Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данного научного исследования связана с тем, что валютное регулирование и
валютный контроль являются инструментами денежно-кредитной политики государства, а также
одной из основ механизма финансовой стабилизации и развития внешней торговли. Можно
увидеть тенденцию, которая выражается в зависимости методов валютного регулирования от
экономической ситуации в стране. В момент кризисных явлений валютный контроль
ужесточается, а в момент улучшения экономической ситуации наблюдаются послабления. Стоит
отметить, что Россия постоянно стремится к либерализации ВЭД и унификации многих правил
согласно мировым стандартам. И валютный контроль стал вынужденной мерой в борьбе с
утечкой капитала, тогда была создана система таможенно-банковского валютного контроля.
Совершенствование механизмов валютного контроля всегда говорит о «белых» местах в системе
контроля за валютными операциями. Пристального внимания контролирующих органов требует
организация системы валютного контроля за внешней торговлей товарами, услугами и
интеллектуальной собственности. Утечка капитала оказывает дестабилизирующее действие на
экономику и ее развитие в целом, а также является угрозой экономической безопасности страны.
3
Глава 1.Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля
1.1. Общая характеристика валютного регулирования и валютного контроля
С переходом России к рыночным отношениям в экономики весьма важными и трудно -
контролируемыми вопросами являлись не возврат в Российскую Федерацию валютной выручки от
экспорта товаров и оказания услуг отечественными предприятиями и организациями, а также
бестоварный перевод ими валюты и сделки по фиктивным импортным контрактам. В результате
на счетах в иностранных банках скопились огромные валютные средства, принадлежащие
отечественным предприятиям и организациям, чем наносится значительный ущерб
экономической безопасности государства. В связи с этим более остро встал вопрос усиления
валютного регулирования и валютного контроля за экспортными, импортными и другими
внешнеэкономическими операциями, проводимыми государственными предприятиями и
организациями. Обменный курс остается важнейшим управляющим параметром в российской
экономике, хотя его роль изменилась.
В условиях избытка денежных ресурсов и положительной динамики многих макроэкономических
показателей наблюдающееся значительное укрепление обменного курса российской
национальной валюты является чуть ли не единственным фактором, вынуждающим повышать
эффективность производства, уменьшать зависимость от внешней конъюнктуры, развивать
внутренний рынок и стремиться улучшить качество роста российской экономики.
Валютная выручка является основным источником формирования государственных
золотовалютных резервов, необходимых, прежде всего для погашения государственного
внешнего долга. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется, Центральным
банком Российской Федерации и Правительством Российской Федерации. Целью Федерального
закона «О валютном регулировании и валютном контроле» является обеспечение реализации
единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильности
внутреннего валютного рынка как факторов прогрессивного развития национальной экономики и
международного экономического сотрудничества. Для реализации данной цели Банк России
организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с
законодательством РФ. Политика в области валютного регулирования и контроля должна
способствовать недопущению ущемления экономических интересов России.
Одна из важнейших функций Банка России - поддержание устойчивости курса рубля. Безусловно,
устойчивый валютный курс является очень важным экономическим параметром для российских
предприятий. Проблема заключается в том, что иностранная валюта обращается внутри страны
параллельно с национальной. Для того, чтобы в таких условиях национальная валюта могла
удержать свои позиции и полноценно выполнять функции денег, национальный валютный рынок
должен быть стабилен и предсказуем. Рублю приходится противостоять негативным тенденциям
на сырьевых площадках. В настоящее время рубль укрепляется как по отношению к доллару, так и
к евро. К надеждам инвесторов на улучшение взаимоотношений между Россией и Западом сейчас
прибавился рост нефтяных котировок. Дополнительную поддержку российской валюте оказывает
начало налогового периода в стране.
Денежно-кредитная система посредством предварительно апробированной практики регулятора
обладает возможностью и ресурсами осуществлять некоторые превенции, фактически формируя
страховые резервы для сглаживания, например, чрезмерных колебаний валютного курса. Для
этого регулятор формирует необходимые золотовалютные резервы для осуществления валютных
интервенций на валютных рынках.
4
1.2.Органы исполнительной власти, осуществляющие валютное регулирование и валютный
контроль
В России сложилась двухуровневая модель валютного контроля. Такая модель показывает
хорошие результаты по обеспечению законного порядка осуществления валютных операций, а
также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений валютного
законодательства.
Первый уровень представляют Правительство Российской Федерации и органы валютного
контроля, вторым уровнем являются агенты валютного контроля.
Органы валютного контроля в Российской Федерации:
• Банк России, который контролирует осуществление валютных операций кредитными
учреждениями и валютными биржами;
• Федеральная налоговая служба
• Федеральная таможенная служба
Органы валютного контроля вправе в пределах своих компетенции имеют право выдавать
предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства и применять
меру ответственности за нарушения валютного законодательства, установленные
законодательством Российской Федерации
Агентами валютного контроля являются:
уполномоченные банки, руководство которыми осуществляет Центральный банк Российской
Федерации,
государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности
(Внешэкономбанк)»,
1.3.Конвергенция законодательства государств – участников ЕАЭС – о валютном регулировании и
валютном контроле
Современная глобальная рыночная среда и геополитические процессы диктуют новые условия
государственной политики в сфере валютного контроля и регулирования. В контексте интеграции
национальных рынков можно разработать долгосрочные и эффективные методы валютного
контроля лишь согласованными действиями.
Сегодня в границах Евразийского экономического союза существует общая таможенная
территория участвующих государств, в рамках которой созданы определенные условия для
экономических отношений хозяйствующих субъектов. Исходя из этого, законодательные,
экономические и политические методы валютного контроля должны учитывать интересы всех
государств-участников.
Следует отметить, что особое место в политике повышения эффективности валютного контроля в
ЕАЭС занимает разработка унифицированной политики в сфере валютного контроля с учетом
следующих приоритетов:
1. защита внутреннего рынка от негативного воздействия внешних переменных;
2. регулирование деятельности хозяйственных субъектов внутри экономического союза.
5
В целях унификации монетарной политики стран - участниц ЕАЭС продолжают происходить
необходимые изменения. Е1ерспективы и риски, связанные с происходящими изменениями для
стран - участниц ЕАЭС, следует рассмотреть детально и многосторонне.
Странами - участницами ЕАЭС постоянно совершенствуется механизм унификации и упрощения
процедур валютного контроля. В этом направлении за последние годы были сделаны следующие
мероприятия:
1. В ходе анализа национальных нормативных правовых актов государств - членов ЕАЭС,
координирующих сферу валютного регулирования и валютного контроля при проведении
банковских операций, рабочей группой при Консультативном комитете по финансовым рынкам
по вопросам валютного регулирования и валютного контроля на территории ЕАЭС подготовлен
информационный материал -Перечень документов, необходимых для открытия счета резидентам
и нерезидентам государств - членов ЕАЭС в банках, расположенных на территориях государств -
членов ЕАЭС, в соответствии с требованиями национальных нормативно-правовых актов.
Глава 2.Практика осуществления валютного регулирования и валютного контроля ФТС России
2.1.Деятельность таможенных органов по осуществлению полномочий по валютному
регулированию и валютному контролю
Таможенные органы являются органами валютного контроля. Исходя из этого одним из
приоритетных направлений работы Федеральной таможенной службы (ФТС) является
осуществление в пределах своей компетенции валютного контроля РФ. Валютный контроль
представляет собой деятельность государства, направленную на обеспечение валютного
законодательства при осуществлении валютных операций.
Полномочия ФТС России в валютной сфере: осуществление контроля проводимых резидентами и
нерезидентами валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную
границу ЕАЭС, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом за пределы территории
Российской Федерации, а также контроль за соответствием проводимых валютных операций,
связанных с таким перемещением товаров, условиям лицензий и разрешений.
В рамках проведения проверочных мероприятий при запросе у резидента (нерезидента)
документов и сведений органы валютного контроля фактически ограничены перечнем
запрашиваемых документов, указанным в ч. 4 ст. 23 ФЗ № 173-ФЗ. В настоящее время данный
перечень не является исчерпывающим. Зачастую требуются дополнительные документы,
непоименованные в перечне, в том числе для установления вины лица в совершенном
административном правонарушении.
Кроме того, ряд вопросов вызван необходимостью актуализации действующей нормативной базы
в области валютного контроля. Отсутствие в законодательстве РФ отдельных норм, регулирующих
контрактные сроки, не позволяет в полной мере обеспечивать соблюдение требований ст. 19
Федерального закона РФ от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном
контроле» по репатриации резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации.
Так, например, практика проведения проверок в ряде случаев показывает, что при невозврате в
Российскую Федерацию денежных средств сроки, предусмотренные внешнеторговыми
договорами (контрактами), зачастую продлеваются резидентами путем заключения
дополнительных соглашений, иногда многократно, причем без проведения каких-либо
мероприятий по обеспечению исполнения обязанности по репатриации. Денежные средства не
возвращаются, товары не поставляются, в дальнейшем резиденты закрывают в уполномоченном
6
банке счета и, как следствие, паспорта сделок (вариант решения - законодательное установление
разумного срока для исполнения обязанности по репатриации резидентом иностранной валюты и
валюты Российской Федерации - 1 год с момента проведения последней валютной операции).
Помимо этого, нередко во внешнеэкономических договорах (контрактах) не указан срок действия
контракта либо указан конкретный срок, но с оговоркой, что в части финансовых обязательств
(взаиморасчетов) между сторонами он действует до полного выполнения данных обязательств,
также не указаны сроки поставок товара, возврата товара либо возврата денежных средств,
уплаченных за непоставленный товар. Вследствие указанных обстоятельств не представляется
возможным определить срок наступления обязанности, предусмотренной п. 1 и 2 ч. 1 ст. 19
Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ, что также влияет на результат проверочных
мероприятий соблюдения требований по репатриации резидентами денежных средств.
2.2.Направления развития валютного контроля в деятельности ФТС
С 2016 г. приоритетным направлением работы таможенных органов при осуществлении
валютного контроля является превентивное противодействие схемам незаконного вывода
денежных средств за рубеж, основанное на развитии механизмов риск-ориентированного
подхода при исполнении данной контрольно-надзорной функции, а также совершенствование
объектно-ориентированного подхода, предусмотренного Федеральным законом от 27 ноября
2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», в том числе с
использованием механизмов межведомственного и международного взаимодействия по
данному направлению.
Поскольку наибольшие объемы невозвращенных денежных средств выявляются у юридических
лиц, фактически прекративших свою деятельность на момент проведения проверочных
мероприятий (фирм- однодневок), процесс взыскания административных штрафов по данным
нарушениям представляется затруднительным и приводит к росту дебиторской задолженности. В
целях предупреждения роста дебиторской задолженности в 2015-2016 гг. Федеральная
таможенная служба России реализует комплекс мер по противодействию незаконным валютным
операциям с применением системы управления рисками.
В настоящее время действуют профили рисков, направленных на обнаружение фактов ввоза
товаров участниками внешнеэкономической деятельности, операции которых обладают
признаками сомнительных, завышения стоимости ввозимых в Российскую Федерацию товаров,
неоднократного ввоза в Российскую Федерацию одной и той же товарной партии в рамках одного
или нескольких контрактов, а также на выявление и анализ случаев перемещения товаров
организациями, возможно причастными к незаконному выводу капитала из страны по
вышеуказанным схемам.
Заключение
Для обеспечения непрерывности исполнения таможенными органами функции органа валютного
контроля, в том числе для сохранения кадрового потенциала Росфиннадзора, проведена
значительная работа по определению штатной численности, необходимой для исполнения такой
функции.
Минфином России принято решение о распределении в равных долях высвобождаемых
должностей Росфиннадзора между Федеральной таможенной службой России и Федеральной
налоговой службой России.
7
С учетом нового статуса на таможенные органы дополнительно возложены следующие
обязательства:
рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных по фактам нарушений
валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;