Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Профессиональные деформаций личности – это изменения, происходящие в восприятии стереотипов личности, поведения, способов общения, а также характера, которые происходят в результате длительного выполнения какой-либо профессиональной деятельности. Оказывается, не все в одинаковой степени подвержены деформациям.
В первую очередь в число «наиболее уязвимых личностей» попадают представители профессий, связанных с постоянным общением с людьми, т.е. руководители, психологи, кадровые работники, чиновники и педагоги. В несколько меньшей степени деформации личности подвержены работники военной медицинской и сферы, а также сотрудники различных спецслужб.
Примечательно, что изменения могут носить эпизодический либо устойчивый характер, быть отрицательными или положительными. Кроме этого данное состояние может носить поверхностный или глобальный характер, например, профессионально-нравственные деформации юриста.
При этом проявляться изменения могут не только в манере поведения человека, повадках и применении определенного жаргона, они оказывают влияние и на общий внешний вид человека, стиль одежды и пр. Эти изменения снижают устойчивость и адаптивность личности, нарушают ее целостность, отрицательным образом влияют на продуктивность труда и полноценность отдыха.
Принято различать несколько видов переноса профессиональных навыков, привычек и знаний в личную жизнь.
Изменения личности принято разделять на такие типы:
• общепрофессиональные;
• специальные;
• профессионально-типологические;
• индивидуальные.
Первый тип изменения личности – общепрофессиональный, свойственен работникам определенной профессии. Например, профессиональные деформации личности сотрудников ОВД проявляются так называемым синдромом «асоциальной перцепции», при развитии которого любой гражданин воспринимается как потенциальный нарушитель.
К числу «специальных изменений» относится, например, профессиональная деформация личности адвоката или юриста, возникшая в процессе специализации. Так, у адвокатов развивается особая изворотливость, у прокуроров – способность к хорошо построенному и логичному обвинению и т.д.
Профессионально-типологические деформации, связанные с постепенным наложением на личность каких-либо определенных психологических особенностей, например, умение организовывать большое количество людей, которые отражаются на структуре профессиональной деятельности. К этому типу изменений личности относятся профессиональные деформации начальника, руководителя.
Что касается индивидуальных деформаций, то они свойственны работникам разных профессий и чаще всего бывают обусловлены чересчур активным и обширным развитием профессиональных качеств, ведущим к возникновению «сверх способностей», а именно: трудового фанатизма и повышенной ответственности до одержимости.
Неоспоримым является тот факт, что труд облагораживает, положительно влияет на психику людей, а многолетний опыт работы и стаж делают человека уверенным в себе. Но с другой стороны, кроме явно положительного влияния труда на личность, исследователи отмечают также массу отрицательных «моментов».
В их число входит:
• появление профессиональной усталости в результате многолетнего выполнения одной и той же работы;
• «возведение» неких психологических барьеров и обеднение репертуара способов выполнения работы;
• утрата профессиональных умений и навыков;
• снижение работоспособности.
Причины профессиональной деформации могут быть различными, в число наиболее вероятных причин входят следующие факторы:
• нежелание работать в данной сфере;
• возрастные изменения и профессиональная усталость;
• непонимание целей и характера работы;
• развитие монотонии – психического состояния, которое возникает в условиях однообразной работы;
• перегрузка работника служебными делами;
• повышенная самоуверенность;
• неправильная дисциплина;
Повышенная нервозность и утомляемость, постоянные стрессовые ситуации также являются частыми причинами развития подобных состояний.
Возможна ли профилактика профессиональной деформации? По мнению специалистов, развитие данного состояния действительно можно не допустить.
Существует ряд так называемых предупредительных мероприятий, которые ориентированы на своевременное выявление предпосылок изменения и оперативное их устранение.
Важно понимать, что одинаково важна профилактика и профессиональной деформации педагога, и сотрудника ОВД, и руководителя, ведь все они работают с людьми и все подвержены стрессам и нервозам.
С целью предупреждения появления подобных изменений личности рекомендуется не зацикливаться на стереотипах и стандартах, осваивать техники управления сознанием. Нужно постараться мыслить позитивно, действовать «по ситуации» и забыть о шаблонах.
Цель данной работы -раскрыть проблему профессиональной деформации личности.
Задачи исследования:
Рассмотреть профессиональную деформацию личности.
Анализировать виды профессиональной деформации личности.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
теоретический анализ литературы по проблеме исследования (анализ и обобщение педагогической и психологической литературы).
Структура работы: Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
1. Профессиональная деформация личности
Профессиональная деформация встречается у представителей многих профессий, среди которых чаще всего можно увидеть людей, которые по долгу службы постоянно работают с большим количеством людей – врачи, учителя, военные, психологи, управленцы в самых разных областях деятельности.
По мнению психологов, профессиональная деформация развивается из профессиональной идентичности, когда человек настолько привыкает только к одной социальной роли, что не может из нее выбраться. Он становится исполнителем своих обязанностей не только на работе, но и дома. Вот только оценить уровень своей профессиональной деформации сложно, так как для этого требуется умение посмотреть на себя со стороны, причем максимально критично. За объективным мнением психологи советуют обратиться к близкому человеку. [2;55]
Деформация уже близко, если:
• близкие все чаще говорят тебе, что с тобой сложно иметь дело;
• тебе часто говорят, что разговор с тобой напоминает разговор с психологом / учителем / следователем / юристом / врачом – ты переносишь в обычную жизнь профессиональный язык общения;
• твой круг знакомых практически полностью состоит из коллег;
• все твои разговоры рано или поздно сводятся к рабочим вопросам;
• тебя интересует только то, что относится к твоей профессии;
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности.- СПб.: Речь, 2014. — 272с
2. Безносов С.П., Иваницкий А.Т., Кикоть В.Я. Профессиональная подготовка и её влияние на деятельность (проблема профессиональной деформации). - СПб.: Народное образование. - 2010. – 156 с
3. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. – СПб.: Речь, 2014. – 272 с.
4. Бессонова, Л. А. Факторы профессиональной деформации личности в деятельности специалиста по социальной работе / Л. А. Бессонова // Вестник Тверского государственного университета .- 2010. – N 8.- С. 132-139.
5. Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. - 2015. - №2. - с 96-104.
6. Бусовикова, О П. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников / Бусовикова, О. П. // Социальная работа в Сибири : Сборник научных трудов - Кемерово : Кузбассвузиздат. - 2014. - С.164-174.
7. Василенко А. Ю., Осмысленность жизни как фактор профилактики эмоционального выгорания в профессиях типа" человек-человек" // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке.- 2009.- N 4 (24).- С. 109-113
8. Видмер, Тони Проект Европейской Комиссии: "Повышение эффективности работы женщин - социальных работников в регионах, пострадавших от стихийных бедствий и других чс" // Социальная работа).- 2014.- N 5.- С. 29
9. Воробьева М.А. Научно-методические рекомендации педагогам по профилактике синдрома эмоционального выгорания. Центр развития творчества детей и юношества «Одаренность и технологии». – Екатеринбург, 2016. – 32 с.
10. Вьюшкина Д.А. Профессиональная деформация педагога / Д.А. Вьюшкина // Молодой ученый. – 2016. – №3. – С. 990–992.
11. Коновальчук А.Н. Влияние социально-демографических характеристик жизнедеятельности на развитие синдрома «эмоционального выгорания учителей / А.Н. Коновальчук // Приволж. науч. журн. – 2015. – №3 (7). – С. 21–22.
12. Овчарова Р.В. Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2006. – 187 с.
13. Чумакова М.И. Развитие профессиональной компетентности педагогов: программы и конспекты занятий с педагогами / М.И. Чумакова, З.В. Смирнова. – Изд-во Учитель, 2009. – 136 с.