Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Под влиянием глобализации мировой экономики — с выходом процессов за национальные границы, с интенсивным технико-экономическим развитием стран и улучшением транспортной инфраструктуры, — обостряется конкуренция и происходит поиск новых резервов роста, рынков сбыта, что при¬водит к формированию особых макросистем политического, экономического и правового характера, увеличению логистической производительности и расширению интеграции.
Макрологистические системы на сегодняшнем этапе развития включают, прежде всего, близкие по уровню экономического развития страны, но перспективы развития логистических каналов задают региональные факторы и связаны с разделением труда и кооперацией на локальной территории, что ведет к образованию хозяйственных комплексов, оптимизирует работу и приспосабливает отдельные предприятия, отрасли, а далее — регионы друг к другу.
Региональные аспекты логистики можно рассматривать как в рамках одной страны, так и на уровне международного сотрудничества стран за счет экономического сближения территорий, имеющих общие границы и исторически сложившиеся связи (культурные, др.), с целью экономии издержек, объединения усилий для оптимальной структуры производства, стимулирования сбыта на базе современных принципов логистики.
Важнейшей чертой глобализации в сфере развития агропромышленного комплекса в развитых странах на современном этапе является кооперирование малого агробизнеса с общественным производством.
Переработка и сбыт продукции дополняется объединениями в сфере производства — в большинстве развитых стран значительные позиции принадлежат кооперации на стыке сельского хозяйства со смежными отраслями экономики, тем самым наиболее рентабельно используя аккумулируемые ресурсы. Создание собственной кредитной кооперации инвестиций в сельское хозяйство ряда стран способствует уменьшению зависимости от банковского финансирования.
Цель исследования состоит в анализе потребительской кооперации в заготовительной деятельности.
Поставленная цель определила следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы формирования потребительской кооперации
2. Провести анализ проблем, препятствующие развитию заготовительной деятельности в 21 веке.
3. Исследовать задачи для развития заготовительной деятельности в потребительской кооперации.
Объектом исследования выступает потребительская кооперация.
Предметом исследования является организация развития заготовительной деятельности.
Теоретической и методологической основой исследования являются научные работы российских и зарубежных авторов, раскрывающих теорию и практику заготовительной деятельности. При оценке и обработке материалов использовались методы: экономического анализа, сравнительного анализа.
Информационная база. Теоретические источники исследования представлены, прежде всего, трудами классических представителей основных течений мировой экономической мысли; информационная база отражает научные публикации современных российских и зарубежных экономистов, статистические данные, статьи и научные отчеты, размещенные на Web-страницах ведущих научно-исследовательских центров, институтов, вузов и издательств России.
1.Особенности отраслей деятельности потребительской кооперации и социальная направленность
Банкротство предприятий, обнищание населения и падение объёмов продаж во многих отраслях российской экономики диктуют новые рыночные условия. Российское предпринимательство всё ещё неспособно вывести экономику из стагнации, поэтому необходимо развитие тех организационно-правовых видов хозяйственной деятельности, которые в перспективе смогут стать высокоэффективными. Одним из таких видов, по моему мнению, может стать потребительское общество.
История развития потребительской кооперации в России насчитывает уже больше 185 лет, в течение которых ПК играла важнейшую роль в развитии экономики страны. Так, например, на 1 января 1917 г. численность членов-пайщиков в дореволюционной России достигала 6,8 млн. чел. А уже в советские годы во второй половине 1960-х гг. общее число членов-пайщиков достигло рекордных 53 млн. чел., на долю которых приходилось 30 % всего розничного товарооборота страны .
В 1985 году потребительская кооперация получила возможность вести хозяйственную деятельность в городах, однако экономическое положение потребительской кооперации ухудшалось.
В 1988 г. был принят Закон «О кооперации в СССР», и правовое положение потребительской кооперации улучшилось, однако социально-экономических предпосылок для её развития не было создано.
К началу рыночных реформ 1991 года на долю потребительской кооперации приходилось почти 30% общего объема розничного товарооборота страны, где ей принадлежало свыше 240 тысяч предприятий, где трудились 1,5 млн. человек. Организационная структура системы включала свыше 4,5 тыс. потребительских обществ, около 500 потребительских союзов, 23 млн. пайщиков .
В июне 1992 года принятый закон «О потребительской кооперации в Российской Федерации» признал необходимость потребительских обществ и их союзов для общества, закрепил правовые, экономические и социальные основы их деятельности, заложил предпосылки возрождения потребительской кооперации на подлинно демократической основе и использования ее хозяйственного потенциала в интересах пайщиков и обслуживаемого населения и спас старейшую кооперативную систему страны от распада.
К концу XX столетия доля потребительской кооперации в общем объеме оборота розничной торговли России составляла около 5%. Потребительская кооперация оставалась крупной социально-экономической системой рыночной экономики, имела свыше 140 тыс. предприятий, свыше 450 тыс. работников, и объединяла 12 млн. пайщиков, заинтересованных в развитии потребительских обществ и их союзов. Вот почему в XXI век потребительская кооперация вошла как крупная социально-экономическая система, востребованная населением и выполняющая необходимую обществу социальную миссию .
Согласно закону РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации» потребительское общество есть добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путём объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. Оно обладает множеством преимуществ при осуществлении производственной, торговой, заготовительной, посреднической и иной
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации № 146-ФЗ от 31.07.1998. // Российская газета. – 2018.- № 25.
2. Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» № 3085-1 от 19.06.1992 г. // Российская газета. – 2018.- № 25.
3. Бабина Э.В., Бабина Ю.В. ЛОГИСТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬХОЗКООПЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(2). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/2.pdf (дата обращения: 04.12.2018)
4. Вахитов К.И. История потребительской кооперации России: Учебник / К.И. Вахитов. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая кооперация «Дашков и Ко», 2018.
5. Захаров В.Я. Интеграция предприятий // Антикризисное управление. Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления. 2-е изд. М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2012. С. 124-128.
6. Кирюхин А.А. Потребительская кооперация в СССР в период перестройки: проблемы и достижения / А.А. Кирюхин. – Пермь: Вестник пермского университета, Выпуск 2(29), 2015.
7. Калабеков И.Г. Российские реформы в цифрах и фактах. — М.: РУСАКИ, 2010. — 498 с. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://kaig.ru/reform.pdf (дата обращения 04.12.2018).
8. Лапшова Л.Н. Особенности формирования стратегии кластеров: Проблемы экономической науки и практики: сборник научных трудов/под ред. С.А. Филатова; Новосиб. гос. Ун-т экономики и управления. - Вып.1 - Новосибирск: НГУЭУ, 2015, С. 109-116.
9. Перспективы российского рынка экопродукции. Обзорно-аналитическая статья сайта «Мировое пчеловодство» от 12.12.2012. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.apiworld.ru/stati/ (дата обращения 01.03.2017).
10. Турьянский А.В., Аничин В.Л. Сущность экономического эффекта и экономической эффективности // Сельскохозяйственная кооперация и агропромышленная интеграция: учебное пособие. 2-е изд. Белгород: Изд-во БелГСХА. 2012. С. 149-153.
11. Теплова Л.Е. Основы потребительской кооперации / Л.Е. Теплова. – М: УП. 2-е изд. Вита-Пресс, 2017.
Весёлкин В.А. Потребительское общество в России: история и перспективы // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам VIII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(8). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 77-80.
12. Тонкошкуров И.В. Глобальный рынок и сельскохозяйственная кооперация: приоритеты и тенденции для Германии. — Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2017. Т. 15. № 1. С. 49—53. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.vestnik-kazgau.com/archiv/vestnik-kazanskogo-gau-1-15-2010_ru (дата обращения 04.12.2018).
13. Федотова Г.В., Сибагатулина Л.М. Кооперация и интеграция в агропромышленном комплексе // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. № 29. С. 14-22.
14. Шаталов М.А., Давыдова Е.Ю., Мычка С.Ю. Механизмы интеграции сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий АПК на основе кластеризации. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://vepi.ru/science/scnews/image/20-210614/konf20-210614.pdf (Дата обращения: 04.12.2018).
15. Шлафман А.И. Научно-практические детерминанты интеграции, консолидации и слияния предприятий в экономике РФ // Российское предпринимательство. 2017. № 23. С. 135-139.
16. Чистякова В.И. Роль потребительской кооперации в развитии АПК Новосибирской области // Вестник Сибирского университета потребительской кооперации. 2015. № 4 (15). С. 8-13
17. Феглер В.В. Интеграция как способ достижения целей и формирования преимуществ для малых сельскохозяйственных предприятий // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(52). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/12(52).pdf (дата обращения: 04.12.2018)
18. J.K. Sundaram, Cooperatives for a better world. International Conference on Cooperative Response to Global Challenges Humboldt University Zu Berlin, 21—23 March 2012— [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.geno.hu-berlin.de/Presse/sundaram/view (дата обращения 04.12.2018).