Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Определение особенностей государственного правления является важным аспектом современного общества. В сложных, постоянно меняющихся условиях люди делают попытки найти наиболее удачную модель политического и социального развития.
Монархическая форма государственного устройства представляет особый интерес, поскольку в современных условиях она значительно обновилась и продолжает обновляться.
Великобритания занимает особое место среди государств с конституционной монархией. Демократизация политической системы этой страны стала итогом длительных реформ, эволюции политических норм, структур, институтов и т. д. Однако роль монарха до сих пор очень значима.
Степень изученности исследуемой темы. К настоящему времени написано множество работ, посвящённых исследованию различных видов современных монархий, однако сравнительного анализа монархии в Великобритании и Дании не представлено.
Объект курсовой работы – современные европейские монархии
Предмет курсовой работы – сравнительный анализ монархии в Великобритании и в Дании.
Хронологические рамки работы. В данной работе проанализировано современное состояние монархии как формы государственного управления ( с начала двадцатого века до современности).
Цель курсовой работы – провести сравнительный анализ монархического строя в Великобритании и в Дании.
Задачи курсовой работы:
1. Провести обзор особенностей современных монархий.
2. Выявить важнейшие признаков монархического строя Дании.
3. Охарактеризовать Великобританию как монархию.
4. Определить сходства и отличия монархии в Великобритании и в Дании.
Источниковой базой данного исследования послужили различные работы учёных в области политологии и социологии (Д. А. Авдеева, М. М. Ангеловой, А. А. Байкова, К. Ю. Барабашиной, И. Г. Ковалёва и др.)
Методической основой исследования стал анализ политико-социологической литературы, а также изучение нормативной документации по исследуемой проблеме, наблюдение, анализ политических процессов.
Научная новизна исследования. Впервые проведён сравнительный анализ монархического строя Великобритании и Дании.
Практическая значимость работы заключается в том, что её материалы могут быть использованы при подготовке студентов при исследовании политических систем.
1. Особенности современных монархий
Монархей (от греч. мonarchia – единовластии, единодержавие) является форма правления, при которой во главе государства стоит монарх, получивший данную власть по принципу престолонаследия. Подданные монарха имеют только те права, которые он им предоставляет.
Существование монархии в современных политических условиях является следствием причины, указанной русским правоведом Ф. Ф. Кокошкиным. По его мнению, сохранению европейских монархий способствовала «традиционная привязанность населения к самой идее монархии» [10].
Монархическая форма правления имеет следующие признаки:
1. Наличие единоличного носителя верховной государственной власти;
2. Власть монарху принадлежит пожизненно
3. Власть монарха переходит по наследству
4. Власть монарха является непроизводной от власти народа, подчеркивается божественное происхождение его власти
5. Юридическая безответственность монарха [2].
В настоящее время монархия значительно отличается от монархии прошлых лет. Так, в прошлом власть монарха всегда обожествлялась. В Японии император до 1945 г. считался сыном богини Солнца Аматерасу. В ст. 1 действующей Конституции Японии говорится о том, что «Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть». В соответствии со ст. 56 Конституции Испании «Король является главой государства, символом его единства и постоянства; он – арбитр и гарант правильного функционирования государственных институтов, – осуществляет высшее представительство испанского государства в международных отношениях, и особенно в отношениях с теми народами, с которыми его связывает историческая общность, и осуществляет функции, которые предоставлены ему Конституцией и законами» [3].
В зависимости от реальной роли монарха, его взаимодействия с высшими органами государственной власти, монархии подразделяются на абсолютные, дуалистические, парламентарные и конституционные. Виды монархии не всегда отражены в конституции. Многое в правовом положении монарха зависит от конституционной практики.
Абсолютная монархия - это старейшая форма правления из всех монархий, существующих в настоящее время. Свой расцвет она получила в период преодоления феодальной раздробленности и создания централизованного государства (ХIV–ХIХ вв.) [4]. При этой форме правления глава государства выступает в качестве единственного субъекта суверенитета: кроме монарха (короля, султана, шейха и т. д.) в стране не действуют иные ветви власти. В абсолютной монархии нет парламента, судебной власти. Монарх самостоятельно назначает членов правительства, осуществляет правосудие, принимает различные акты, обладающие высшей юридической силой. В условиях абсолютной монархии подданные априори юридически бесправны, так как никакими правами монарх их не наделил.
В настоящее время абсолютная монархия раритетна. Примером её служит султанат Оман. Отдельные государства, имеющие данную форму правления, приняли конституции (Непал) и создали парламенты (Бахрейн, Катар, Кувейт). Но фактически вышеперечисленные монархии по-прежнему являются абсолютными, так как конституция в этих странах устанавливают, что вся власть принаделжит монарху, а парламент выступает в качестве консультативного органа [4].
Дуалистическая монархия - это первоначальная форма ограниченной, или конституционной, монархии. Государственная власть при ней разделяется между монархом и парламентом, избираемым народом. Монарх осуществляет исполнительную власть, а парламент – законодательную [7].
Дуалистическую монархию нельзя считать устойчивой формой правления, поскольку каждый из данных органов желает захватить полноту власти. Монарху необходимо вернуть утраченные полномочия, а парламенту – окончательно отстранить монарха от полноты власти.
Правительство, сформированное монархом, несёт ответственность только перед ним самим. Монарх имеет право самостоятельного издания нормативных актов по вопросам, которые не имеют отношения к компетенции парламента [7].
В законодательстве монарх обладает правом абсолютного вето, что позволяет ему отклонять законы, принятые без учёта его мнения. Помимо этого, к полномочиям монарха относятся созыв парламента на сессию и его роспуск. Эти права дают главе государства возможность политического манёвра, выбора наиболее благоприятных условий парламентской деятельности.
Конституционная и парламентарная монархии относятся к ограниченным монархиям. данные формы правления, как правило, функционируют в развитых странах, в которых переход от аграрного строя к индустриальному сопровождался не резким переломом действовавших институтов власти, а последовательным их развитием и адаптацией к новым условиям (Япония, Канада, Нидерланды, Великобритания, Швеция, Австрия и др.). Между этими формами правления нет серьёзного отличия, они разделяются прежде всего по источнику власти монарха [10].
Монархия, которая основана на принципе народного суверенитета, отражённого в выборном парламенте, ограничивающем власть главы государства, является парламентарной. Она характерна для таких государств, как Португалия, Швеция, Испания. В основе конституционной монархии лежит конституция, в которой чётко определены ограничения власти монарха (Австрия, Дания) [4].
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
Источники
1. Акт о парламенте 1911 года // Конституции зарубежныхстран //Сборник документов. –М. Изд. «БЕК»,1998. –29
2. Конституция Великобритании //Конституции зарубежных государств /cост. проф. В.В. Маклаков, 2-еизд., исправ. идоп. –М.: Изд. «БЕК», 1996. –584 с.
Литература
3. Авдеев, Д. А. Классификация форм правления: новый взгляд или поиск критериев // Вестник Тюменского государственного университета. - 2013. – № 9.
4. Ангелова, М.М. Монархия в современной Великобритании -за и против // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. -М.: 2005. -С.233 – 238
5. Байков, А. А. и др., под ред. Завьяловой Е. Б. Основы экономической политологии; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, каф. Экономической политики и государственно-частного партнерства, ––М. : МГИМО-Университет, 2015. –– 412, [1] с. 181-257 –– (Учебники МГИМО).
6. Барабашина, К. Ю. Конституционное право в зарубежных странах: Вопросы и ответы . – СПб. : СПбУУиЭ, 2012. – 220 с.
7. Ковалёв, И. Г. Британская монархия: современная роль и проблема модернизации / И. Г. Ковалев // Политика и общество. – 2015. – № 4. – С. 17 – 19.
8. Ленько А. В. Соединённое королевство Великобритании и Ирландии. – СПб., 2012. – 286 с.
9. Официальный сайт Европейского союза [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://europa.eu/european-union/about-eu/countries_en (Дата обращения: 05.04.2019)
10. Политическая социология: Учебник для вузов / Под ред. Ж.Т. Тощенко. М., 2002. - С. 187.
11. Процюк, И. В. Воплощение принципа разделения власти в дуалистических и парламентских монархиях // Проблемы законности. – 2012. – № 10.- С. 24 – 28.
12. Современные монархии в Европе [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://postnauka.ru/faq/79304 (Дата обращения: 05.04.2019)
13. Современные монархии мира. Инфографика [Электронный ресурс]/Режим доступа: http://www.aif.ru/ (Дата обращения: 05.04.2019)
14. Addison P., Jones H. A Companion to Contemporary Britain 1939-2000.–Oxford, 2005. –583 p
15. Alexander M. A Companion to the Royal Heritage of Britain. –London: Sutton Publishing, 2005. –372 p.;
16. Arscott D. EIIR. Queen Elizabeth II Diamond Jubilee. 60 Years a Queen. A VeryPeculiar History. –London, 2012. –189 p.
17. British Monarchy. Commonwealth members[Electronic resource]//Official site.http://www.royal.gov.uk/MonarchAndCommonwealth/Commonwealthmembers/MembersoftheCommonwealth.aspx
18. Margaret Thatcher, Speech at the Salute to the Task Forcelunch, 1982//Thatcher Archive. –http://www.margaretthatcher.org/speeches/displaydocument.asp?docid=105034
19. Succession to the Crown Bill 2012-13 -Commons Library Research Paper[Electronic resource]//UK Parliament Web Archive. –http://www.parliament.uk/briefing-papers/RP12-81/succession-to-the-crown-bill-201213
20. The United Kingdom’s exit from and new partnership with the European Union Presented to Parliament by the Prime Minister by Command of Her Majesty, Cm 9417. L.: WilliamsLea Group, HMSO, February 2017. P. 5- 6.