Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность нашего исследования обусловлена новыми условиями в России, которые преобразовали действующую структуру отечественного рынка труда и потребовали создания новых механизмов его регулирования. Стратегические цели государственной кадровой политики в области образования направлены на повышение образовательного и профессионально квалификационного уровня преподавателей, воздействие на структуру и качество педагогических кадров. Современное общество предъявляет высокие требования к педагогам. Учителю необходимо обладать навыками построения образовательного процесса таким образом, что бы не только учитывать способности и возможности учащихся, но и осуществлять максимальное развитие личностных качеств ребенка.
В соответствии с поставленными задачами и организацией учебного процесса, появлением новых образовательных технологий и моделей, квалификация педагогических кадров должна быть приведена в соответствие с изменяющимися квалификационными требованиями или доведена до уровня, соответствующего международным стандартам.
Теоретические аспекты профессиональных стандартов рассмотрены в трудах Лейбович А.Н., Блинов В.И., Батрова О.Ф., Есенина Е.Ю., которые рассматривали их как инструменты сопряжения деятельности системы профессионального образования с требованиями рынка труда. Вифлемский А.Б. в своем исследовании дает характеристику профессионального стандарта и определяет его основную сущность. Проблемы и перспективы разработки внедрения профессиональных стандартов определяются в исследованиях С. Ф. Багаутдинова и С. В. Белова.
В России возникла необходимость реализации системы совершенствования качества подготовки педагогов за счет решения следующих задач:
– формирование и актуализация нормативной правовой базы в области развития профессиональных квалификаций;
– внедрение систем профессиональных стандартов и сертификации педагогических кадров как механизма управления педагогическими кадрами и качеством образования, регулированием трудовых отношений в образовательной отрасли и в образовательных организациях;
– гармонизация требований рынка труда и рынка образовательных услуг через интеграцию профессиональных и образовательных стандартов.
Профессиональный стандарт – это ключевой элемент национальной системы квалификаций, при внедрении которой возникают противоречия между:
– объективной потребностью общества в подготовленных квалифицированных специалистах и недостаточным уровнем владения учителей современными педагогическими технологиями, методиками и компетенциями.
С учетом этих противоречий был сделан выбор темы исследования «Алгоритм внедрения профессиональных стандартов в образовательном учреждении», проблема, которая сформулирована следующим образом: каковы теоретические основы алгоритма внедрения профессиональных стандартов и практические аспекты реализации данного процесса с учетом потребностей образовательного учреждения.
Цель исследования: изучить, разработать и обосновать содержание, формы и методы алгоритма внедрения профессиональных стандартов в образовательном учреждении, на базе которого разработать и внедрить проект «Профессиональный стандарта «Педагог» на примере МОУ гимназии № 87, г. Краснодар, тем самым повысив уровень компетентности педагогов.
Объект исследования: профессиональный стандарт «Педагог», разработанный с учетом запросов образовательного учреждения, на базе проводимого нами исследования.
Предмет исследования: преподаватели, имеющие педагогический стаж более 25 лет.
В основу проводимого исследования положена следующая гипотеза: педагоги, имеющие педагогический стаж более 25 лет, менее ориентированы на самообразование и развитие компетенций, которые требует от них современное образовательное пространство и общество. Предложенный нами алгоритм, составленный на основе предварительно проведенной диагностики, позволит увеличить число педагогических кадров со стажем более 25 лет овладевших всеми необходимыми современному обществу и образованию компетенциями, методиками и технологиями. Успешное внедрение профессионального стандарта «Педагог» в образовательное учреждение может быть осуществлено, если в процессе внедрения будет использован разработанный нами алгоритм, включающий следующее содержание и методы: разработка модели внедрения на основе системного и личностно-ориентированного подходов, включающих в себя следующие блоки: теоретический, методический, деятельностный; реализацию поддержки в освоении программы внедрения, представляющую собой систему объективно необходимой, адресной и целесообразной помощи; личностно – ориентированное взаимодействие, обогащающее личную мотивацию поведения преподавателей при внедрении профстандартов.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрамовских, Т. А. Управление рисками внедрения профессионального стандарта «педагог» в деятельность образовательной организации / Т. А. Абрамовских // Управление образованием: теория и практика. – 2015. – №4 (20). – С. 84–92.
2. Антонова, А. В. Профессиональный стандарт педагога: новые требования и квалификационные характеристики современного учителя / А. В. Антонова, И. М. Клименко // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 6. – С. 81–86.
3. Ардатова, Ю. С. Взаимодействие школьного психолога и учителя в рамках школьной психологической службы / Ю. С. Ардатова, З. Г. Исаева // Международный журнал экспериментального образования. 2014. – № 6–1. – С. 73.
4. Багаутдинова С.Ф. Дошкольное образование: от качества условий – к качеству результатов // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 1
5. Багаутдинова С.Ф. Преемственность ФГОС ДО и профессионального стандарта педагога // Мир детства и образование: сборник материалов конференции. – Магнитогорск: Изд-во МГТУ, 2015.
6. Баранова, Ю.Ю. Профессиональный стандарт педагога в системе внутриорганизационного повышения квалификации для образовательных организаций. / Е. И. Маркина, И.В. Латыпова, Ю.Ю. Баранова // Челябинск: ЧИППКРО, – 2015. – 136 с.
7. Барылкина, Л. П. Командообразование как фактор эффективного управления современной школой / Л. П. Барылкина // Перспективы науки. – 2013. – № 2 (41). – С. 111–113.
8. Барылкина, Л. П. Участие коллектива в управлении как одна из возможностей решения педагогических проблем / Л. П. Барылкина // Наука и бизнес: пути развития. – 2013. – № 5 (23). – С. 89–91.
9. Барылкина, Л. П. Проблемы введения и реализации ФГОС и профессионального стандарта педагога / Л. П. Барылкина, Г. С. Остапенко // Перспективы науки и образования. – № 1 (13). – 2015 С. 81–86
10. Бережнова О.В. Профессиональный стандарт педагога: аналитический взгляд. //Управление ДОУ. – 2014. - №4. – С.14.
11. Белова С.В. Очевидное – вероятное: пора будить “спящего” учителя. Заметки на полях “Стандарта профессиональной деятельности педагога”. //Народное образование. – 2014. - №4. – С.99.
12. Блинкова, Л. В. Организация личностно-ориентированного сопровождения профессионального роста педагогов / Л. В. Блинкова, Н. П. Гуринова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2011. – № 1. – С. 42–44.
13. Белова С.В. Очевидное – вероятное: пора будить “спящего” учителя. Заметки на полях “Стандарта профессиональной деятельности педагога”. //Народное образование. – 2014. – №4. – 99 с
14. Блинов В.И., Батрова О.Ф., Есенина Е.Ю., Факторович А.А. Профессиональные стандарты: от разработки к применению. // Высшее образование в России. 2015. № 4. 84 с
15. Болотова Е.Л. Оценка профессиональной квалификации педагога. //Российское образование. – 2014. – №3. – С.75
16. Бубнова С.Ю. Оценка качества профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования. //Управление ДОУ. – 2014. – №4. – С.24.
17. Великанова С.С., Аракчеева З.В. Профессиональный стандарт и квалификационный справочник: сравнительная характеристика// Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.;
18. Вифлемский А.Б. Зачем нужен профессиональный стандарт педагога? //Народное образование. – 2014. – №3. – С.34
19. Грязнова Е.С., Багаутдинова С.Ф. К вопросу о реализации профессионального стандарта педагога в дошкольной образовательной организации // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3. – С. 391-392.
20. Далингер, В. А. Аттестация педагогических работников и новый профессиональный стандарт педагога / В. А. Далингер // Международный журнал экспериментального образования. – № 3–1. – 2015. С. 90 – 92.
21. Дегтярев, С. Н. Совершенствование контрольно-оценочной деятельности как компонента профессиональной подготовки педагога /
22. Есенина Е.Ю. Внедрение профессиональных стандартов и мировой опыт // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. – 2013. – № 6. – 118 с
23. С. Н. Дегтярев // Теория и практика общественного развития. № 8. – 2015. – С. 228–232.
24. Джумаева, Н. Э. Педагогические термины и понятия. / Н. Э. Джумаева, А. Р. Сохибов. – КАРШИ, 2014. – 70 с.
25. Забродин Ю. О разработке и введении в действие проекта профессионального стандарта педагога (воспитателя, учителя). //Вестник образования. – 2013. – №22. – С.32.
26. Жаркова, Е.Н. Самооценка и оценка общественностью качества педагогической деятельности учителя на основе требований профессионального стандарта ''Педагог'' [Текст] : рабочая тетрадь / Е. Н. Жаркова, Н. Г. Калашникова ; Гл. упр. образования и молодежной политики Алтайского края [и др.]. – Барнаул : АКИПКРО, 2014. – 46 с.
27. Забродин Ю. О разработке и введении в действие проекта профессионального стандарта педагога (воспитателя, учителя). //Вестник образования. – 2013. – №22. – 32 с
28. Зенкова, Т. С. Инновационные подходы в работе с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС / Т.С. Зенкова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. – № 2, т.19. – 2014. – С. 626–627
29. ИКТ-компетентность в профессиональном стандарте педагога Текст] : учебно-методическое пособие / М-во образования Саратовской обл., Гос. автономное учреждение доп. проф. образования «Саратовский обл. ин-т развития образования» ; [сост.: Н. А. Бем и др.]. – Саратов : ГАУ ДПО «СОИРО», 2015. – 47 с.
30. Кандриков С. О профессиональном стандарте педагога. //Справочник руководителя ОУ. – 2013. – №10. – С.61.
31. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (утв. Правительством РФ 28.05.2014 № 3241п-П8) [Электронный ресурс] // Режим доступа:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=1666
32. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] // Режимдоступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/
33. Кожина Н.И. Нравственный облик педагога. Личностные качества. //Педагогическая мастерская (Основа). – 2013. – №2. – С.2.
34. Лейбович А.Н., Блинов В.И., Батрова О.Ф., Есенина Е.Ю. Профессиональные стандарты как инструменты сопряжения деятельности системы профессионального образования с требованиями рынка труда/ Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. 2013. № 7. С. 72
35. Кудрина, Е. Л. Компетентностный подход как парадигма подготовки специалистов в сфере культуры и искусства / Е. Л. Кудрина, А. В. Шунков // Профессиональное образование в России и за рубежом. – № 2 – 14. – 2014. С. 69–75.
36. Махотин, Д. А. Проектирование дополнительных профессиональных программ на основе профессионального стандарта педагога / Д. А. Махотин // Вестник РМАТ. – № 4. – 2013. С. 81–91
37. Макет профессионального стандарта (вторая редакция, утв. распоряж
38. Мелехин, В. А. Механизмы разработки профессиональных стандартов педагогических работников / В.А. Мелехин // Человек и образование.– 2013. – № 3 (36) – С. 43–48
39. Маркина Е. И. Проектирование системы научно-методической работы в условиях введения профессионального стандарта педагога // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2015. – № 1 (22). – 45 с
40. Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов (Утверждены министром образования и науки РФ от 22.01.2015 № ДЛA2/05 вн)
41. Методические материалы по результатам поэтапного внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). – М. – 2015. – 64 с.
42. Методические рекомендации по изменению локальных нормативных актов образовательной организации в связи с внедрением профессионального стандарта «Педагог» [Текст] / Д. В. Дыдзинская, Л. Е. Курнешова ; Департамент образования г. Москвы, Гос. авт. образовательное учреждение высш. образования г. Москвы «Московский ин-т открытого образования». – Москва : ГАОУ ВО МИОО, 2015. – 35 с.
43. Миляева С.Ю. Поможет ли новый стандарт улучшить профессиональную деятельность педагога? //Народное образование. – 2014. –№4. – С.45.
44. Назарова, С. И. Экспертиза качества педагогического образования на основе профессионального стандарта педагога / С. И. Назарова // Человек и образование. – № 1 (42). – 2015. – С. 129–134
45. Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н. //Управление ДОУ. – 2014. –№4. – С.42
46. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Приказ Минобрнауки России.// Вестник образования. – 2011. – №4. – С.10
47. Оганезова, Л. М. Аттестация педагогических кадров и профессиональный стандарт педагога – новые подходы / Л. М. Оганезова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 1. – 2015. С. 9–14
48. Олейникова О. Н., Муравьева А. А. Профессиональные стандарты как основа формирования рамки квалификаций. М.: АНО Центр ИРПО, 2011. 72 с
49. Петунин, О. В. Компетенции учителя в свете требований профессионального стандарта педагога / О. В. Петунин // Символ науки. – № 6. – 2015. – С. 278 – 280
50. Профессиональный стандарт педагога. Перечень ИКТ – компетенций педагога, рассматриваемых в качестве критериев оценки его деятельности. //Мой профсоюз. – 2013. – №15. – С.8.
51. Профессиональный стандарт “Педагог” (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=155553
52. Профессиональный стандарт педагога /концепция и содержание/ (проект). /Вестник образования России. – 2013. – №15. – С.27; Вестник образования. – 2013. – №8. –С.4
53. Профессиональный стандарт педагога как инструмент обеспечения качества образования [Текст]: нормативные документы, статьи, методические материалы / М-во образования и науки Удмуртской Республики, АОУ ДПО УР «Ин-т развития образования» ; под общ. ред. Е. Р. Блиновой. – Ижевск : АОУ ДПО УР ИПО, 2015. – 82 с.
54. Разработка и применение профессиональных стандартов: словарно-справочное пособие / авт.-сост.: Лейбович А. Н., Волошина И. А., Новиков П. Н., Зуев В. М., Прянишникова О. Д., Косаковская Е. И., Блинов В. И., Батрова О. Ф., Есенина Е. Ю., Факторович А. А. – М.: Издательство «Перо», 2014. – С. 33
55. Сериков, В. В. О подготовке учителя в соответствии с требованиями стандарта профессиональной деятельности педагога / В. В. Сериков // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – № 6 (91). – 2014. – С. 8–13
56. Смирнов В.П., Смирнов И.П. Стандарты профессионального образвания: типы, структура, оценка качества (сравнительный анализ зарубежной и российской практики) М., 2001. - 145 с
57. Соколова, И. И. Исследование готовности молодых педагогов к профессиональной деятельности в свете стандартов и требований работодателя / И. И. Соколова, Е. В. Пискунова, А. Ю. Сергиенко // Человек и образование. – № 1 (42). – 2015. С. 11–15
58. Федеральный закон № 122-ФЗ от 2 мая 2015 года «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=178864.
59. Федеральный закон № 236-ФЗ от 3 декабря 2012 года “О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и статью 1 Федерального закона “О техническом регулировании” [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=138556.
60. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года (ред. от 14.12.2015) [Электронный ресурс]