Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В последние годы наблюдается рост числа младших дошкольников с нарушениями общего и речевого развития. Большинство из них имеют недоразвитие фонематических процессов, а также резко страдает грамматический строй. Таким детям свойственны: заниженный порог восприятия, слухового внимания и памяти, несформированность эмоционально-волевой и мотивационной сфер, сниженные темп учебной деятельности и самоконтроль. В этом смысле на первый план выходит такое нарушение у детей младшего дошкольного возраста как дизартрия.
Дизартрия является актуальной сложной медико-психолого-педагогической проблемой на современном этапе развития логопедии, как для врачей-неврологов, так и учителей-логопедов.
Клиническая картина дизартрии имеет несколько форм, каждая из которых требует специфических приемов логопедической коррекции, а для этого необходимо их патогенетическая диагностика. Поэтому, логопедам приходится самостоятельно разбираться в структуре дизартрических расстройств [1].
Дизартрия как сложная проблема речевой патологии интенсивно изучается и освещается в теоретическом и практическом аспектах отечественной и мировой литературы. Научная разработка проблемы дизартрии в современной логопедии связана с именами известных неврологов, психологов, педагогов, нейрофизиологов (Е.Н. Винарская, Е.М. Мастюкова, Л. М. Шипицина, И. И. Мамайчук, И. И. Панченко, Л. В. Лопатина, И.Ю. Левченко, О. Г. Приходько и др.).
Целью исследования является изучение нарушений грамматического строя у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. изучить основные нарушения речи,
2. раскрыть содержание понятия «дизартрия»,
3. выявить и проанализировать проблему изучения и коррекции грамматического строя у младших дошкольников с дизартрией,
4. определить особенности коррекции грамматического строя у детей с дизартрией,
5. провести экспериментальное изучение особенностей грамматического строя у младших дошкольников с дизартрией.
Объект исследования - процесс развития грамматического строя младших дошкольников.
Предмет исследования – нарушения грамматического строя при дизартрии у детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования - методы анализа и обобщения литературных источников, эксперимент, наблюдение.
Практическая значимость: полученные данные могут быть использованы в логопедической работе на диагностическом и коррекционном этапах.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Нарушения речи у детей младшего дошкольного возраста
1.1. Общее понятие о нарушениях речи у детей младшего дошкольного возраста
Речь ребенка не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в большей степени зависит от достаточной практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка. В процессе речевого развития формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Известно, что основными функциями речи являются коммуникативная, познавательная и регулирующая [2].
Коммуникативная функция речи способствует развитию навыков общения со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка.
Познавательная функция речи тесно связана с коммуникативной: ребенок не только получает представления об окружающем мире, но и возможность классифицировать объекты, относить их к различным категориям, то есть получать новую информацию и усваивать ее. По мере развития лексико-грамматической стороны речи у ребенка становятся возможными такие интеллектуальные операции, как сравнение, анализ и синтез [3].
Уже на ранних этапах развития ребенка формируется регулирующая функция речи, которая становится истинным регулятором деятельности и поведения ребенка только к 4-5 годам, когда у ребенка уже значительно развита смысловая сторона речи. Формирование регулирующей функции речи, в свою очередь, тесно связано с развитием внутренней речи, целенаправленного поведения, возможностью программированной интеллектуальной деятельности и имеет большое значение для дальнейшего развития ребенка.
Возникновение речевых нарушений в младшем дошкольном возрасте обусловлено тесным взаимодействием биологических и социальных факторов. Особенности структуры нарушения речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения центральной нервной системы [4].
Главной особенностью речевого дизонтогенеза детей младшего дошкольного возраста является атипичное формирование речевой функции с рождения, выраженный дефицит экспрессивного словаря и связанная с ним «задержка речевого развития», при которой нарушения носят системный характер, то есть страдают все структурные компоненты речи: фонетика, лексика и грамматика.
Первичные отклонения в речевом развитии приводят к выпадению ребенка из социальной и культурной среды, так как его связь с социумом, культурой как источника развития грубо нарушается. На ранних этапах развития нарушается связь родителей с ребенком, так как взрослый носитель культуры не может и не знает, каким образом общаться с проблемным ребенком. Родители не знают, как передать ребенку тот социальный опыт, который его нормально развивающийся сверстник приобретает спонтанно, без специально организованных дополнительных и специфичных средств, методов и приемов обучения [7].
Нарушения в овладении речью негативно влияют на психическое развитие ребенка, его эмоционально-волевую сферу и поведение, препятствуют в дальнейшем полноценной социализации.
Дефекты развития речи детей младшего дошкольного возраста могут протекать по- разному и иметь различные формы - от замедленного темпа развития, который проявляется в затягивании доречевого периода на
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям: Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб., 2004.
2. Александрова Т.В. Живые звуки или фонетика для дошкольников: Учебно- методическое пособие для логопедов и воспитателей. – СПб., 2005.
3. Алтухова Н. Г. Научитесь слышать звуки. - СПб., 1999.
4. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. — М., 2008.
5. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – СПб., 2006.
6. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова JI.B. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб., 2001.
7. Белякова, Л. И., Волосков, Н. Н. Логопедия. Дизартрия [Текст]: - М.: ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
8. Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. – М., 2005.
9. Винарская Е.Н, Богомазов Г.М. Возрастная фонетика. - М., 2005.
10. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2009.
11. Волкова Л.С., Голубева Г.Г. Рекомендации к системе обследования фонетической стороны речи у дошкольников с ЗПР // Дефектология. - 1995. - №2.
12. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи / Ю.Ф. Гаркуша. - М.: Хранитель, 2002.
13. Дизартрия как одна из самых распространенных речевых патологий современности. О.В. Кузнецова / «Topical problems of modern science» 52 Vol.1, June, 2017.
14. Значение ранней диагностики в реабилитации детей с речевыми нарушениями. Коренева Е.А. / Актуальные проблемы логопедии. - Саратов,2013. «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» No 6. 2017. Alley-science.ru.
15. Капустина Т.В., Зигле Л.А. / Сборник материалов Всероссийской международной научно-практической конференции «Коррекционно-развива-ющее и специальное образование: инновации, перспективы, проблемы», 2011.
16. Логопедия. [Текст]: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведенный / под ред. Л. С. Волковой. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 496 с.
17. Логопедическая диагностика и критерии оценки речевого развития детей с расстройствами аутического спектра. Т. В. Аксенова, О. В. Бухарина, Е. А. Осипова / Журнал Дошкольная педагогика, январь, 2017.
18. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А. Миронова. - М., 2001.
19. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункий / Л.А. Ясюкова. Методическое руководство. – Санкт-Петербург, 2001.
20. Педагогика No 4 (129) / апрель / 2017. Петербургский научно практический журнал Изд-во ООО «Издательство «Детство ПРесс». www.detstvo press.ru. Главный редактор С.Д. Ермолаев.
21. Поваляева, М. А, Справочник логопеда [Текст]: / М. А. Поваляева. - Изд.6-е. - Ростов н / Д: Феникс, 2006. - 445 с.
22. Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. Вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. I: Нарушения голоса и звукопро-износительной стороны речи: В 2 ч. — Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия. — 304 с.
23. Хрестоматия по логопедии: Исторические аспекты. Дислалия. Дизартрия. Ринолалия [Текст]: учеб. пособие. / Под. ред. М. К. Шеремет, И.В. Мартыненко. - М.: КНТ, 2008. - 380 с.
24. Шеремет, Н. К. Логопедия [Текст]: учеб. - третий изд., Перераб. и доклада. / Под ред. М. К. Шеремет. - М.: Слово, 2013. - 672 с.
25. Винарская Е. Н. Дизартрия [Электронный ресурс]: пособие. - Режим доступа: http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie -nauki/library/2014/12/01/vinarskaya-en-dizartriya.