Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы подчеркивается следующим. В современных условиях хозяйствования аналитическая оценка уровня рентабельности необ-ходима коммерческим организациям для формирования целостного суждения об эффективности финансово-хозяйственной деятельности. Необходимость анализа прибыли и рентабельности сложно переоценить, так как данный ана-лиз дает представление о конечном финансовом результате деятельности ор-ганизации, который выступает одним из источников пополнения финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта.
Поддержание необходимого уровня прибыльности - объективная зако-номерность нормального функционирования предприятия в условиях рыноч-ной экономики.
Величина прибыли и показатели рентабельности являются основными при оценке конкурентоспособности организации. Организация функционирует эффективно и рентабельно, если суммы выручки достаточно не только для покрытия затрат на реализованную продукции, но и для образования прибы-ли. Поэтому одной из весьма значимых задач современного этапа развития экономики является не только повышение финансовых результатов деятель-ности производственных предприятий, но и овладение руководителями и ме-неджерами практическими навыками эффективного управления формирова-нием и распределением прибыли для обеспечения роста рентабельности фи-нансовой деятельности субъектов рыночных отношений. Без анализа рента-бельности деятельности предприятия невозможно объективно оценить эффек-тивность деятельности и выявить факторы, влияющие на эту величину. Ис-следование рентабельности производства позволяет раскрыть огромное коли-чество тенденций развития, оно призвано указать начальству компании пути эффективного формирования, указывает на ошибки в хозяйственной деятель-ности, а, кроме того, обнаруживает увеличение дохода, что, в конечном счете, позволяет компании более успешно осуществлять свою деятельность.
Цель работы – разработка рекомендаций по повышению рентабельности предприятия.
Задачи работы:
1. Раскрыть теоретические основы формирования рентабельности пред-приятия.
2. Проанализировать и оценить финансовые результаты, рентабельность ПАО «НК «Роснефть».
3. Дать рекомендации по улучшению рентабельности ПАО «НК «Рос-нефть».
Объект исследования – ПАО «НК «Роснефть».
Предмет исследования – формирование показателей рентабельности предприятия.
Методы исследования: горизонтальный и вертикальный анализ, метод коэффициентного анализа и т.п.
Информационной базой курсовой работы послужили Федеральные за-коны РФ, инструктивно-нормативные документы Министерства Финансов РФ, а также бухгалтерский баланс объекта исследования за 2015-2017 годы, отчет о финансовых результатах за 2015-2017 годы.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, заключения, двух глав, списка использованной литературы и приложений.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Показатели рентабельности предприятия: виды, функции,
методы определения
Результативность функционирования организации измеряется абсолют-ными и относительными показателями. Различают показатели экономического эффекта и экономической эффективности [15, с.156].
Экономический эффект является абсолютным, объемным показателем, который отражает результат деятельности, который может быть просуммиро-ван в пространстве и времени. Согласно уровню управления, отраслевой при-надлежности объекта и иного рода параметров в качестве показателей эффек-та используют показатели валового национального продукта, национального дохода, валовой продукции, прибыли [17].
Экономическая эффективность является относительным показателем, который соизмеряет полученный эффект с расходами и ресурсами, использо-ванными для достижения данного эффекта. Значения этого показателя уже нельзя суммировать в пространстве и времени. Экономическая эффектив-ность функционирования компании выражается коэффициентами рентабель-ности [9, с.16].
Вложенные в бизнес инвестиции должны окупать собственное исполь-зование и приносить необходимую сумму прибыли. Рентабельность пред-ставляет собой отношение суммы прибыли к величине затрат на её получение [20, с.207]. Чем больше значение рентабельности, тем более устойчивым и перспективным становится производство компании.
Если абсолютные показатели прибыли составляют достаточно крупные суммы, но сам уровень рентабельность невысокий, существует определенного рода риск получения не окупающего себя предприятия (оно может быть не-рентабельным).
И наоборот, для производства с высокой рентабельностью увеличение величины расходов не будет оказывать решающего воздействия на изменение объёма прибыли, оставляя руководству компании определенного рода про-стор для маневров экономического характера.
К функциям рентабельности относят учетную, оценочную и стимули-рующую роль в работе компании.
Учетная функция связана с фиксированием результатов деятельности фирмы. Динамика изменения показателя рентабельности показывает успехи или неудачи в ведении бизнеса, а вместе с тем рост или снижение объемов производства [13, с.131]. Увеличение уровня рентабельности вызвано повы-шением уровня эффективности использования сырьевых, материальных и трудовых ресурсов, а снижение является индикатором низкой результативно-сти управленческих действий.
Оценочная функция представляет собой инструмент сравнения факти-ческих значений прибыли с издержками, ценой и доходами. Проведя анализ существующих связей между уровнем рентабельности и основными экономи-ческими показателями, можно установить значения оптимального характера цен и объемов продукции. Совместное сравнение показателей рентабельности, расхода и потребления предоставляет возможность определить степень адек-ватности существующей цены на товар и провести её корректировку при необходимости.
Стимулирующая функция. Нормального характера значение уровня рентабельности предоставляет возможность компании успешным образом противодействовать изменениям негативного характера в экономической сфе-ре. Высокий рост прибыли, при неизменном уровне издержек, способствует развитию компании и динамике производственного роста положительного ха-рактера. Оптимальный уровень рентабельности принимается, для направле-ний разного характера, от 15% и выше [18, с.193].
Функция вознаграждения. Собственники компаний акционерной формы хозяйствования получают бонусы, которые связаны с повышением величины стоимости вложенного капитала. Последнее обеспечивается посредством ро-ста уровня рентабельности и сопутствующего роста деловой репутации.
Коэффициенты рентабельности, с одной стороны, представляют собой частный случай показателей эффективности, когда в качестве показателя эф-фекта в числителе дроби берется прибыль, а в знаменателе - величина ресур-сов или затрат. Однако в практической деятельности, естественно, анализ да-леко не всегда выполняется в строгом соответствии с канонами теории, в свя-зи с этим, с другой стороны, рентабельность понимается в более широком смысле, нежели эффективность [12, с.10].
Рост рентабельности является положительной тенденцией в финансово-хозяйственной деятельности организации. При этом следует помнить, что по-казатели рентабельности не всегда принимают во внимание особенности функционирования организации [8, с.41]:
- долгосрочные инвестиции могут снижать показатели рентабель-ности;
- компания может быть высокорентабельной за счет осуществления рискованных проектов, что в итоге может привести к потере финансовой устойчивости;
- расчет рентабельности капитала основывается на учетных, а не рыночных оценках стоимости активов и собственного капитала, следователь-но, дает неточный результат.
Показатели рентабельности не имеют рекомендованных значений. Чем выше их величина, тем более эффективным образом функционирует компа-ния. Но, тем не менее, всегда необходимым является иметь в виду, за счет че-го был достигнут рост.
Классификация показателей рентабельности производится различными авторами по-разному. Так, некоторые авторы делят показатели рентабельно-сти на две либо на три группы, но есть и авторы, которые не производят груп-пировку.
Нужно рассмотреть более подробным образом подробнее методы опре-деления основных показателей рентабельности. Показатели рентабельности и эффективности использования имущества характеризуют уровень прибыль-ности деятельности организации, и рассчитываются как отношение получен-ной прибыли к различным видам или статьям затрат [11, с.104].
Рентабельность продаж характеризует эффективность операционной (производственно-хозяйственной) деятельности организации. Она призвана оценить прибыльность производства в целом, но вместе с тем может быть ис-пользована для сравнения прибыльности отдельных видов продукции. Рас-считывается как отношение прибыли от продаж к валовой выручке [14, с.165]:
Рп = Пп / В * 100, (1)
где Рп – рентабельность оборота; Пп – прибыль от продаж; В – выруч-ка от продажи.
Средний уровень рентабельности продаж колеблется в зависи¬мости от отрасли и в связи с этим не имеет какого-либо норматива.
Рентабельность продукции отражает уровень
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/ (дата обращения: 17.12.2018).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 03.08.2018) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения: 17.12.2018).
3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. №402-ФЗ (в ред. от 28.11.2018) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/ (дата обращения: 17.12.2018).
4. Агуралиева Д.М., Малимова Ф.Н. Теоретические основы прибыли предприятия [Текст] // Экономика и социум. – 2017. - №4. – С.67-70.
5. Алешкевич О.С., Акулич О.М. Основные проблемы формирова-ния прибыли предприятий и пути их решений [Текст] // Экономика и социум. – 2017. - №1-1. – С.61-64.
6. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов [Текст]. – 7-е изд. – М.: Олимп-Бизнес, 2017. – 1008с.
7. Григоренко О.О. Рентабельность организации – важнейший пока-затель финансового состояния организации [Текст] // Достижения и проблемы современной экономики: теория и практика: сборник научных трудов по ма-териалам Международной научно-практической конференции. - 2017. – С.40-44.
8. Давиденко В.А. Анализ рентабельности предприятия в оценке эффективности его деятельности [Текст] // Инновационная экономика: пер-спективы развития и совершенствования. – 2018. - №2. – С.16-20.
9. Дударева А.Б. Мониторинг факторов, влияющие на повышение уровня рентабельности [Текст] // Вестник сельского развития и социальной политики. – 2018. - №1. – С.26-29.
10. Иксанова К.Д., Чеховская И.А. Рентабельность и прибыльность российских предприятий в условиях современной экономики [Текст] // Кла-стерные инициативы в формировании прогрессивной структуры национальной экономики: сборник научных трудов 3-й Международной научно-практической конференции. - 2017. – С.103-106.
11. Климова Н.В. Оценка влияния факторов на показатели прибыли и рентабельности [Текст] // Экономический анализ: теория и практика. - 2016. - №20. – С.10-13.
12. Кудринская М.В. Рентабельность как критерий оценки эффектив-ности использования финансовых ресурсов компании [Текст] // Лучшая сту-денческая статья 2017: сборник статей научно-практического конкурса. - 2017. – С.131-135.
13. Лысанова Я.В. Оценка рентабельности как основного показателя доходности организации [Текст] // Новая наука: теоретический и практический взгляд. - 2017. - №2-1. – С.164-169.
14. Михайловская А.В. Оценка рентабельности как основного показа-теля доходности [Текст] // Новая наука: финансово-экономические основы. - 2017. - №3. – С.156-159.
15. Пашаян А.Г. Прибыль и ее роль в развитии коммерческой органи-зации [Текст] // Современные научные исследования и инновации. – 2016. - №6. – С.474-478.
16. Попадюк Т.Г. Экономика фирмы (организации, предприятия) [Текст]: учебник. – М.: Инфра-М, 2017. – 296с.
17. Рожкова В.А. Анализ рентабельности и пути повышения рента-бельности предприятия [Текст] // Современные взгляды на учетно-аналитические и финансово-экономические проблемы: материалы Всероссий-ской научно-практической конференции молодых ученых. - 2016. – С.210-213.
18. Старкова А.А., Смагина М.Н. Методика проведения анализа фи-нансовых результатов деятельности организации на основании данных отчета о финансовых результатах [Текст] // Вестник научных конференций. - 2016. - №4-5. – С.206-210.
19. Анализ прибыли предприятия: величина прибыли от продаж, рас-чет маржинальной прибыли [Электронный ресурс]. URL: http://www.businessuchet.ru/main/calc_profit_factor_analysis.asp (дата обраще-ния: 17.12.2018).
20. Планирование финансовых результатов [Электронный ресурс]. URL: http://uchebnik.online/finansovyiy-menedjment-knigi/planirovanie-finansovyih-rezultatov-49520.html (дата обращения: 17.12.2018).