Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Государство выражает интересы всего общества, осуществляя публичные функции. С целью этого государство устанавливает правила ведения внешнеэкономической работы и воздействует на участников этой работы тем или иным способом. Осуществляется государственное воздействие с целью реализации о6еспечения упрочения экономики, ее стабильности и развития . Реализации данной задачи подчинено все государственное регулирование. С этой целью Россия проводит единую внешнеторговую политику, формирует стратегию и концепцию развития внешнеторговых связей, устанавливает правила ведения экспортно-импортных операций, определяет порядок вывоза и ввоза отдельных типов продукции, осуществляет валютный, таможенный контроль. Предусматриваются разные меры по защите отечественной экономики от неблагоприятного влияния. В настоящее время происходит реформирование таможенной системы Таможенного союза, с 1 января 2018 вступил в силу Таможенный кодекс ЕАЭС. Таможенные платежи представляют собой обязательные платежи, которые таможенные органы взимают в связи с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС .
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН И ИХ СТАВОК
1.1. Разновидности таможенных пошлин В первую очередь, необходимо проанализировать специфику экономического механизма таможенного регулирования как его основы.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и нормативно- правовых актах Российской Федерации, а также на принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) страны отражает национальные интересы и внешнеэкономическую политику. ВЭД отражает состояние экономики, уровень и темпы развития, использование имеющихся ресурсов страны. Государство регулирует и разрабатывает рекомендации по обновлению нормативноправовой базы внешнеэкономической деятельности, защищает внутренний рынок и интересы отечественных экпортеров, организует контроль импортных поставок для федеральных нужд. Кроме того, осуществляется координация и разработка мер внешнеэкономической политики, контролируются действия российских участников внешнеэкономической деятельности. Внешнеэкономическая политика – это деятельность государства, которая направлена на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами. Внешнеторговая политика предполагает определение стратегических целей государства во внешнеторговых отношениях, как с отдельными странами, так и группами стран, а также методы и средства для достижения поставленных целей и сохранения достигнутых результатов, равенства между участниками внешнеэкономической деятельности. Регулирование внешнеторговой деятельности в России осуществляется на основе принципов: 1) единство внешнеэкономической политики внешней и общей экономической политики; 2) единство системы государственного регулирования и контроль за реализацией; 3) ответственность Федерации и субъектов. Таможенная политика представляет собой систему экономических, политико-правовых, организационных и других мер, которое государство применяет в целях защиты внешнеэкономических и внутриэкономических интересов государства, реализации задач, которые связаны с осуществлением социально-экономических и политических преобразований в условиях рыночной экономики. Реализация таможенной политики осуществляется посредством: участия в таможенных союзах; создания зон свободной торговли; применения таможенных пошлин, таможенных тарифов и таможенных сборов, таможенных формальностей; установления режима прохождения грузов через границу; действия системы государственных органов таможенного контроля. Существуют две группы методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: тарифные и нетарифные методы. Совокупность применения данных методов и отражает экономический механизм таможенного регулирования ВЭД. Таможенно-тарифные методы регулируют операции по импорту и экспорту, защищают внутренний рынок и стимулируют структурные изменения в экономике РФ.
1.2. Виды ставок, порядок исчисления и уплаты таможенных пошлин В странах ЕАЭС применяют ставки пошлин, такие как: адвалорные, которые начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых сбором товаров; специфические, которые начисляются в установленных размерах за единицу облагаемых сборами товаров; комбинированные, которые сочетают в себе оба вышеназванных типа таможенного обложения. Ставки таможенных пошлин единые и не подлежат изменению в зависимости от лиц, которые осуществляют ввоз в РФ и вывоз из РФ товаров, типов сделок . Как было сказано выше, для целей исчисления: ввозных таможенных пошлин применяют ставки, которые установлены Единым таможенным тарифом ЕАЭС. Единый таможенный тариф ЕАЭС представляет собой свод ста
вок ввозных таможенных пошлин, которые применимы к товарам, которые подлежат ввозу на единую таможенную ЕАЭС из третьих государств, которые систематизированы согласно единой Товарной номенклатуре ЕАЭС; вывозных таможенных пошлин применяют ставки, которые установлены законодательством стран-участниц ЕАЭС в отношении товаров, которые включены в сводный перечень товаров, который сформирован Комиссией ЕАЭС согласно международным договорам стран-участниц ЕАЭС, регулирует вопросы применения вывозных таможенных пошлин в отношении третьих государств. В РФ ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых их применяют, установлены Постановлением Правительства РФ от 30.08.2013 г. № 754 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, которые подлежат вывозу из России за пределы стран-участниц соглашений о ЕАЭС» . Ставки таможенных пошлин дифференцируются в зависимости от государства происхождения товаров. В отношении товаров, которые происходят из государств, торговополитические отношения с которыми предусматривают режим самой благоприятствуемой нации, или же государство происхождения которых не известно, применяют ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа ЕАЭС в рамках ЕАЭС. В отношении товаров, которые происходят из государств, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим самой благоприятствуемой нации, применяют ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа ЕАЭС, которые увеличены в два раза, за исключением ситуаций предоставления тарифных преференций на основе положений международных договоров стран-участниц ЕАЭС, международных договоров РФ. В отношении ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС преференциальных товаров, которые происходят из развивающихся государств – пользователей единой системы тарифных преференций Союза, применяют ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75% от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа ЕАЭС. 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЧЛЕНСТВА В ЕАЭС И ВТО
2.1. Вопросы внешнеполитического взаимодействия государств ЕАЭС в условиях членства в ВТО Экономические интересы государства во многом определены эффективностью реализации фискальной функции. Одним из участников в этом процессе выступает Федеральная таможенная служба. Важным регулятором участия государства в системе внешнеэкономических связей выступают таможенные платежи, за счет которых обеспечивается значительная часть поступлений в Федеральный доход и во многом определяется место страны в международном разделении труда. Количество поступающих сумм платежей напрямую зависит от объемов внешнеторговой деятельности государства, а также от эффективности применения правовых средств регулирования, которые гарантируют своевременное и полное их зачисление в Федеральный бюджет. В настоящее время объемы таможенных поступлений в доходную часть Федерального бюджета значительно снизились. Важным в этой связи становится необходимость пересмотра современной системы контроля за уплатой таможенных платежей, учета за их поступлением в бюджет страны, а также создание мер по предотвращению уклонения от их уплаты. В этих условия рассмотрение вопросов, связанных с ролью таможенных платежей в системе доходной части Федерального бюджета РФ, представляется весьма актуальным. Таможенные платежи выступают в качестве обязательных сборов, применяемые к перемещаемым товарам и транспортным средствам через таможенную границу ЕАЭС, взимание которых возложено на таможенные органы.
Активное использование института таможенных платежей повышает их значимость для государства и позволяет им выполнять основные функции. Центральной и особо значимой из них является фискальная функция, которая заключается во взимании сумм таможенных платежей, за счет которых осуществляется пополнение бюджетной системы государства. Совершенствование фискальной функции основывается на повышении эффективности проведения контроля и надзора за соблюдением таможенного и налогового законодательства Российской Федерации, а также контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты пошлин, налогов и сборов с применением современных информационных технологий, и безусловным исполнением закона о федеральном бюджете в части доходов, администрируемых таможенными органами . Несмотря на уменьшение в последнее время объёма администрируемых Федеральной таможенной службой сумм платежей, их количество в общем доходе федерального бюджета государства составляет около 50%, это положительный факт, поскольку происходит наполнение бюджета, что позволяет решать социально-экономические задачи. В целях увеличения доходной части федерального бюджета за счет таможенных платежей, необходимо совершенствовать механизм таможенного администрирования, что является затруднительным в виду существующих проблем.
2.2. Практика применения и исчисления таможенных платежей как элемента ТТР ВТД В соответствии с п. 3 ст. 38 таможенная стоимость товаров не определяется при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, таможенную процедуру таможенного склада, таможенную процедуру уничтожения, таможенную процедуру отказа в пользу государства или специальную таможенную процедуру. Таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории Союза, определяется в соответствии с законодательством о таможенном регулировании государства-члена, таможенному органу которого осуществляется таможенное декларирование товаров. Законодатель в п. 16 ст. 38 ТК ЕАЭС использует понятия «предварительная величина таможенной стоимости», «отложенное определение таможенной стоимости». Данный процесс регламентирован соответствующим утвержденным порядком (Об утверждении Порядка применения процедуры отложенного определения таможенной стоимости товаров: Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.04.2016 № 32). Контроль таможенной стоимости товара является важным элементов в механизме обеспечения собираемости таможенных платежей и направлен на профилактику искажения информации недобросовестными участниками ВЭД. Ст. 313 ТК ЕАЭС закрепляет особенности контроля таможенной стоимости товара (Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза: Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 № 42). ТК ЕАЭС устанавливает порядок преобразования сведений, внесенных в таможенную декларацию, в т.ч. и сведений о таможенной стоимости. При соблюдении условий, установленных ст. 112 ТК ЕАЭС сведения, заявленные в таможенной декларации, могут быть изменены (дополнены) до выпуска товаров по инициативе декларанта с разрешения таможенного органа. После выпуска товаров преобразование соответствующих сведений возможно на основе решения, разрешения таможенного органа или в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС (например, ст. 115 Неполное таможенное декларирование) или прямо определяемых Евразийской экономической комиссией. Порядок совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в таможенной декларации, определен Коллегией Евразийской экономической комиссии. Для исчисления таможенных платежей необходимо определить ставку таможенной пошлины и налога. Так, для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются единые ставки,
действующие в государствах ЕАЭС. Свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым (ввезенным) на таможенную территорию ЕАЭС из третьих стран, систематизированный в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, называется Единым таможенным тарифом ЕАЭС. Для исчисления вывозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные законодательством государств - членов ЕАЭС, с учетом международных договоров. Для исчисления вывозных таможенных пошлин в отношении товаров с особенностями таможенного декларирования применяются ставки, действующие на установленный таким законодательством государств-членов ЕАЭС день (например, товары, перемещаемые трубопроводным транспортом). При исчислении налогов и таможенных сборов применяются ставки, установленные законодательством каждого из государств - членов ЕАЭС. С 29 марта 2018 г. вступили в силу Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 «Об отдельных вопросах, которые связаны с товарами для личного пользования». При превышении установленных лимитов необходимо будет оплатить таможенную пошлину – 30% от стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг в части превышения весовой и стоимостной нормы.
2.3. Проблемы и пути совершенствования применения таможенных платежей В нашей стране принцип экономической свободы (рыночной экономики) является основой конституционного строя. Главные аспекты принципа экономической свободы сформулированы в норме ст. 8 Конституции РФ , в частности, в принципе единства экономического пространства и свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Также необходимо отметить тот факт, что статья 74 Конституции России несколько конкретизирует принцип свободы перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Изучение ТК ЕАЭС дает возможность сделать однозначный вывод о том, что правовой основой Кодекса являются международные договоры и соглашения государств-участников ЕАЭС, которые определили основные направления создания целостного организационноправового механизма таможенного регулирования на единой таможенной территории. Таможенный контроль в системе таможенных органов РФ – это мощный и эффективный инструмент реализации государственной таможенной политики в области регулирования внешнеторговой деятельности. Одной из многочисленных задач таможенного контроля является содействие ускорению и упрощению таможенных операций. Для повышения результативности таможенного контроля необходимо организовать более выгодные условия для участников ВЭД, создать для них такие условия, при которых противозаконная деятельность по перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу, реализация и обращение товаров на рынке внутри страны станет бессмысленной. Для этого можно обратиться к зарубежной практике таможенного контроля. Принцип переноса наибольшей доли проверок на этап контроля после выпуска и усиление его важности соответствует мировой практике и положениям Киотской конвенции. Нужно выстроить систему так, чтобы этот инструмент таможенного контроля соответствовал требованиям международных стандартов. Направления совершенствования таможенного контроля должны быть выработаны на современных и модернизированных информационных технологиях. Под таможенным контролем в ТС ЕАЭС понимаются действия сотрудников таможенных органов по раскрытию и пресечению нарушений таможенного законодательства. При реализации таможенного контроля таможенные органы руководствуются принципом выборочности. Этот принцип основан на том, что должностные лица вправе выбрать любую из существующих в таможенном законодательстве форм таможенного контроля. Избрание той или иной формы таможенного контроля определяется той степенью необходимости гарантии соблюдения таможенного законодательства, которую требуют обстоятельства конкретного случая.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на основании проведенной работы можно подвести следующие итоги. Полный переход на электронной декларирование позволит решить проблемы, которые имеют связь с применением процедуры беспошлинной торговли, а именно: переход на безбумажное оформление, возможность проведения документального контроля до фактического поступления товарной продукции в таможенный орган назначения, возможность интегрирования с информационными системами зарубежных стран и использования в ходе совершения таможенных операций иностранной электронной документации, прозрачность процесса на всех стадиях совершения таможенных операций, автоматический порядок регистрации в очереди таможенного контроля. Несмотря на текущие трудности, применение информационных технологий в таможенной сфере представляет свои позитивные итоги, и технология электронного декларирования применяется все более успешно.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]: (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: httр://www.соnsultаnt.ru. 2. Федеральный закон Президент РФ 289-ФЗ от 03.08.2018 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (в ред. от 28.11.2018). 3. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» //»Собрание законодательства РФ», 15.12.2003, N 50, ст. 4850. 4. Аветисян И.А. Проблемы повышения эффективности государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации // Проблемы развития территории. – 2015. – №2 (76). – С. 120–134. 5. Бойкова М.В. К вопросу об уровнях исследования таможенного дела // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. – 2015. – № 1. – c. 30-35. 6. Донченко Е.С. Эффективность государственного финансового контроля РФ и пути его совершенствования // Актуальные вопросы экономики современной России: сборник статей VII Международной студенческой электронной научной конференции. 2015. 7. Духницкий П. С. Современные технические средства таможенного контроля для досмотра контейнеров [Текст] / П. С. Духницкий // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике : материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 8 мая 2016 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (8). — С. 25–28. 8. Евтеев С.П. О таможенном кодексе ТС евразийского экономического сообщества в контексте противодействия незаконному обороту наркотиков // В сборнике: Противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров в современной России: уголовно-правовой и криминологический аспекты Всероссийская научно-практическая конференция. Под общей редакцией И.И. Батыршина ; Научно-исследовательский центр ФСКН России. 2015. С. 71-75. 9. Зыков А.А., Подзоров Р.А. Проблемы и перспективы развития таможенного контроля //Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях: материалы международной научно-практической конференции. – М.: МУ им. С. Ю. Витте. 2015. С. 525–536.
10. Зыков А.А., Котов А.Ю. Перспективы развития системы таможенного администрирования в условиях формирования Евразийского экономического союза // Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях: материалы международной научно-практической конференции. – М.: МУ им. С. Ю. Витте. 2015. С. 496–508. 11. Кембаев Ж.М. Сравнительно-правовой анализ Комиссий Евразийского и Европейского союзов // Формирование Евразийского союза на постсоветском пространстве: проблемы и перспективы правового регулирования: Международный Научный Институт «Educatio» VIII (15). - 2015. - С. 136. 12. Кошкаров Е. Таможенный аудит: возможности и перспективы в России / Евгений Кошкаров // Интернет-статья. – 2015. – httр://www.tks.ru 13. Маховикова, Г. А. Таможенное дело: учебник для бакалавров, Юрайт, 2016. 14. Новиков, В. Е. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость, Лаборатория знаний, 2016. 15. Петрушко Е.Н., Шкилёв В.В. Актуальные направления повышения эффективности профессиональной деятельности должностных лиц таможенных органов Российской Федерации // Academic science – problems and achievements VII: Proceedings of the Conference. North Charleston, 28-29.09.2015, Vol. 2 – North Charleston, SC, USA: Create Space. – 2015. – Р. 273–297. 16. Петрушко Е.Н., Шкилёв В.В. Основные направления организации процесса управления таможенными органами Российской Федерации // Fundamental science and technology – promising developments VI: Proceedings of the Conference. North Charleston, 3-4.08.2015, – North Charleston, SC, USA: CreateSpace. – 2015. – Р. 281–288. 17. Петрушко Е.Н., Шкилёв В.В. Основные направления совершенствования экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе развития таможенной службы // Научные ведомости Белгородского государственного университета. – Белгород: НИУ «БелГУ» www.modern-j.ru»Теория и практика современной науки» №7(13) 2016 Издательский дом «Белгород». – 2015. – № 19 (216), выпуск 36/1. – С. 91– 95. 18. Романова М.Е. Таможенный кодекс союза - новый этап кодификации законодательства Таможенного союза Европейского союза // Вестник Российской таможенной академии. 2015. № 1 (30). С. 155-161. 19. Халевинская Е.Д. Торговая политика: учебное пособие / Е.Д. Халевинская - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 304 с. 20. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года. // Федеральная таможенная служба. Опубликовано 23.09.2015г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=17220&Itemid=2375 (дата обращения 16.03.2019).