюрова, М. П. Культура научной речи. Текст и его редактирование / М.П. Котюрова, Е.А. Баженова. - М.: Наука, Флинта, 2016. - 280 c.
14. Мартынова, О. В. Основы редактирования / О.В. Мартынова. - М.: Academia, 2017. - 144 c.
15. Мертини, А. «Звери в зоопарке» / А. Мертини / серия «Зачем и почему» - М.; «Мир книги» 2014, - 44 с.
16. Мильчин, А.Э. Методика редактирования текста / А.Э. Мильчин. - М.: Книга; Издание 2-е, перераб., 2016. - 320 c.
17. Мильчин, Аркадий Подготовка и редактирование аппарата книги / Аркадий Мильчин. - М.: Университетская книга, Школа издательского и медиа бизнеса, 2017. - 256 c.
18. Моррис, Р. Тайны живой природы / Р. Моррис, - М.; РОСМЭН, 2007, - 203 с.
19. Мучник, Б.С. Основы стилистики и редактирования / Б.С. Мучник. - М.: Ростов н/Д: Феникс, 2017. - 480 c.
20. Накорякова, К.М. Литературное редактирование / К.М. Накорякова. - М.: ИКАР; Издание 3-е, перераб. и расшир., 2016. - 432 c.
21. Накорякова, К. М. Очерки по истории редактирования в России ХVI-XIX веков: Опыт и проблемы / К.М. Накорякова. - М.: ВК, 2017. - 228 c.
22. О редактировании и редакторах. - М.: Новое литературное обозрение, 2017. - 672 c.
23. Подготовка и редактирование научного текста. Учебно-методическое пособие. - Москва: Машиностроение, 2014. - 116 c.
24. Пособие по реферированию и редактированию научно-технической литературы. - М.: Всесоюзный институт научной и технической информации, 2016. - 268 c.
25. Рейд, К. «Все о животных от А до Я» / К. Рейд - М.: «Махаон», 2016. - 162 c.
26. Рублев, С. В. «Животные России. Иллюстрированная детская энциклопедия» / С.В. Рублев. -Ростов н/Д.: Владис, 2018. - 128 c.
27. Сбитнева, А. А. Литературное редактирование. История, теория, практика / А.А. Сбитнева. - М.: Флинта, Наука, 2017. - 208 c.
28. Сенкевич, М. П. Литературное редактирование научных произведений / М.П. Сенкевич. - М.: Высшая школа, 2015. - 272 c.
29. Сологуб, О. П. Делопроизводство. Составление, редактирование и обработка документов / О.П. Сологуб. - М.: Омега-Л, 2016. - 208 c.
30. Хёршельман, Г. Энциклопедия «Птицы» / Г. Хёршельман, / серия «Что есть Что» - М.; Слово, 2007, - 44 с.
31. Кожина М.Н. О специфики художественной и научной речи в аспекте функциональной стилистики / Научные статьи; статья М.Н. Кожиной [сайт], URL:http://www.docs4all.com