Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящей работы обусловлена объективным интересом теоретиков и практиков к проблеме педагогической готовности детей к школе. Для того чтобы в первом классе ребенок смог успешно освоить программу, необходимо знать, готов ли он к обучению. С этой целью заранее проводится педагогическая диагностика, благодаря чему у специалистов, сопровождающих развитие ребенка в детском саду, в организациях дополнительного образования, а также родителей будет достаточный запас времени, чтобы скорректировать его познавательную мотивацию, усовершенствовать коммуникативные навыки, обучить произвольной регуляции импульсивных потребностей и желаний.
Объект исследования – состояние готовности детей к школьному обучению. Предмет исследования – использование педагогической диагностики для выявления состояния готовности детей к школьному обучению.
Цель исследования – разработать и реализовать программу, направленную на повышение готовности детей к школьному обучению. Задачи исследования:
1) составить общую характеристику детей, поступающих в школу;
2) обозначить особенности проведения педагогической диагностики детей, выявляющей готовность к школьному обучению;
3) осуществить диагностику готовности к школе детей седьмого года жизни;
4) представить программу, направленную на повышение готовности детей седьмого года жизни к школе, проанализировать результаты ее внедрения.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме исследования), эмпирические (формирующий педагогический эксперимент).
Структура. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
1.1 Готовность к школьному обучению как педагогическая проблема
Готовность детей седьмого года жизни к обучению в школе является важным фактором, который определяет дальнейшее развитие личности ребенка, успешность обучения, взаимоотношения со сверстниками, ребятами старшего возраста и педагогами. От того, с каким «багажом» переступит порог образовательной организации первоклассник, будет зависеть его комфортность в новой среде и успешность освоения образовательной программы. Вот почему готовности к школьному обучению уделяется так много внимания как воспитателями детских садов, которые проводят родительские собрания, индивидуальные консультации, встречи со специалистами, так и учителями начальных классов, организующими встречи с детьми подготовительной группы и их родителями задолго до того, как они станут выпускниками.
Сопоставив определения, представленные в разных источниках, можно увидеть, что единого не существует. Например, в «Российской педагогической энциклопедии», изданной под редакцией В.В. Давыдова, предлагается следующий подход: «готовность к школьному обучению – совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому организованному школьному обучению» [19, с. 223].
В «Словаре по педагогике», составленном Г.М. Коджаспировой, сказано: «готовность ребенка к школе – комплексное понятие, в состав которого входит личностная, интеллектуальная, психофизиологическая и физическая готовность» [7, с. 55]. По личностной имеется в виду зрелость мотивов учебной деятельности, развитое познавательное отношение к внешнему миру, коммуникативная зрелость, достаточный уровень эмоционального и волевого развития психики. Под интеллектуальной готовностью имеется в виду достижение достаточного для начала систематического обучения уровня зрелости познавательных процессов, владение знаниями, умениями и навыками в объеме стандартной программы детского сада. Содержание психофизиологической и физической не интерпретировано [7].
В «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» [8] к показателям общей готовности ребенка седьмого года жизни к школе относят познавательную активность, творческое воображение, коммуникативные навыки. Это общая готовность. Но есть еще и специальная готовность: 1) уровень развития речи (навыки связной речи, сформированность лексического и грамматического строя речи, звуковая культура речи); 2) уровень развития элементарных математических представлений (сформированность ориентировки на сенсорные признаки предметов: цвет, форма и величина; умение осуществлять способы перцептивных действий на уровне зрительного соотнесения; сформированность пространственных и временных представлений и ориентировок). Кроме того, поясняется в Концепции, у ребенка, готового к обучению в школе должен быть сформирован интерес к учению, отдельные учебные умения и навыки (планирование, организация и контроль действий и деятельности в целом) [8].
В учебном пособии Н.И. Гуткиной [4] понятие готовности к школьному обучению интерпретировано следующим образом: «это необходимый и достаточный уровень развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников» [4, с. 5]. В книге высказано мнение, согласно которому готовность к школьному обучению необходимо рассматривать в качестве базиса развития, отсутствие которого в дальнейшем может вызывать значительные трудности в обучении. Среди компонентов готовности к школьному обучению Н.И. Гуткина называет аффективно-потребностную, интеллектуальную, произвольную, речевую сферы.
В пособии Н.В. Нижегородцевой, адресованном педагогам, психологам, родителям [14], высказана иная точка зрения на рассматриваемую проблему: это «готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности, которая представляет собой сложное структурно-системное образование, охватывающее все стороны детской психики» [14, с. 126]. В структуре готовности к обучению в школе Н.В. Нижегородцева выделила пять блоков:
личностно-мотивационный, предполагающий не только отношение к учению и школе в целом, но и желание либо его отсутствие принимать учебную задачу, следовать указаниям педагога. Мотивы учения также связаны с отношениями к различным субъектам – взрослому, ровесникам, самому себе;
принятие учебной задачи. Это значит, что ребенок понимает постановку задачи педагогом и имеет желание ее выполнять, стремясь к успешному завершению работы. По сути, принятие задачи означает уровень притязаний ребенка;
представление о содержании деятельности и способах ее выполнения. В этот блок входят элементарные знания и умения, наличествующие у ребенка к моменту поступления в школу – так называемые вводные и графические навыки (умение писать);
информационный блок. Это объем и точность вербальной механической слуховой памяти, образной памяти, зрительное восприятие пространственных структур, кинестетическая чувствительность мелкой мускулатуры рук;
управление деятельностью: произвольное внимание, функциональная асимметрия двигательной системы рук, обучаемость. Наличие данного блока позволяют ребенку планировать предстоящую деятельность, контролировать ее ход и оценивать [14].
Следующее определение мы встретили в книге Е.В. и А.В. Кирейчевых [6]. В представлении авторов работы, готовность связана с «комплексной характеристикой ребенка, в которой раскрываются уровни развития качеств, в наибольшей степени способствующих нормальному вхождению ребенка в школьную жизнь и формированию учебной деятельности» [6, с. 10]. В тексте подчеркивается, что наиболее целесообразно ассоциировать готовность к школе с системным образованием, в структуре которого интегрированы следующие компоненты: личностная, интеллектуальная, социально-психологическая.
Выводы, сделанные теоретиками, подтверждают и практики. В частности, в публикации Е.С. Бабабекян [2], посвященной проблеме готовности к обучению в школе, проведен опрос среди учителей начальных классов Новосибирска. Анализ ответов педагогов показал, что, как правило, четверть детей поступает в первый класс с низким уровнем физической подготовленности, плохим состоянием общей моторики, осанки. Каждый пятый не готов интеллектуально (не достиг необходимого уровня развития познавательных процессов, который позволил бы ребенку успешно заниматься в школе и выполнять программу первого класса).
Почти столько же мотивационно не готовых к обучению в школе. Каждый шестой ребенок, поступающий в первый класс, не умеет контролировать свое поведение, управлять познавательными процессами, поддерживать порядок за партой, они тяжело вступают в контакт с окружающими. Все опрошенные учителя уверены, что «для увеличения числа детей, готовых к обучению в школе, нужно объединение усилий детского сада, семьи, а также школы. Главная задача такого взаимодейст
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Андронова О.С. Педагогическая диагностика готовности ребенка к обучению в школе // Педагогическое мастерство: Всероссийский электронный журнал. – Режим доступа: https://www.pedm.ru/categories/3/articles/1334. – Дата обращения: 23.12.2018.
2) Балабекян Е.С. Проблема готовности детей к обучению в школе // Мир науки, культуры, образования. – 2017. № 1(62). – с. 235-237.
3) Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 512 с.
4) Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – 7-е изд., перераб. и дополн. – СПб.: Питер, 2012. – 208 с.
5) Дарвиш О.В. Возрастная психология: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Под ред. В.Е. Клочко. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010. – 264 с.
6) Кирейчева Е.В., Кирейчев А.В. Диагностика и формирование психологической готовности детей к обучению в школе. – К.: Педагогическая пресса, 2011. – 94 с.
7) Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике. – М.: МарТ, 2005. – 448 с.
8) Концепция содержания непрерывного образования. Дошкольное и начальное звено. – М.: ГНОМ и Д, 2004. – 60 с.
9) Кузнецова М.И. Методика проведения педагогической диагностики / М.И. Кузнецова, Е.Э. Кочурова // Начальная школа. – 2002. № 3. – с. 27- 44.
10) Лаврова Л.Н. Педагогическая диагностика в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО / Л.Н. Лаврова, И.В. Чеботарева. – М.: ТЦ Сфера, оформление, 2017. – 256 с.
11) Лисовец С.В. Социально-психологические особенности адаптации первоклассников к условиям обучения в школе // Педагогическое образование: теория и практика. Серия: Педагогика. Психология. – 2008. - № 9. – с. 124-129.
12) Нежнова Т.А. Формирование новой внутренней позиции // Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Книга по Требованию, 2016. – с. 22-36.
13) Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Ч. 3. – 8-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 640 с.
14) Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 256 с.
15) Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / под ред. Л.В. Трубайчук. – М.: Восток, 2003. – 274 с.
16) Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – 3-е изд., стер. – Серия: Золотой фонд. Энциклопедический словарь. – М.: Большая российская энциклопедия, 2009. – 527 с.
17) Психологический лексикон: энциклопедический словарь. В 6 тт. / Под общ. ред. В.А. Петровского. – М.: ПЕРСЭ, 2013. – 682 с.
18) Рожков Н.М. Педагогическая диагностика: понятие и функции // Наука-2020. – 2015. № 2(66). – с. 34-46
19) Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books /2/0092/index.shtml. – Дата обращения: 24.12.2018.
20) Серова Л.И. Диагностика психологической готовности к школе. – М.: Академия, 2010. – 320 с.
21) Управление дошкольным учреждением: словарь-справочник / сост. С.Д. Сажина. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
22) Шамовская Т.В. Психолого-педагогические аспекты воспитания и обучения // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: матер. науч.-практ. конф. – Чебоксары: Интерактив плюс, 2015. – с. 124.
23) Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 512 с.