Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Отсутствие эффективного инструмента для планирования и контроля достижения целей является сдерживающим фактором развития компании. Если задан вектор для достижения высоких результатов, в которых заинтересован собственник бизнеса и другие стейкхолдеры, а путь для достижения этой цели не отслеживается, наиболее вероятно, что долгосрочные цели компании не будет достигнуты. Разрабатываемая стратегия компании не будет работать, если не облечь ее в конкретные показатели и не «спустить» ее до организационных единиц, их руководителей и сотрудников в виде краткосрочных планов и если не заинтересовать персонал в достижении целевых показателей. Внедрение полноценной системы финансового моделирования на предприятии позволяет эффективно управлять распределением финансовых ресурсов, контролировать затраты, увеличивать финансовый результат, за счет чего и является актуальным для рассматриваемого предприятия.
Объект исследования — холдинг.
Предмет исследования —исследование финансового моделирования.
Цель работы —исследовать систему финансового моделирования холдинга.
Задачи работы:
1. исследовать теоретические основы холдинга
2. исследовать финансовую модель холдинговых компании.
3. исследовать специфические особенности холдинга в России.
.
Глава 1. Теоретические основы холдинга
1.1. Понятие холдинга
В судебных актах по конкретным делам дефиниции «холдинг», «холдинговая компания» так же используются в различных значе¬ниях. Некоторые выводы судов представляются нам небесспорными.
При отсутствии надлежащего регулирования холдингов в зако-нодательстве научная доктрина также не отличается консолидиро-ванностью.
Конечно, этимология понятия «холдинг» возвращает нас к трак¬товке его как держательской компании. Но в российском законода¬тельстве, правоприменительной практике, научной доктрине это по¬нятие трансформировалось настолько, что реанимировать его для восприятия в исходном значении практически невозможно. Такая трансформация — следствие отсутствия в российском правопорядке какого-либо другого понятия, обозначающего интеграцию или пред¬принимательское объединение.
Далее, если быть формально логичным и следовать этимологии и историческому происхождению слова «холдинг», то при изучении холдингов можно было бы исключить все иные типы зависимости, кроме основанного на участии в уставном капитале, но тогда «за бор¬том» исследования останется целый пласт проблем, связанных с до¬говорными и организационными наличие, обусловливающими от¬ношения экономического контроля. Поэтому в этом исследовании автор исходит из широкого понимания холдинга как предпринима¬тельского объединения, основанного на экономическом контроле одно¬го участника над другими, обусловленного не только прямым и (или) косвенным участием в уставном капитале, но и другими обстоятель¬ствами, позволяющими одному участнику определять решения других. Такой подход обеспечивает комплексность исследования, поскольку в реальной предпринимательской практике различные типы зависи¬мости «переплетаются», дополняя и усиливая друг друга.
Создание и прекращение холдинга не сопровождается актом государственной регистрации.
Холдинги согласно действующему законодательству не подлежат государственной регистрации, следовательно, и прекращение хол¬динга также не регламентировано. Отсутствует и уведомительный порядок сообщения сведений о создании (прекращении деятельно¬сти) холдингового объединения.
Вопрос о необходимости раскрытия информации о возникнове¬нии холдинговых отношений или вопрос о «принудительной» ле¬гитимации холдинга неоднократно обсуждался в литературе и на научно-практических конференциях.
В Концепции совершенствования корпоративного законодатель¬ства для защиты прав инвесторов предлагается предусмотреть обя¬занность основного общества по раскрытию сведений обо всех дочерних обществах, например, через печатные средства массовой ин¬формации или на сайте в сети Интернет на регулярной основе.
Поддерживая идею установить требование о раскрытии инфор¬мации, полагаю, что введение регистрационных процедур для хол¬динговых объединений было бы излишним. Очевидно, такая необ¬ходимость возникнет при распространении на участников холдинга режима консолидированного налогоплательщика1.
О возможности и необходимости формализации холдингов. Действующее законодательство не предусматри¬вает обязательного условия признания группы компаний холдингом, кроме банковских2, не содержит положений о необходимости госу¬дарственной регистрации холдингов, а также требований к основно¬му или дочернему хозяйственным обществам об указании в уставе своей принадлежности к холдингу.
Как правило, в указании на принадлежность к группе компаний и формализации холдинговых отношений заинтересованы те хозяйствующие субъекты, для которых важно позиционировать свой бизнес как интегрированный, например, для целей маркетинговой политики или участия в тендерах, когда для признания победите¬лем важно продемонстрировать наличие подконтрольной техно¬логической цепочки производства определенного товара (работы, услуги)1.
Некоторые представители бизнеса, облеченного в холдинговую форму, напротив, всячески скрывают наличие отношений эконо¬мической зависимости между хозяйствующими субъектами, пола¬гая при этом, что «объявление» себя холдингом приведет к усиле¬нию контроля со стороны государственных органов или привлече¬нию нежелательного внимания со стороны рейдерских структур или криминальных элементов. Какую позицию выбрать раскрывать или не раскрывать наличия холдинговых отношений — невозможно ре¬комендовать без понимания масштаба, специфики, целей и способов организации конкретного бизнеса.
Важно понимать следующее. Возможность указания в учреди¬тельных документах на принадлежность к холдингу — право, а не обязанность организации-участника. Но это решение никоим об¬разом не влияет на применение в отношении участников холдин¬га особого правового режима, предусмотренного законодательст¬вом.
Так, дополнительные требования и ограничения, установленные корпоративным, налоговым, антимонопольным законодательством к экономически взаимосвязанным субъектам — дочерним, зависимым обществам, аффилированным, взаимозависимым лицам или группе лиц будут применяться независимо от обозначения наличия холдинговых отношений в учредительных документах его участников.
В этом смысле квалификация совокупности юридических лиц как холдинга (группы компаний) носит скорее теоретиче¬ский, чем практический характер, поскольку определение бизнеса как холдинга не влияет на правовые последствия, установленные действующим законодательством применительно к регулирова¬нию экономической зависимости хозяйствующих субъектов.
Завершая изложение материала о понятии и сущности холдинго¬вого объединения, резюмируем его основные черты:
- холдинг или группа компаний — предпринимательское объ¬единение, не является юридическим лицом, состоит из фор¬мально самостоятельных юридических лиц;
- по способу организации холдинг является объединением вер¬тикального типа или неравноправным объединением, осно¬ванным на экономическом контроле, осуществляемом хол¬динговой компанией (головной организацией) по отноше¬нию к другим участникам;
- это предпринимательское объединение, обладающее призна¬ками организационного единства, как правило, выступающее на рынке консолидировано;
- холдинг осуществляет согласованную политику в сфере инте¬ресов своих участников;
- создание и прекращение холдинга не требует государствен¬ной регистрации.
О соотношении «холдинговых отношений» и «отношений дочерности»
Прежде чем приступить к рассмотрению типичных холдинговых структур, целесообразно остановиться на вопросе о соотношении по¬нятий «холдинговые отношения» и «отношения дочерности».
Оба эти понятия отражают наличие отношений экономическо¬го контроля, но по своему объему они не всегда совпадают. С одной стороны, холдинги —
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы.
1. Адамова Г.А. Бюджетирование как современный инструмент управления компанией.// Вестник университета (Государственный университет управления). – 2018. - №4. – С. 5-11.
2. Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике. М.: Финансы и статистика, 2017. – 368с.
3. Астафьева Е.С. Стратегически ориентированное бюджетирование на промышленном предприятии: методологический подход// Наука третьего тысячелетия: сборник статей Международной научно-практической конференции. – 14-15 ноября 2018 г
4. Афанасьев А. Особенности бюджетной модели компании//Финансовый директор. – 2016. - №3. – С. 26.
5. Бежин С. Риски внедрения системы бюджетного управления [Электронный ресурс]//Управление рисками: Антикризисное управление: рассылка новостей и идей, 03.12.2009 URL: http://subscribe.ru/archive/economics.school.riskmanagement/200912/ 03190415.html (дата обращения 25.12.2018).
6. Библиотека финансового директора. Выпуск №1 Год выпуска: 2016 [Электронный ресурс]//Приложение на диске к журналу «Финансовый директор» №7-8 2016. - 1 CD-ROM.
7. Волков А. Результаты удачного внедрения систем управленческого учета и финансового моделирования на опыте российских предприятий [Электронный ресурс]// Технология постановки финансового моделирования и управленческого учета: статьи URL: http://bud-tech.ru/experience_budgeting_maccounting.html (дата обращения 25.12.2018).
8. Денисова В. Как повысить эффективность системы бюджетирования. Не ждите кризиса! [Электронный ресурс]//Современные технологии управления компанией: Материалы инфодня, 2016 г. URL: http://www.mag-consulting.ru/ru/articles/v-denisova-kak-povysit-effektivnost-sistemy-byudzhetirovaniya (дата обращения 25.12.2018).
9. Добровольский Е.Ю., Карабанов Б.М., Боровков П.С., Глухов Е.В., Бреслав Е.П. Бюджетирование: шаг за шагом. М.: Питер, 2009. — 448 с.
10. Дронченко О. Финансовая структура: первый шаг к бюджетированию [Электронный ресурс] : URL: http://www.bud-tech.ru/finstructure_1step2_budgeting.html (дата обращения 25.12.2018).
11. Карпов А.Е. Бюджет центра финансовой ответственности (ЦФО) [Электронный ресурс]: URL: http://www.bud-tech.ru/budget_cfo.html (дата обращения 25.12.2018).
12. Карпов А.Е. Бюджетирование как инструмент управления. М.: Результат и качество, 2007.-352 с.
13. Карпов А.Е. Финансовая структура компании. М.: Результат и качество, 2007. - 352 с.
14. Кочнев А. Что такое бюджетное управление? [Электронный ресурс]//Финансовое управление: публикации URL: http://www.iteam.ru/articles.php?pid=7&tid=2&sid=11&id =423 (дата обращения 25.12.2018).
15. Сафаров А. Вредные бюджеты. Полезные советы//Консультант. – 2016. - №9 – С. 61-63
16. Сорокин И. Бюджетирование и управленческий учет в косметической компании Роколор [Электронный ресурс]// Опыт компаний в постановке финансового моделирования и управленческого учета URL: http://bud-tech.ru/rocolor.html (дата обращения 25.12.2018).
17. Стрелец А. Бюджетирование и управленческий учет в алкогольной компании Омсквинпром [Электронный ресурс]// Опыт компаний в постановке финансового моделирования и управленческого учета URL: http://bud-tech.ru/omskvinprom.html (дата обращения 25.12.2018).
18. Ташкинов А. Г. Стратегически ориентированное бюджетирование на промышленном предприятии: методологический подход//Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2003 - №3.
19. Титова О.В. Стратегический менеджмент: учебное пособие. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2016. – 170 с.
20. Траченко, М. "Тюнинг" для финансового моделирования // Консультант. – 2016. – № 1. – С. 10 –21.
21. Черненко М.В. Бюджетирование как инструмент взаимоувязки стратегических целей предприятия и операционного управления [Электронный ресурс]// Теория и практика управления предприятием: доклады II-й международной конференции, 2018 г. URL: http://www.cfin.ru/management/practice/supremum2003/13.shtml (дата обращения 25.12.2018)
22. Шебек С.В. Обследование подсистемы оперативного планирования [Электронный ресурс] : URL: http://www.costkiller.ru/index/ves_ars/kakie_vo/ obsledov/ at_product/537 /index.htm (дата обращения 25.12.2018).
23. Шевчук Д.А. Бюджетирование: самоучитель. [Электронный ресурс] // Электронная библиотека. URL: http://www.rulit.net/programRead.php?program_id=3363&page=1 (дата обращения 25.12.2018).
24. Штракин В. Повышение качества планирования на предприятиях реального сектора: уроки кризиса бюджетированию [Электронный ресурс] : URL: http://www.bud-tech.ru/lessons_crisis.html (дата обращения 25.12.2018).
25. Щербаков А.В. Организация процесса финансового моделирования на предприятии: как и с чего начать [Электронный ресурс] : URL: http://www.elitarium.ru/2008/12/17/ process_ bjudzhetirovanija.html (дата обращения 25.12.2018).
26. Ямпольская Д. Планирование как функция менеджмента. Виды планирования: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2015. - 225 с.