Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Для достижения поставленных целей, нужно постоянно работать над собой, то есть развивать себя разносторонне.
Раскрыть творческое «я» возможно не только за счёт литературы, музыки и живописи, но и также изучая тонкости сценического мастерства, где первый шаг – это знакомство с видами и жанрами театрального искусства.
Театр – это школа жизни: удивительная, эмоциональная и воодушевляющая.
Театральное искусство – это зеркало нашей жизни. Театр посредством драматических действий освещает нам мир, ведя с нами диалог путём сердца с сердцем, души с душой, глаза в глаза.
Стилистика — это подбор индивидуального стиля для каждого человека. Это отражение внутреннего состояния, мироощущения личности, выраженное во внешних формах.
И если внутреннее и внешнее гармонично соотносятся, то можно говорить о том, что человек нашел свой стиль.
Стилевые признаки, в ключе которых решается спектакль, определяются прежде всего мерой их необходимости для выявления жанра драматургического произведения и выявления его сущности. К какому историческому периоду ни относилось бы драматургическое действие, искусство художника и режиссера состоит в творческом преобразовании истории, ее количественного и качественного начала, дабы сущность и смысл происходящего были наиболее выразительно поданы.
«Спектакль, как произведение искусства, как художественное отражение (образ) определенного явления жизни, со всеми компонентами, составляющими его зрелищное существование, - это произведение искусства режиссера, авторская индивидуальность которого и призвана отличать его в конечном результате.
На этапе создания идейно-художественного замысла, изучая драматургический материал, режиссер постигает стиль автора и как бы аккумулирует его, стоя на границе двух искусств, чтобы затем, воссоздавая произведение литературы по другую сторону границы - и в театре - вложить этот аккумулированный заряд в новую жизнь пьесы - спектакль. Стиль пьесы лежит в первооснове стиля спектакля» [4, стр. 123].
Станиславский писал: «Интерпретация драмы и характер ее сценического воплощения всегда и неизменным образом являются в известной степени субъективны но только при глубоком внимании к художественной индивидуальности автора и к тем идеям и настроениям его, которые творческим зерном драмы, театр может раскрыть всю художественную глубину и передать присущую ей, как поэтическому произведению, цельность и стройность композиции»[16, стр.183].
Но в то же время пьеса одного и того же автора в постановке разных режиссеров воплощается в разные спектакли.
Это происходит потому, что в процессе создания замысла режиссер выделяет в пьесе, выдвигает на первый план те ее идеи и темы, которые созвучны его мировоззрению и художественным устремлениям, и одновременно находит способы их выявления в спектакле, свойственные его творческой личности.
На следующем этапе работы в процессе осуществления замысла - режиссер неизбежно сталкивается еще с целым рядом творческих индивидуальностей (художник, композитор, артист), влияние которых не замедлит сказаться на стиле всего спектакля.
И сколь ни велика роль и власть режиссера в театре, столь же велика его зависимость от каждого участника постановки, ибо только через их труд он может реализовать свой замысел.
Как признавал В.Г. Сахновский еще в 1937 г.: «Добиться стилистической определенности в спектакле, стилистически оформить его, сделать сценическую вещь такой, чтобы и внутренне, и вовне она была пронизана единым стилем, - это значит сделать изобретение в искусстве, совершить своего рода открытие»[3, стр. 46].
Предмет: авторский стиль и жанр в реализации спектакля.
Объект: реализация авторского стиля и жанра в реализации спектакля и театрального представления.
Цели: рассмотреть особенности реализации авторского стиля и жанра в реализации спектакля и театрального представления
Задачи:
1.Рассмотреть понятие авторского стиля
2. Выделить особенности реализации спектакля и театрального представления
2. Проанализировать авторский стиль в реализации спектакля и театрального представления
2. Рассмотреть жанр в реализации спектакля и театрального представления
Глава 1. Понятие авторского стиля и жанра
1.1 Понятие авторского стиля
Мы ведем много разговоров о том, что такое стиль, но, прежде всего, следует раз и навсегда определиться с тем, что же это такое, а также определить еще некоторое количество смежных понятий. Некоторые из них относятся к понятию стиля прямо, некоторые косвенно. А некоторые вообще не относятся, хотя принято считать иначе, на что тоже полезно указать.
Французский писатель Жорж-Луи Леклерк кратко и емко определил, что стиль– это и есть человек. То есть, стиль – это то, как человек выражает себя средствами языка. Все мы личности, и, следовательно, у всех нас есть неповторимые особенности нашего мышления, нашего эмоционального восприятия, нашей речи.
Мы по-разному думаем в разной ситуации и по-разному выражаем свои мысли.
Следовательно, стиль у нас уже есть, и даже больше чем один ;) а если мы хотим писать художественную (или нехудожественную) литературу, нам нужно всего лишь понять, какие из стилей – наши, какие больше всего подходят для определенного вида текстов и как этими стилями наиболее эффективно и с удовлетворяющим нас результатом пользоваться.
В Литературной энциклопедии терминов и понятий основными чертами стиля называются эстетическая общность и оригинальность произведения. То есть, с одной стороны, стиль создает целостность произведения, с другой – отличает его от других произведений. Помимо этих компонентов, лично я бы назвала еще и цель – основной двигатель произведения, основное «зачем?», которое организовывает текст в единое целое.
Это не значит, что быть похожим на кого-то – однозначно и всегда плохо, как не значит и то, что отличаться от всех - однозначно и всегда хорошо.
Существуют отклонения и в ту, и в другую сторону. Также это не значит, что ваш текст должен быть совершенно однороден, или что ваши тексты должны быть «все на одно лицо». Внутри нашей личности уживается множество самых разных черт, аспектов, ипостасей; и все они имеют право быть выраженными в самых разных текстах – содержательно и стилистически разных.
Главное, чтобы мы всегда знали, зачем нам нужна та или иная стилистическая черта вот-конкретно-в-этом тексте и в этом месте.
Синонимом стиля иногда называют оригинальность. Однако оригинальность – это, на самом деле, только один из компонентов стиля. Это, проще говоря, то, чем наш текст отличается от других, чего в нем нет такого, что есть в тексте автор Х, и что в нем есть, чего нет в романе У. Если оригинальность употребляется без цели (просто для того, чтобы произведение было ни на что не похоже и больше ни для чего), она, по выражению Г. Гегеля, становится манерой.
Возможен и другой вариант – когда цель требует, чтобы ваш стиль был похож на чей-то другой. Здесь возможны следующие варианты:
а) Эпигонство. Это механическое, без размышлений о причинах и смысле, копирование элементов чужого стиля. Грубо говоря, если манера – это отличие без цели, то эпигонство – это сходство без цели.
б) Подражание. Это то же копирование отдельных элементов чужого стиля, но с определенной целью (например, научиться чему-либо у писателя, которому подражаем. Видами подражания являются заимствование и стилизация, которыми мы, к слову, займемся чуть позже.
Принимаясь за решение любой задачи, мы делаем это по-своему: в своем темпе, ритме, удобными нам способами. В этом проявляется наш авторский стиль. Чтобы действовать эффективно, необходимо изучать и развивать свой авторский стиль.
Авторский стиль – это система действий человека, которая обеспечивает его наилучшую адаптированность к его деятельности.
Иначе выражаясь, авторский стиль помогает нам работать, учиться, решать интеллектуальные задачи таким образом, чтобы нам это было максимально комфортно и наилучшим образом задействовало наши сильные стороны, а также нивелировало наши недостатки.
Например, вы привыкли делать все медленно, но методично и последовательно.
Зная эти особенности, вы вырабатываете авторский стиль деятельности: заранее планируете дела, чтобы по возможности избежа
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Абазов А.Ч., Бакова М.М. О предыстории становления кабардино-черкесской музыкальной комедиографии / Общественные науки. 2017. № 4-1. С. 216-220.
2. Бачурин В.Д., Шапочкин Д.В. Театральная метафора в политическом дискурсе (на материале исследования миграционного кризиса в европейском союзе в британских и немецких сми) / Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2016. Т. 2. № 3. С. 82-92.
3. Борисов С.К. Основы драматургии театрализованного действа / Челябинская государственная академии культуры и искусств, 2000. 4с.
4. Девятова О.Л. Режиссерские интерпретации классики в современной музыкальной культуре (на примере спектаклей екатеринбургского оперного театра) / Культура и искусство. 2017. № 1. С. 57-66.
5. Деменцова Э.В. "Красноречивое молчание": сценическая тишина как средство художественной выразительности в спектакле "волшебная гора" константина богомолова / Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2018. № 2 (88). С. 117-120.
6. Дуда Н.В. Музыкально-сценические произведения генри пёрселла сквозь призму песенного жанра / Южно-Российский музыкальный альманах. 2015. № 4 (21). С. 17-22.
7. Заяц Т.М. Театр как процесс синтеза различных видов искусства. Стилевые особенности декораций, подвергшихся в xx - начале xxi веков влиянию архитектуры / Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2016. № 7-8 (58-59). С. 8-11.
8. Иванов Д.А. Драматические жанры на сцене шекспировского театра: формирование зрительских ожиданий / Знание. Понимание. Умение. 2017. № 1. С. 201-208.
9. Карасева М.В. Прожектор светит в никуда. По ту сторону оперы / Научный вестник Московской консерватории. 2015. № 4 (23). С. 176-201.
10. Кисеева Е.В. Музыкально-хореографический перформанс как актуальная форма музыкального театра / Южно-Российский музыкальный альманах. 2017. № 4. С. 90-95.
11. Киселёва Н.В. Фролов В.А. Основы системы Станиславского / Ростов-на-Дону, Феникс, 2000. 4с.
12. Колязин В.Ф. "Дачники" по максиму горькому. "пра-чехов" шаубюне / Вопросы театра. 2017. № 1-2. С. 253-289.
13. Кондратьева О.Н., Ковалева К.А. Судебный процесс над юлией тимошенко в зеркале театральной метафоры (по материалам официального сайта) / Политическая лингвистика. 2015. № 1 (51). С. 115-119.
14. Кузьмина А.А. Романтическая традиция hausmusikи её влияние на генезис детской оперы / Аспекты исторического музыковедения. 2017. Т. 10. С. 78-93.
15. Лурье З.А. Театр как образовательный инструмент в гуманистической педагогике xv–xvi вв / Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 3-2. С. 53-58.
16. Морозова Е.Н. Драматургия н. В. Гоголя и а. П. Чехова: к проблеме творческого диалога / Пушкинские чтения - 2018. Художественные стратегии классической и новой словесности: жанр, автор, текст Материалы XXIII международной научной конференции. Ответственный редактор Т.В. Мальцева. 2018. С. 80-87.
17. Мукманова А.А. Коммуникационные барьеры на российском рынке мюзиклов / Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2016. Т. 5. № 2. С. 79-84.
18. Подосёнов Л.А. Художественная природа сценографии театрализованного представления: поиск образного решения / Культура и образование. 2017. № 1 (24). С. 61-68.
19. Рика Д. Любители русской музыки в японии / Межкультурная коммуникация: Запад-Россия-Восток Материалы Международной студенческой научно-практической конференции. Под редакцией Е.Е. Тихомировой. 2017. С. 135-139.
20. Рыжакова С.И “песни якшей” и игры людей: социальные и культурные особенности традиции якшагана (карнатака, южная индия)
21. Сербина Н.А. Социокультурный фон как элемент воздействия в дискурсе британской прессы / Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017. Т. 23. № 4. С. 93-97.
22. Симонова С.А. К вопросу об эстетических взглядах г.-э. Лессинга / Культурология: пересечение научных сфер сборник статей. ФБГОУ ВПО "Воронежский государственный университет"; ответственный редактор В.Ю. Коровин. Воронеж, 2015. С. 3-8.
23. Синельникова О.В. "остров мечты" для ирины шрейбер: эскизы к творческому портрету композитора / Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 33-2. С. 127-133.
24. Слесарь Е.А., Кибардин А.А. Тенденции жанрообразования в зрелищных искусствах / Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 43. С. 175-181.
25. Туманов И.М. Режиссура массового праздника и театрализованных представлений / Просвещение, Москва 1976. 2с.
26. Узбекова Г.Ф. Театральная игра в русскоязычных романах в. Набокова / Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 12-1 (54). С. 178-181.
27. Чечётин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений / Лань, Планета музыки, Санкт-Петербург, 2013. 32с.
28. Шаталина А.Г. Актантная модель как инструмент исследования разножанровых контекстов / Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 7-2 (69). С. 216-218.