Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Здравоохранение является жизнеобразующей сферой деятельности государства. От ее нормального функционирования зависит здоровье и качество жизни населения страны, а также государственная безопасность. Все аспекты преобразований в данной отрасли относятся к категории чрезвычайно важных и их осуществление находится под тщательным контролем государственных органов власти, специалистов в области медицины, ученых и населения.
За последние десятилетия в российской медицине произошло много изменений, связанных с реорганизацией структуры управления, автоматизацией некоторых процессов, изменением системы финансирования учреждений и мотивации персонала. Однозначно, среди них много неудачных, имеющих негативные последствия и повлекшие ухудшение качества оказания медицинских услуг. Тем не менее, есть и положительные примеры, как введение системы добровольного медицинского страхования, конкуренции на рынке медицинских учреждений, системы родовых сертификатов, разработка и реализация федеральных целевых программ, благодаря которым построены новые медицинские учреждения.
Система государственного управления является определяющей в развитии здравоохранения и формирует платформу для формирования структуры учреждений, повышения качества медицинского обслуживания. Именно поэтому ее исследование особенно значимо и актуально.
Цель исследования – анализ системы государственного управления в сфере здравоохранения в субъектах Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить ряд исследовательских задач:
- рассмотреть национальные проекты в системе государственного управления сферой здравоохранения,
- изучить государственные программы субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения,
- определить новые методы и подходы к государственному управлению в сфере здравоохранения,
- определить направления совершенствования системы и компетенции органов исполнительной власти субъекта РФ в сфере управления здравоохранением,
- выявить проблемы государственного управления в сфере здравоохранения в Липецкой области, рекомендации по их решению.
Предмет исследования являются организационно-правовые, экономические и социальные отношения, составляющие основу государственного управления в сфере здравоохранения в Российской Федерации.
Объект исследования – система государственного управления в сфере здравоохранения в Липецкой области.
Методологической основой послужили общенаучные методы исследования: системного и факторного анализа, аналитико-прогностического, комплексного и ситуационного подходов, метод научной абстракции, а также статистические методы анализа и группировок.
Степень изученности заявленной темы можно охарактеризовать как достаточно высокая, что обусловлено ее актуальностью и интересом со стороны государственных деятелей, ученых, населения. Основу исследования составляют труды таких ученых и специалистов в области здравоохранения, как Мищенко Г.Н., Семячков А.К. и других.
Правовую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации ФЗ-323 от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья в Российской Федерации» и другие нормативно-правовые акты.
Теоретическую основу исследования составили официальные документы Российской Федерации по социально-экономическому развитию и управлению различными отраслями народного хозяйства, труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам управления здравоохранения.
Теоретическая значимость исследования заключается в исследовании современного состояния и тенденций развития государственного управления в сфере здравоохранения в Российской Федерации.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию эффективности государственного управления в сфере здравоохранения в Российской Федерации и в Липецкой области.
Структура работы обусловлена целью, задачами и методологией исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников.
ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СУБЪЕКТАХ РФ
1.1 НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
В ряду важнейших задач, выдвинутых современными реалиями российской экономики, особое место принадлежит совершенствованию системы управления здравоохранения. Предпринимаемые ранее преобразования в большой степени не привели к положительным результатам, что обусловило необходимость глубокого анализа данной сферы с позиции управления.
Система – это искусственно создаваемый комплекс элементов (людей процедур, технологий, научных теорий и т.д.), предназначенных для решения сложной организационной, технической, экономической задачи. В данном определении прослеживается момент создания и синтеза системы. Однако с какой позиции бы ни рассматривалась система, ее отличительными признаками выступают:
- наличие взаимосвязанных частей в объекте;
- взаимодействие между частями объекта;
- упорядоченность данного взаимодействия для достижения общей цели системы.
В настоящее время управление системой здравоохранения существенно значительно изменяется. Одни элементы системы заменяются другими, более эффективными. Процесс совершенствования системы управления таким сложным организмом не может быть однолинейно простым. Результаты осуществляемых прогрессивных изменений проявятся не сразу, а через определенный промежуток времени. Именно это затрудняет мониторинг перехода управления из одного состояния в другое.
Системное, комплексное развитие управления здравоохранением – это сложный процесс, состоящий из множества взаимосвязанных этапов. Важнейшим требованием к совершенствованию организационной структуры и системы управления является обеспечение их эффективности и качества. Современный этап развития учреждений здравоохранения предполагает достижение эффекта, прежде всего, за счет организации, и того, как будет построена система совершенствования управления, какими методами она будет реализовывать то новое, что дают наука и практика управления. Необходима разработка целостной отраслевой программы совершенствования управления.
Очевидно, что элементы системы здравоохранения синергетически взаимодействуя, формируют целое. Синергетический эффект обусловливает особое состояние сложных систем, каковой и является система здравоохранения, находящихся в области неустойчивого равновесия, точнее, динамику их самоорганизации вблизи неравновесных состояний, состояний в области бифуркации.
Сложность исследования системы здравоохранения обусловлена ее неустойчивым состоянием. Реальное состояние системы можно охарактеризовать как нестабильное, она находится в ситуации аттрактора деградации. Известно, что в действительности развитие реальных систем немонотонно и включает не только прогрессивные аттракторы, но и аттракторы деградации (которые впоследствии могут смениться прогрессом, а могут и привести систему к краху), и аттракторы разрушения .
Для системы здравоохранения характерны большинство из вышеперечисленных условий.
Во-первых, сам процесс реформирования системы длится более десяти лет, не имея каких бы то ни было значительных положительных результатов. Необходимо констатировать затяжной характер реформы.
Во-вторых, некоторые компоненты системы либо выходят из ее со
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные материалы
Опубликованные
1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 1 января 1997 года с историко-правовым комментарием. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1997.
2. Стратегия развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период 2015-2030 гг. [Электронный ресурс] URL: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/strategiya-razvitiya-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii-na-dolgosrochnyy-period (дата обращения 20.09.2016).
3. Национальный проект «Здравоохранение» // Консультант Плюс
4. Федеральный закон Российской Федерации ФЗ-323 от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья в Российской Федерации» // Информационная система «КонсультантПлюс»
5. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"// Информационная система «КонсультантПлюс»
6. Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс] URL:http://kremlin.ru/events/president/news/50864 (дата обращения 14.02.2017).
7. Положение «О Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения» в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 № 614 // Информационная система «КонсультантПлюс»
8. Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. №291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением оказанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково» // Информационная система «КонсультантПлюс»
9. Правила обращения медицинских изделий и создан Реестр зарегистрированных медизделий. (приказ Минздравсоцразвития России № 1198н от 27 декабря 2011 г.) «Об утверждении правил в сфере обращения медицинских изделий» // Информационная система «КонсультантПлюс»
Специальная литература
10. Алексеенко С.Н. Актуальные вопросы формирования системы управления здравоохранением в муниципальных образованиях //Советник бухгалтера в здравоохранении. – 2016 . - №5. – С.15
11. Анненков В.И., Барган Н.Н., Моисеев А.В., Киселёв Б.И. Государственная служба: организация управленческой деятельности: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2014. – 256 с.
12. Архипова Н.И., Кульба В.В., Косяченко С.А., Чанхиева Ф.Ю., Шелков А.Б. Организационное управление: Учебное пособие для вузов. - М.: РГГУ, 2017. - 733 с.
13. Батенева Т. Неподъемные полномочия // Российская газета. – 2012. - №878. – С.4
14. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. 5-е изд., стер. - М.: Магистр: ИФРА-М, 2016. - 576 с.
15. Государственная и муниципальная служба: Учебник / Ю.Н. Щербаков. – 2-е изд. –Ростов н/д: Феникс, 2018. – 254 с.
16. Грунин O.A., Куприн A.A. Формирование адаптивности систем управления организацией предпринимательского типа. — СПб: Изд-во «Астерион», 2015.
17. Куприн А.А. Основные факторы влияния на адаптивность систем управления предприятием// Проблемы современной экономики. – 2010. - №4. – С.13-16
18. Лазарев С.В. Совершенствование системы государственного надзора при лицензировании медицинской деятельности// Вестник здравоохранения. – 2012. - №4. – С.34-36
19. Левкевич, М. М. Государственная и муниципальная политика в сфере здравоохранения: реализация и оценка эффективности [Текст]: монография / М. М. Левкевич, Н. В. Рудлицкая. - Москва: ИНФРА-М, 2016.
20. Логинов А.А., Шухман А.Д. Современные методы управления компанией: организационное развитие и управление персоналом // Управление развитием персонала. – 2015. - №3. С.14-18
21. Максимова-Ладьина Н.И. Современные тенденции развития систем здравоохранения за рубежом // Труды СГА. - 2015. - №3. - С. 101-117.
22. Мищенко Г.Н. Системные проблемы лицензирования медицинской деятельности // Веко. – 2012. - №9.с-сС.14-18
23. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.; Ростов н /Д.: Изд. Центр «Март», 2017. – 608 с.
24. Развитие региональной системы здравоохранения в оценке качества жизни населения: Монография / М.П. Куркина, С.А. Анохина – Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Курский гос. медицинский ун-т Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», – Курск, 2016
25. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 304 с.
26. Семячков А.К. Основные проблемы лицензирования в России // Проблемы экспертизы в России. – 2016. - №28-4. – С.37-39
27. Семячков А.К. История лицензирования медицинской деятельности в России // Медицина и фармация. - № 8-9. – 2017. - С. 27-37.
28. Семячков А.К. Заключение эксперта // Медицина и фармация. - № 3. – 2017. - С. 13-22.
29. СемячковА.К. Независимая медицинская экспертиза. Закон и реалии // Медицина и фармация. - № 4-5. – 2017. - С. 29-34.
30. Сидоровнина И.А. Методы диагностики соответствия структуры управления стратегическим направлениям развития организации //Проблемы современной экономики. – 2015. – №1. – С.29-31
31. Соловьев В.С. Организационное проектирование систем управления: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2016.
32. Сотникова Е. В. Совершенствование управления системой здравоохранения [Текст] / Е. В. Сотникова // Молодой ученый. — 2011. — №9. — С. 102-104.
33. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России. Что надо делать. 2-е издание. М., ГЭОТАР-Медиа, 2015, 592С.
34. Швец Ю.Ю. Система обеспечения качества медицинских услуг // Приоритетные направления развития науки и образования : материалы XI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 27 нояб. 2016 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 4 (11). – С. 26-30
Адреса Интернет-ресурсов
35. Вероника Скворцова: в результате оптимизации здравоохранения никто не останется без помощи // https://tass.ru/interviews/3944526
36. Ветрова Е.А., Кабанова Е.Е., Богачёва Т.В. Оценка деятельности государственных органов власти в сфере здравоохранения // Социально-экономические явления и процессы. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-deyatelnosti-gosudarstvennyh-organov-vlasti-v-sfere-zdravoohraneniya (дата обращения: 05.04.2018).
37. Даниелян М.Г. Анализ источников финансирования здравоохранения на современном этапе // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/06/69719 (дата обращения: 11.01.2018).
38. Доклад Комитета РСПП по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности и устранению административных барьеров http://www.goskontrol-rspp.ru/component/content/article/15-report-of-the-committee/32-dokladtext.html;
39. Заседание Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития. URL: http://kremlin.ru/events/president/news-/51917
40. Официальный сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации. URL: https://www.ros-minzdrav.ru/news/2016/05/16/2948
41. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации. URL: http://www.ach.gov.ru/press_center/-news/21297
42. https://www.rosminzdrav.ru/
43. http://www.roszdravnadzor.ru/lic/licensing_of_medical_work