Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Повышение доходов населения связано с общей стабилизацией финансового состояния и
влияет на структуру потребления. Особую роль в этом процессе играет
совершенствование деятельности государственных органов по регулированию доходов и
потребления населения.
Современное развитие социально-экономической сферы происходит под воздействием
неблагоприятных факторов внешней среды. В этой ситуации необходимым условием
увеличения доходов населения выступает разработка и применение эффективных
инструментов государственной регулятивной политики. Одной из важнейших функций
государственной власти является формирование стратегии увеличения доходов и
потребления, влияющих на повышение качества жизни населения.
2
1. Теоретические основы формирования стратегии по увеличению доходов и потребления
населения
1.1. Понятие, сущность и основные виды стратегий увеличения доходов и потребления
населения
Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ,
полученных или произведенных за определенный промежуток времени. Роль доходов
определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит oт уровня доходов.
Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния,
так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха,
получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей.
В современных условиях в России происходит снижение реальных расходов из-за
уменьшения доходности определенных групп населения. Наряду с другими факторами это
приводит к качественным изменениям в обществе: ухудшению здоровья населения,
сокращению продолжительности жизни, падению уровня рождаемости.
Расходы населения можно сгруппировать в группы:
1) Покупка товаров и оплата услуг (потребление).
2) Обязательные и добровольные платежи.
3) Сбережения и накопления населения.
Около 80 - 82% своих доходов россияне тратят на потребление товаров и услуг, 8 -9% на
уплату налогов и сборов, 10 - 12% - сберегают [10].
Данные о семейных расходах позволяют оценить состояние экономики в целом. Э. Энгель
в своих исследованиях описал зависимость между доходами и потреблением. Так, закон
Энгеля гласит: с ростом доходов семьи, удельный вес расходов на питание снижается,
доля расходов на одежду, жилище и коммунальные услуги меняется мало, а доля расходов
на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд заметно возрастает [14].
1.2 Факторы, влияющие на уровень доходов и потребления населения
Факторы, влияющие на уровень доходов и потребления населения представляют собой
причины, определяющие характер и отдельные черты величины этих показателей.
На величину доходов населения воздействует множество разнообразных факторов, среди
которых обычно выделяют:
-социально–политические (определяют силу действия и направленность других факторов
формирования доходов);
-социально–демографические (рассматривают зависимость доходов от пола, возраста,
физического здоровья и умственных способностей);
-социально–профессиональные (исследуют уровень образования, квалификацию и стаж
работы и оказывают существенное влияние на размеры доходов и их дифференциацию);
-социально–статусные (показывают размеры доходов в зависимости от места человека в
обществе и должности);
-социально-экономические (определяются род и вид деятельности, способы занятости, вид
производства, форму собственности на средства производства, условия труда) [13].
-социально-географические факторы (определяются территориальным пространством,
природно-климатическими условиями, характером расселения).
Все выше перечисленные факторы подразделяют на три уровня:
1. факторы, зависящие от самого работника (образование, квалификация, опыт и др.);
2. факторы, связанные с предприятием, где занят работник (отрасль, тип собственности,
техническая оснащенность);
3. факторы, связанные с экономикой страны в целом (её экономическом потенциале,
степенью развития НТП и др.) [13]
1.3 Механизм формирования стратегии увеличения доходов и потребления населения
3
Механизм формирования стратегии является одним из важнейших элементов
стратегического управления.
А.Ю Чаленко под механизмом роста доходов населения понимает совокупность
экономических ресурсов и способов их взаимодействия для реализации процесса роста
доходов населения [17].
Механизм формирования стратегии увеличения доходов и потребления населения должен
представлять процесс или логическую последовательность действий, непрерывно
связанных с процессами регулируемыми государством в сфере доходов и потребления
населения.
Аникина Б.А. и Виханский О.С. в своих трудах уделяют внимание проблемам
долгосрочного планирования и управления, При этом, большое внимание уделяется
формированию и реализации механизма стратегического планирования [7].
Формирование механизма стратегического управления – сложный процесс,
осуществление которого требует соблюдения системного подхода при решении проблем,
определенных принципов, формирования правильной методологии и учета основных
недостатков стратегического воздействия.
1.4 Стратегии увеличения доходов и потребления населения других стран
Одним из основных показателей, характеризующих доходы населения в развитых странах,
является объем денежных доходов населения. При этом, основу денежного дохода
населения составляет заработная плата.
В мировой практике организации оплаты труда выделяет три модели: американскую,
японскую и западноевропейскую. Также в зарубежном опыте широко применяют
индивидуальную и коллективную системы оплаты и стимулирования труда.
Во многих странах Европы в качестве инструмента государственной политики активно
применяется минимальная заработная плата. С ее помощью государство обеспечивает
прожиточный минимум низкооплачиваемым работникам, снижает уровень бедности и
объем социальных выплат из государственного бюджета.
Почти во всех странах Евросоюза минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
устанавливается органами государственной власти. В Германии, Австрии, Дании,
Финляндии, Швеции, Италии такой инструмент государственного регулирования
отсутствует, и определение МРОТ в компетенции тарифных партнеров, то есть
представителей работодателей и профсоюзов. В этих странах МРОТ закрепляется в
коллективных или тарифных договорах [9]. Он обеспечивает прожиточный минимум, но
чаще фиксируется низкая минимальная оплата труда.
В Германии - по сравнению с другими европейскими странами с тарифной автономией -
коллективные договоры охватывают относительно небольшое число работающих (68 %
занятого населения в западных землях и 53 процентов - в восточных землях страны). В
некоторых отраслях немецкой экономики работники получают 4-5 евро в час, а в
западноевропейских странах, где существует установленный государством МРОТ,
заработная плата не опускается ниже 8 евро в час.
В США федеральная минимальная заработная плата составляет 5 долларов и 15 центов в
час. Она не изменялась с 1997 г., но распространяется не на все виды работ. Например,
работникам, которые получают чаевые, могут платить по 2,13 доллара в час. Также,
федеральная норма минимальной зарплаты может не охватывать некоторых работников
малых компаний. При этом, законы отдельных штатов часто устанавливают свой МРОТ
[9].
2. Анализ доходов и потребления населения РФ за 2000-2018 гг.
2.1 Анализ доходов и потребления населения в условиях кризиса
4
Мировой финансово-экономический кризис 2008 г. проявлялся в виде снижения основных
экономических показателей в странах с развитой экономикой, перешедший в глобальное
замедление экономики. Кризисные явления отразились и на населении России. Так, в
среднем заработная плата снизились до 60%, сокращение рабочих составило 40%, а
количество рабочих дней уменьшилось до 30%. Это привело к снижению покупательской
способности, реальных доходов населения, сокращению объемов потребления и
повышению уровня бедности населения.
По данным Росстата, реальные располагаемые денежные доходы населения в 2008 г.
увеличились всего на 2,7% по сравнению с 2007 г., а в декабре 2008 г. снизились на 11,6%
по сравнению с декабрем 2007 г.[5].
В таких условиях возрастала роль государственного регулирования в сфере занятости и
доходов населения, в том числе в направлении проведения оптимальной промышленной
политики, способствующей продуктивной занятости; соответствующей адаптации
системы образования и подготовки кадров; осуществления мер, направленных на защиту
доходов населения, поддержание их покупательской способности.
2.2 Анализ существующей стратегии по увеличению доходов и потребления населения
В рамках Прогноза долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до
2030 г., разработанного Министерством экономического развития в 2012-2030 гг.,
правительством намечены долгосрочные планы по увеличению доходов населения. Так,
реальная заработная плата в целом по экономике будет расти со среднегодовым темпом
4,1 %, а ее рост в 2030 году составит 2,1 раза (по консервативному варианту прогноза). С
учетом большего роста экономики (по инновационному варианту прогноза) темпы роста
реальной заработной платы составят 5,0 %, и к 2030 г. она увеличится в 2,5 раза, при этом
в форсированном варианте - 6,5% и 3,3 раза соответственно. [2]
2.3 Структура доходов и потребления населения в РФ
Согласно докладу ООН о человеческом развитии за 2016 год отставание России по
уровню жизни, измеряемом валовым национальным доходом на душу населения, от стран,
занимающих первые 10 строчек рейтинга, составляет 54%. В 2017 г. средняя заработная
плата составила 37 723 руб., а прожиточный минимум трудоспособного населения – 11
160 руб. Таким образом, средняя заработная плата превысила прожиточный минимум
всего в 3,4 раза или на 26 563 руб.[10].
Средний размер назначенных пенсий в 2017 г. составил 13 304 руб., а прожиточный
минимум пенсионеров в 2017 г. в среднем составил 8 393 руб. Таким образом, средняя
назначенная пенсия превысила прожиточный минимум пенсионера всего в 1,6 раза или на
4 911 руб.
По показателям средней заработной платы и ВВП Россия отстает не только от передовых
стран, но и от стран бывшего социалистического блока. Все составляющие качественной
жизни напрямую определяются уровнем доходов населения. Однако, в соответствии с
отчетом Аналитического центра при Правительстве РФ, в России существует уникальное
явление – около 12 миллионов человек живут за чертой бедности, несмотря на то, что
продолжают работать. Всего же численность бедных (те, чьи денежные доходы ниже
величины прожиточного минимума) достигла в 2017 г. 20,3 млн. чел. (или 13,8%
населения).
Причина в крайне низкой производительности труда в экономике, в нехватке
современных высокопроизводительных рабочих мест во многих регионах и городах
нашей страны. По производительности труда Россия отстает от развитых стран, входящих
в ОЭСР, в 2-3 раза. Низкий уровень доходов работающего населения, связанный с низкой
производительностью труда в экономике, является одной из основных причин низкого
5
уровня и качества жизни и препятствует решению большинства проблем в социальной
сфере.
3. Совершенствование государственного регулирования доходов и потребления населения
3.1 Методы регулирования и проблемы формирования денежных доходов населения в РФ
Формирование доходов населения осуществляется за счет следующих источников:
заработная плата, предпринимательские доходы, доходы от собственности, социальные
выплаты и др.
Структура денежных доходов населения в 2017 г. отличается высокой долей социальных
выплат (21,1%), что связано с предоставлением единовременной доплаты к пенсиям в
размере 5000 рублей в январе указанного года. При этом, данный показатель превышает
2012 г. на 3,5%. Кроме того, в 2017 г. снизилась доля поступлений от заработной платы и
составила 63,3% от общего объема доходов населения, что ниже данного показателя 2012
г. на 4,4%. В зоне минимальных значений остаются доходы от предпринимательской
деятельности (7,5%) и доходов от собственности (6,0%). При этом, доходы от
собственности сократились по сравнению с 2012 г. на 1,3% (рис.3).
Структура потребления населения (то есть использования денежных доходов на покупку
товаров и услуг) в 2017 г. оказалась в промежутке докризисных (2012 г.) и кризисных
показателей (2015 г.). При чем, зафиксировано снижение доли расходов в разрезе
продовольственных товаров на 19,6%, непродовольственных товаров на 19,2%, платных
услуг на 5,5%. Наблюдается также снижение сберегательной активности граждан.
Регулирование денежных доходов населения осуществляется в единой взаимосвязи с их
расходами на потребление. Государство оказывает влияние на доходы и расходы в целях
оптимизации баланса доходов и расходов населения.
Для решения проблемы неравенства доходов в обществе применяют следующие методы
регулирования доходов:
1. Законодательные методы. Нормативы используются для расчётов нормативных
потребительских бюджетов; нормы рабочего времени – для определения режимов
рабочего времени, продолжительности отпусков на предприятиях и т.д.
2. Экономические методы. Определение минимальной оплаты труда; налоговая политика;
регулирование цен; регулирование оплаты труда работников государственных
предприятий и государственных служащих; регулирование занятости и др.
3. Административные методы. Включают мероприятия запрета, разрешения или
принуждения (квота рабочих мест и пр.).
В настоящее время появились новые административные методы: прямой государственный
контроль, разработка стандартов, контроль за их соблюдением.
4. Согласительные методы (социальное партнёрство). Согласование действий
Правительства, предпринимателей и наёмных работников по вопросам динамики оплаты
труда и социальных трансфертов, формирование системы социальных гарантий в
зависимости от трудоспособности граждан.
5. Методом государственного статистического наблюдения за доходами является
выборочное обследование бюджетов домашних хозяйств [9].
Государственное регулирование доходов заключается в их перераспределении через
бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей
доходов и социальных выплат населению. При этом значительная часть доходов
переходит из слоев населения с высокими доходами к слоям с относительно низкими
доходами, что приводит к увеличению общих расходов потребителей и, следовательно,
объемов потребления товаров и услуг.
6
3.2 Совершенствование (перспективы) стратегии по увеличению доходов и потребления
населения
Эффективность любой экономической стратегии, в конечном счете, определяется
изменением качества жизни населения. Именно рост доходов и потребления населения
является результатом повышения качества институтов и эффективности деятельности
государства. Достижение приемлемых стандартов жизни для самых широких слоев
населения предполагает рост доходов домашних хозяйств, который должен опираться на
расширение их основного источника – заработной платы. Однако, это процесс, который,
особенно в долгосрочном плане, связан с эффективностью производства и качеством
рабочих мест.
Путь к росту уровня жизни – изменение качества рабочих мест. Доход по месту работы
является главным источником доходов населения (не менее 80%), и только 20%
составляют различные социальные выплаты. Высокопроизводительные рабочие места
(ВПРМ) связывают между собой современные технологии и высокую производительность
труда. Это является необходимым условием роста уровня оплаты труда. Чем современнее
предприятие, чем выше производительность труда на нем, тем выше добавленная
стоимость, производимая каждым работником и, в результате, выше уровень оплаты
труда. ВПРМ – повод для гордости за свою работу, который может стать важнейшим
фактором роста социального благополучия.
Согласно Докладу о человеческом развитии ООН, люди в России реже других стран с
высоким уровнем развития человеческого капитала (Россия находится на последних
местах в этой группе) отвечают, что их работа соответствует представлениям об
идеальной, что они чувствуют себя активными и продуктивными. Уровень жизни
населения в первую очередь будет определяться ростом числа высокооплачиваемых
рабочих мест. В частности, число рабочих мест с оплатой труда выше средней должно
увеличиться на 10 млн. чел. к 2025 г. и еще на 5 млн. чел. к 2035 г. Средняя заработная
плата превысит уровень в 50 тыс. руб. (в ценах 2016 г.) к 2025 г. и 62 тыс. руб. к 2035 г.
Доля граждан, занимающихся низко квалифицированным трудом снизится с 26% в 2016 г.
до 18% в 2035 г. На фоне роста доходов населения расходы домашних хозяйств на
здравоохранение возрастут до 8% от совокупных расходов, на культуру образование и
отдых до 12%. Будут созданы условия для качественного роста человеческого капитала.
Качество жизни людей пенсионного возраста будет определяться не только параметрами
пенсионных выплат, но и существенным ростом организованных сбережений во всех
формах. К 2035 г. их рост должен составить до 10 раз (в текущих ценах), а доля
сбережений в структуре расходов домашних хозяйств вырастет с 14% в 2016 г. до 17,5% к
2035 г. [18].
3.3 Стратегические направления государственной политики в области доходов и
потребления населения в РФ
В Конституции РФ говорится, что Россия является социальным государством (ст. 7), то
есть страной, политика которой направлена на создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное развитие человека [1].
В современных условиях необходимость перехода к политике высоких доходов осознана
правительством, которое уже приняло ряд решений в этом направлении. Так, например, в
«Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации
на период до 2020 года» предусмотрены следующее цели:
- Рост реальных располагаемых денежных доходов населения в долгосрочной перспективе
за счет роста заработной платы, доходов населения от предпринимательской
деятельности, ускоренного развития системы пенсионного и социального страхования, а
также усиления социальной поддержки малообеспеченных слоев населения.
7
- Ежегодный рост заработной платы в период до 2020 гг. составит до 9,7%, в целом в
экономике к 2020 г. она возрастет, по сравнению с 2007 г., в 3,3 раза, то есть составит 44,8
тыс. руб. в месяц [3].
Заключение
Разработка путей достижения долгосрочных целей в государственном планировании
рассматривается как построение стратегии. Сущность стратегии увеличения доходов и
потребления состоит в государственном регулировании баланса между доходами и
потреблением населения для создания предпосылок оптимального уровня жизни
населения.
Факторы, влияющие на уровень доходов населения включают: социально-политические,
социально-демографические, социально-профессиональные, социально-статусные,
социально-экономические и социально-географические факторы. А факторы объемов
потребления населения: уровень доходов, уровень благосостояния, ожидания, налоги,
трансферты, численность населения.
Текущее состояние механизмов роста доходов населения определяется условиями
развития производственной сферы и бюджетной системы. Результатом действия
перечисленных механизмов выступает рост доходов населения.
Показатели уровня денежных доходов населения и их распределение в России и развитых
странах, свидетельствуют о том, что уровень доходов в России значительно ниже уровня
доходов в этих странах, что является серьезной проблемой для экономики России,
поскольку низкий уровень доходов означает низкий уровень текущего потребления и
качества жизни населения в целом.
Показать больше