Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Издержки переходного периода выражаются в серьезном ослаблении государственной власти и как следствие - неэффективности механизма государства, рассогласованности в действиях различных элементов его структуры. В связи с чем формирование механизма государства должно исходить, прежде всего, из реального определения направлений развития общества, формулирования целей и функций государства. Как отметил В.В. Путин: «Важно то, что система управления становится все более гибкой и более близкой к людям».
Современному состоянию государственной власти в России, в наибольшей мере отвечало бы формирование модели механизма государства путем сочетания инструментально-организационного, институционально-функционального и ассоциативного подходов. Предложенное направление совершенствования политической власти обеспечит тесную координацию внутренних и внешних усилий государства по защите интересов общества. В этой связи представляется обоснованным обсуждение вопроса о задачах и функциях прокуратуры, что позволит определить статус прокуратуры в механизме государства и внести поправки в действующее законодательство, регламентирующее деятельность этого важнейшего института.
В настоящее время прокуратура Российской Федерации представляет собой сложную иерархическую, системную организацию по осуществлению властных полномочий. В этом учреждении находят свое выражение индивидуальные, групповые и государственные интересы. Прокуратуре присущи безусловная дисциплина и профессионализм в работе сотрудников, индивидуальная инициатива. Поэтому прокуратура России имеет свой облик, профессиональную культуру и репутацию.
Прокуратура перестраивается, когда перестает отвечать избранным целям и когда не способна выполнять возложенные на неё задачи. Организация и деятельность прокуратуры испытывает на себе мощное воздействие ситуативных и глобальных факторов, формирующих новые тенденции в эволюции современного общества. В связи с чем переход к эффективным формам и методам построения и работы прокуратуры стал главным условием качественного функционирования всей системы прокуратуры страны. Смещение акцентов в совершенствовании организации и деятельности прокуратуры с правовых на политические способствует разрушению единой централизованной системы органов и учреждений прокуратуры. Нельзя забывать, что прокуратура -это один из тех органов государственной власти, который обеспечивает не только единство законности на всей территории России, но и целостность страны. И не учитывать этого значения прокуратуры на современном этапе развития российской государственности - это грубейшая политическая ошибка.
Не менее важную проблему в характеристике места и роли прокуратуры в механизме государства порождают коллизии и пробелы в действующем законодательстве, регламентирующем организацию и работу прокуратуры. Примеров такого рода в нормативных правовых актах достаточно. Поэтому исследуемая тема представляется значительной в общей теории государства и права. Это осознается учеными-юристами и практическими работниками прокуратуры - С.Н. Бабаевым, В.П. Беляевым,
С.В. Беляковой, В.Г. Бессарабовым, И.П. Виноградовым, С.П. Желтобрюховым, Л.И. Коптевой, Н.Н. Лапой, В.В. Милинчук, А.Я. Мыцыковым, С.Н. Назаровым, В.И. Рохлиным, А.П. Чугуновым и т.д.
Цель работы-раскрыть роль и место прокуратуры в государстве.
Для реализации цели были постановлены следующие задачи:
Рассмотреть место и роль прокуратуры в государственном управлении.
Анализировать роль и значение органов прокуратуры в становлении законности и правопорядка.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
1. Место и роль прокуратуры в государственном управлении
1.1Понятие и система функций прокуратуры
В Российской Федерации не утихают споры между различными правоведами теоретиками и практиками относительно функций прокуратуры. В этой связи необходимо рассмотреть эти вопросы.
В действующей редакции Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» о функциях, возложенных на прокуратуру, указывается, что органы прокуратуры выполняют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, при этом указывается, что органы прокуратуры выполняют и иные функции, закрепленные федеральным законодательством .
Прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Стоит отметить, что в ст. 3 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» подчеркивается, что на органы прокуратуры не может быть возложено выполнение функций непредусмотренных федеральными законами.
Тем не менее, ни один из действующих законов не содержит исчерпывающего определения и всего перечня осуществляемых функций прокуратуры.
Если обратится к юридической литературе, относительно понятия функций прокуратуры имеются различные суждения, однако большее количество авторов сходятся в следующем. Под функциями прокуратуры следует понимать конкретный вид её деятельности, который предусмотрен федеральным законодательством и обусловленный основным назначением прокурорского органа, что выражается в её задачах, характеризующийся определенным предметом ведения, направленностью на решение определенных задач и использованием присущих этому виду деятельности полномочий и средств.
По убеждению автора, определение является достаточно точным, однако существует распространенность мнения о том, что функции прокуратуры тождественны её основным направлениям деятельности, хоть эти понятия и тесно связаны между собой и нельзя их прямо противопоставить друг другу, но и знак равенства ставить между ними не стоит.
На законодательном уровне четко разграничить между собой эти понятия не удалось. Например, в законе СССР от 30 ноября 1979 года «О прокуратуре СССР» в ст. 3, которая именовалась «Основные направления деятельности прокуратуры», перечислялись не только основные направления деятельности, но и функции, возложенные на прокуратуру того времени. В Федеральном законе от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» в ст. 2, которая именовалась «Цели и направления прокурорской деятельности» фактически перечислялись функции прокуратуры. После внесения изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 года из текста были вовсе исключены основные направления деятельности прокуратуры.
С определенной долей условности можно отметить, что под функциями следует рассматривать виды (иными словами – разновидности, участки) деятельности, совокупность которых составляет содержание деятельности в целом, тогда как основные направления деятельности обусловлены определенными приоритетами, преобладающим характером деятельности, устремленностью к чему-либо.
Рассматривая деятельность, осуществляемую аппаратом органов прокуратуры в виде некого правового поля, на которое проецируются регулируемые законодательно-закрепленные нормы, деятельность прокуратуры можно обозначить, как самостоятельные виды деятельности линейного характера. Каждый из видов деятельности, находит свое отражение в определенной функции, осуществляемой органом прокуратуры. Правильно выбранные основные направления деятельности, обеспечивают не только полную реализацию функций, но и качество получаемых результатов, позволяют, грамотно расставив приоритеты направить усилия на решение самых важных и насущных проблем.
Органы прокуратуры не должны и не могут подменять собой другие государственные структуры направление на достижение законности, а должны с одинаковой интенсивностью проводить надзор за исполнением всех действующих в стране законов, которые затрагивают все сферы правовых отношений. В этом обычно и нет острой необходимости. Здесь должны быть правильно выбраны приоритеты, от обеспечения которых в главной степени зависит состояние правопорядка в государстве в целом, а также в отдельных субъектах, городах, районах. Такие приоритеты в деятельности прокуратуры называются основными направлениями. Основные направления деятельности реализуются с помощью всего комплекса функций, осуществляемых органами прокуратуры в приоритетном, первоочередном порядке и их содержание может изменяться в различные временные периоды.
Таким образом, основные направления деятельности, в отличие от функций прокуратуры, являются менее постоянными значениями, поскольку могут изменяться с учетом складывающейся обстановки и потребностей жизнедеятельности общества. Более того, если функции прокуратуры устанавливаются только федеральными законами и являются едиными по всей стране, то многие основные направления деятельности прокуратуры находят отражения в организационно-распорядительных документах Генерального прокурора РФ и прокуроров субъектов РФ, могут являться актуальными как для всей страны, так и лишь для отдельных регионов.
В настоящее время к одним из основных направлений деятельности прокуратуры можно отнести противодействие коррупции, терроризму, экстремизму, незаконному обороту наркотиков и незаконной игорной деятельности; защиту прав работников на получение заработной платы, а также прав участников долевого строительства жилья, инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны и др.
Совокупность функций обусловливает содержание той деятельности, ради выполнения которой существование и сохранение прокуратуры признается необходимым и социально оправданным. Они же наиболее последовательно и полно определяют место прокуратуры в системе государственных органов.
При этом важнейшим условием эффективности деятельности прокуратуры является полнота, внутренняя взаимосвязанность и взаимообусловленность функций, причем такая взаимообусловленность вытекает из единства задач обеспечения законности и правопорядка.
В силу того, что обязательным признаком функций прокуратуры является установление их федеральным законом, перечень функций должен быть исчерпывающим. Вместе с тем в законодательстве такой перечень четко не обозначен, а вопрос определения видов и количества функций прокуратуры продолжает оставаться дискуссионным.
Прокуратура в рамках своих полномочий и ко
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алисов А.Н. Конституционные функции прокуратуры в России и зарубежных странах: сравнительный анализ // Вестник государственного и муниципального управления. - 2014. - № 3. - С. 26 - 29.
2. Гальченко А.И. Функции прокуратуры Российской Федерации: спорные вопросы // Lex Russica. - 2014. - Т. - XCVI. - № 11. - С. 1346 - 1359.
3. Беляков П.А. Работа с обращениями граждан прокуратур государств - участников СНГ // Правовая инициатива. 2013. №
4. Березовская С.Г. Нормы прокурорского надзора и их место в системе советского права // Вопросы прокурорского надзора. М., 2016, 133с.
5. Бойков А.Д. Третья власть в России. Курск, 2016, 142с..
6. Бровин Г.И. О прокурорско- надзорных правоотношениях // Совершенствование прокурорского надзора в СССР. М., 1973.
7. Буянский С.Г. Прокуратура в условиях административно-правовой реформы, М., 2016.123с.
8. Володина Н.В., Симаков А.В., Сальников Н.В. Роль прокуратуры Российской Федерации в механизме государственной власти // Правовая инициатива. 2013. № 5.78с.
9. Дорская А.А. Развитие юридического образования как составляющая российских правовых реформ: историко-правовой анализ // Юстиция. 2013. № 1., 156 с.
10. Залужная И.А. Деятельность прокуратуры по совершенствованию законодательных актов субъекта Федерации // Правовая инициатива. 2013. № 6.114 с.
11. Коток В.Ф. О системе науки советского государственного права // Советское государство и право. 1959. № 6.
12. Курбанов Р.Д. Прокурорский надзор за исполнением законов в досудебном производстве по уголовным делам о незаконной добыче водных животных и растений: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2002.
13. Курцер К.М. Функции прокуратуры в контексте судебной реформы 1864 года // Правовая инициатива. 2013. № 10. , 99 с.
14. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М., 2001.
15. Мельников Н.В. Конституционные основы организации и деятельности прокуратуры. М., 2010 125 с..
16. Скуратов Ю.И., Шинд В.И. Конституционные основы места прокуратуры в государственном механизме Российской Федерации // Конституционная законность и прокурорский надзор. М., 1994.
17. Фарбер И.Е. Конституционные основы прокурорского надзора в Советском государстве // Советская прокуратура на страже законности. Саратов, 2010.