Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Россия уверенно осваивает мировое рыночное пространство. В связи с этим, при разработке программ и мероприятий по совершенствованию системы управления современного предприятия, необходимо учитывать мировые тенденции происходящие в менеджменте на современном этапе и учитывать прогнозы развития данной ситуации в стратегическом аспекте в целом ряде направлений деятельности предприятий. При этом необходимо отметить, что вследствие острой необходимости становления экономики России на инновационно-стратегический путь развития и усиления действия рыночных рычагов, перед современными предприятиями встает ряд сложных задач, связанных с преодолением острого дефицита основных ресурсов: материальных, трудовых, финансовых. В этом аспекте приобретает особую значимость формирование и использование действенных инструментов эффективного управления, позволяющих наиболее полно использовать имеющийся трудовой потенциал, что даст возможность получить существенные социально-экономические результаты без вложения значительных дополнительных ресурсов. Это обусловливает необходимость проведения исследований и актуальность инновационных разработок в вышеуказанной области, позволяющих объективнее оценивать эффективность управления, повышать уровень использования его потенциала на базе соответствующей системы управления, направленной на рост эффективности производственной деятельности и конкурентоспособности предприятия.
Целью данной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию управления в ООО «Ашан-Дыбенко» и оценка экономической эффективности принятых решений.
В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи:
рассмотреть концепции современного менеджмента;
дать организационно-экономическую характеристику торговому предприятию ООО «Ашан-Дыбенко»
провести анализ системы управления на предприятии;
ииииепкепкразработать предложения по совершенствованию управления в ООО «Ашан-Дыбенко».
В качестве объекта исследования выступают концепции современного менеджмента.
Предметом исследования является система управления на современном предприятии.
Методология исследвоания.Методология исследвоанияРассматривая степень изученности поставленных задач необходимо констатировать следующее, в работах отечественных и зарубежных ученых ряд важных вопросов теopетикo-метoдoлoгическoгo и практического направления развития системы управления остаются рассмотренными не в полной мере, при этом часть из них являются дискуссионными.
1. Современные концепции менеджмента
1.1. Развитие концепций менеджмента
Наука управления зародилась ещё в XVII веке, но его теоретическое обоснование началось только с конца XIX столетия. По разным классификациям концепции менеджмента принято делить на разные группы. Мне же ближе всего современная трактовка наших соотечественников О.С. Виханского и А.И. Наумова, которые выделили две основные группы :
одномерные учения – это самые первые концепции, чаще называемые школами менеджмента, среди которых выделяют четыре основные: научную, административную, человеческих отношений и количественную школы (каждая из них занималась исследованием своего конкретного аспекта в менеджменте, обосновывая свои определённые гипотезы);
синтетические учения – это комплексные подходы к управлению, включающие в себя множество разнообразных аспектов (в дальнейшем я остановлюсь на трёх основных: процессном, системном и ситуационном).
Наука управления находится в постоянном поиске средств и методов, которые смогли бы повысить рентабельность производства. Это обусловило появление и развитие определённых подходов к управлению (синтетические учения), которые включают в себя законы, цели, принципы, методы и функции, технологии и практику управленческой деятельности. Первым из таких подходов стал процессный .
Действия по исполнению определённых функций – есть процесс, требующий определённых ресурсных и временных трат, поэтому именно процессный подход к менеджменту выявил взаимозависимость функций управления.
Основатели школы научного управления (1885-1920 года): Фредерик Тейлор, Френк и Лилиан Гилберты, Генри Гант. Они считали, что управление должно базироваться на научных принципах, то есть необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд (в частности, его организацию, управление и систему оплаты труда).
А для выполнения определённой работы необходимо подбирать конкретных работников, обучать их, подготавливать и переподготавливать как внутри предприятия, так и вне его. Кроме того, в качестве одного из средств совершенствования производства необходимо постоянно анализировать содержание работы, её основные элементы и временные затраты на выполнение рациональных приёмов труда .
Основоположники административной (классической) школы управления (1920-1950 года): Анри Файоль, Линдэлл Урвик, Альфред Слоун. Основная идея учения школы – рациональная иерархия в управлении организацией.
Считалось, что необходимо выделять следующие функции управления: техническую (технологическую); коммерческую (закупка, продажа, обмен); финансовую (поиски капитала и его эффективное использование); защитную (защита собственности и личности); бухгалтерскую (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки, статистика); административную (воздействие на персонал через предвидение, планирование, организацию, распоряжения, координирование и контроль) .
Родоначальник школы человеческих отношений (1930-1950 года) – профессор Элтон Мэйо. Он считал, что группа работников – это социальная система, в которой есть собственная система контроля. Следовательно, добиться повышения производительности труда можно воздействуя на данную систему. Для этого необходимо выполнять следующие условия:
создавать такие отношения, при которых работник будет трудиться с максимальным интересом и энтузиазмом;
менеджеры должны доверять своим подчинённым, а основное внимание уделять созданию благоприятных отношений в коллективе;
улучшать условия труда .
Мэйо выделил три закономерности:
сознательное ограничение норм выработки;
различное отношение к непосредственным руководителям и к менеджерам высшего звена;
влияние неформальных подгрупп на межличностные отношения в коллективе.
Лидеры школы поведенческих наук (1950-1960 года): Дуглас МакГрегор, Фредерик Герцберг, Крис Арджирис, Ренсис Лайкерт. Объекты исследования школы:
социальные взаимодействия;
мотивация;
власть;
лидерство и авторитеты;
организационные структуры;
коммуникации;
качество трудовой жизни и работы .
Цель школы – достичь наивысшей эффективности предприятия за счет высокой эффективности его человеческих ресурсов, при этом мотивами поступков людей должны быть не экономические стимулы, а различные потребности, которые с помощью финансов могут быть удовлетворены лишь частично.
Например, производительность может повышаться в результате улучшения отношений между менеджерами и работниками, либо в том случае, если рабочие довольны результатом своего труда, а также взаимоотношениями в коллективе.
1.2.Современный менеджмент: особенности и проблемы
Говоря о подходах к управлению российскими организациями, надо отметить, что необходимость в их изменении возникла при переходе от плановой экономики к рыночной. Отсюда и появление задачи формирования и развития российского менеджмента как такового .
Становление его обусловлено уровнем развития товарного производства и технической (технологической) модернизацией общества. Например, прорыв в системе управления, произошедший в конце XIX-начале XX ве
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Понуждаев, Э.А. Теория менеджмента: история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение: Учебное пособие / Э.А. Понуждаев, М.Э. Понуждаева. – М.: Директ-Медиа, 2016. – 661 с.
2. Черных, А.В. Теория организации: Учебник / А.В. Черных, О.А. Прудникова. – Ульяновск: УлГПУ, 2018. – 201 с.
3. Гореликова-Китаева, О. Г. Современные подходы к управлению организацией и трудовая активность работников / О.Г. Гореликова-Китаева // Вестник ОГУ. – 2016. – №8. – С.83-88
4. Евдокимова, Е.Н. Эволюция процессного подхода в управлении и перспективы его развития / Е.Н. Евдокимова // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2011. – № 4 (28). Режим доступа: http://uecs.ru/marketing/item/413-2011-04-25-10-13-(дата обращения: 18.11.2018)
5. Измайлова, М.А. Современные подходы к управлению организацией в контексте межорганизационного взаимодействия / М.А. Измайлова // Современное общество и власть: электронный научный журнал. – 2017. – № 2 (12). – Режим доступа: http://gmanagement.ru/042017.pdf; (дата обращения: 18.11.2018)
6. Королёв Г.В., Казаринова О.И., Казаринова Е.Б. Эволюция науки управления // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам X междунар. науч.-практ. конф. — № 8(10). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 34-39.
7. Научные школы и подходы к управлению [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://megaobuchalka.ru/6/34506.html (дата обращения: 18.11.2018)
8. Основные школы управления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/osnovnye-shkoly-upravleni... (дата обращения: 18.11.2018)
9. Подходы к управлению [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.viktorova-ts.ru/lek/Podhody-k-upravleniyu/index.html (дата обращения: 18.11.2018)
10. Подходы к управлению в менеджменте [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ya-prepod.ru/podhody-k-upravleniyu-v-menedzhmente.html (дата обращения: 18.11.2018)