Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Договор перевозки грузов – один из наиболее распространенных договоров. Он имеет большое значение для развития экономических отношений: с его помощью осуществляется перемещение грузов во всех направлениях различными видами транспорта.
Перевозка грузов и пассажиров всегда относилась законодательством к деятельности, сопряженной с большим количеством рисков. Характер деятельности предопределял, прежде всего, пониженный по сравнению с другими обязательствами объем ответственности перевозчика.
В настоящее время правовое регулирование договора перевозки грузов характеризуется тем, что содержит большое количество нормативных правовых актов. Так, например, только в отношении перевозки грузов железнодорожным транспортом принято более 26 подзаконных нормативных правовых актов, в отношении перевозки грузов воздушным транспортом – более 17. Многие нормы дублируют нормы законов, а в ряде случаев и противоречат им. Кроме того, что законодательство отличается «терминологическим разнобоем», закономерно возникает вопрос о том, какой термин является более правильным для применения в нормативных правовых актах.
Сказанное определило актуальность выбранной темы курсовой работы.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения в сфере договора перевозки груза на отдельном виде транспорта.
Предметом работы выступают нормы права, регулирующие договор перевозки груза на отдельном виде транспорта.
Целью курсовой работы является анализ договора перевозки груза на отдельном виде транспорта.
Задачами курсовой работы являются:
– раскрыть договор железнодорожной перевозки груза;
– исследовать договора автомобильной перевозки груза;
– охарактеризовать договор морской перевозки груза;
– рассмотреть договор воздушной и речной перевозки груза.
Методологическая база исследования. При решении поставленных задач были использованы важнейшие методы познания, выработанные наукой и практикой. Среди них ведущая роль отведена диалектическому метод. Не менее важную роль играют системно-структурный, исторический, логический, статистический, функциональный, сравнительный и иные методы познания.
Теоретической основой исследования являются труды таких авторов, как: В.К. Андреев, И.А. Перфильева, А.А. Маркелова, И.И. Шатская, А.И. Базаренко, В.А. Мальцев, О.В. Гриднева, К.А. Кузьмин, Т.С. Черевиченко, и др.
Структура работы включает введение, две основные части разбиты на подпункты, в заключении делаются выводы, список литературы содержит учебники, монографии и публикации в периодических изданиях.
Глава 1. Договор перевозки грузов наземного транспорта
1.1. Договор железнодорожной перевозки груза
На сегодняшний день грузоперевозки по железным дорогам являются одним из самых востребованных способов доставки товара. Это связано с большой протяженностью железных дорог, возможностью транспортировки объемных грузов, высоким уровнем безопасности перевозки (например, груз можно транспортировать в закрытых вагонах, что исключает пагубное воздействие окружающей среды), а также независимостью от погодных условий и удобством доставки перевозимого груза даже в небольшие пункты назначения.
В соответствии с гл. 39 ГК РФ, договор перевозки грузов относится к договорам оказания услуг (ст. 779 ГК РФ, ст. 6 УЖТ РФ). Однако транспортные уставы и кодексы нередко используют для раскрытия данного договора термины, характерные для договора подряда. Например, в УЖТ РФ термин «работы» используется для определения отдельных действий, составляющих суть договора перевозки грузов железнодорожным транспортом (в том числе совершаемых при самом заключении рассматриваемого договора).
Так, в ст. 22 УЖТ РФ подача и уборка вагонов, контейнеров, погрузка и выгрузка грузов, грузобагажа, выдача санитарных паспортов, хранение грузов и контейнеров справедливо именуются работами. Такое «смешение» представляется «пережитком» и вызывает повод для дискуссий в отношении право вой природы договора перевозки грузов и возможности применения иного правового регулирования.
Для установления правовых взаимоотношений между перевозчиком и грузоотправителем, а именно взаимных прав и обязанностей сторон при перевозке груза железнодорожным транспортом, заключается договор железнодорожной перевозки груза.
Учитывая наличие взаимных прав и обязанностей у сторон по договору железнодорожной перевозки груза, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, может возникнуть ответственность виновной стороны .
В гражданском праве под ответственностью понимается обеспеченное государственным принуждением возложение предусмотренных законом или договором лишений имущественного характера на лицо, совершившее неправомерное действие. Существование норм об ответственности и применение этих норм призваны способствовать предупреждению неправомерного поведения, восстановлению положения, существовавшего до правонарушения. Ответственность в гражданском праве обладает специфическими чертами, которые отличают данный вид ответственности от иных видов ответственности (например, уголовной, административной). К таким специфическим чертам относится то, что гражданско-правовая ответственность – это всегда имущественная ответственность, которая обеспечивается принуждением, меры гражданской ответственности носят компенсационный характер, данный вид ответственности всегда нормативно обоснован.
Ответственность бывает договорная и внедоговорная. Критерием деления является наличие или отсутствие обязательственных отношений между правонарушителем и управомоченным лицом. В данном случае ответственность договорная, потому что стороны связаны обязательством, а именно договором железнодорожной перевозки груза.
Рассматривая проблемы ответственности сторон по договору железнодорожной перевозки груза необходимо отметить, что в юридической науке существует проблема определения сторон договора. Некоторые авторы считают договор перевозки трехсторонним договором, в котором грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель, как участники гражданских правоотношений, обладают правами и соответствующими обязанностями .
Так согласно положениям Устава железнодорожного транспорта РФ грузополучатель обязан оплатить перевозку груза грузоперевозчику, а в случае невыполнения обязательства, несет ответственность, также в статье 44 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖДТ РФ) на грузополучателя возложена обязанность оплатить грузоперевозчику санитарную обработку контейнеров, в случае неисполнения, на грузополучателя накладывается ответственность, предусмотренная статьей 103 УЖДТ РФ.
Совершенно иной позиции придерживается В.К. Андреев, который считает, что договор железнодорожной перевозки груза является двусторонним и относит данный договор перевозки груза к числу договоров в пользу третьего лица, обосновывая свою позицию тем, что грузополучатель не участвует в заключении договора перевозки груза, за исключением, когда грузоотправитель и грузополучатель совпадают в одном лице .
Следует отметить, что грузоотправитель и грузополучатель взаимными правами и обязанностями в рамках договора перевозки груза не обладают. Каждый из них обладает правами и обязанностями по отношению к перевозчику. Правовая связь между грузоотправителем и перевозчиком возникает из договора перевозки груза, а между грузоотправителем и грузополучателем – из иного договора (купли-продажи, мены, аренды и др.), на основании которого грузополучатель наделяется правом требовать исполнения обязанности перевозчиком как третьим лицом.
Таким образом, исходя из обоснованной позиции В.К. Андреева, который указывает на отсутствие между грузоотправителем и грузополучателем взаимных прав и обязанностей в рамках договора железнодорожной перевозки груза, рассматриваемый договор является двусторонним.
Ответственность грузоотправителя вызывает немало дискуссий среди ученых-юристов, изучающих данный вопрос. Причинами для таких дискуссий служит своего рода двойная ответственность, которой подвергается грузоотправитель. Такой вывод можно сделать из буквального толкования норм Устава железнодорожного транспорта. Согласно статье 94 УЖДТ РФ, грузоотправитель и перевозчик несут ответственность за невыполнение принятой заявки в виде штрафа. Грузоотправитель также уплачивает перевозчику сбор за не предъявление грузов для перевозки на указанную в заявке железнодорожную станцию назначения.
На данную проблему обращает внимание Г.О. Беланова, указывая, что сбор уплачивается не в доход государства, а в пользу перевозчика, при этом взыскание одновременно сбора и штрафа представляет собой, по сути, возложение двух видов ответственности за одно и то же нарушение . Учитывая, что в юридической науке известен принцип недопустимости повторного привлечения к юридической ответственности за одно и то же правонарушение, мы считаем целесообразным предложение об отмене одного из видов ответственности грузоотправителя, а именно, выплаты сбора в пользу грузоперевозчика.
Актуальной проблемой ответственности перевозчика по договору железнодорожной перевозки грузов является объем этой ответственности. Статья 793 Гражданского кодекса РФ устанавливает самостоятельную статью об ответственности за нарушение обязательства по перевозке, согласно которой стороны несут ответственность, установленную ГК РФ,
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 года (Заключена в г. Брюсселе 25.08.1924) // Регистр текстов международных конвенций и других документов, касающихся права международной торговли. Т. II.- Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1973. С. 161 - 174.
2. Йорк-Антверпенские правила 2004 (Приняты в г. Ванкувере 31.05.2004 - 04.06.2004 на Конференции Международного морского комитета) // СПС «КонсультантПлюс».
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. N 5. Ст. 410.
4. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 24.03.1997. N 12. Ст. 1383.
5. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 12.03.2001. N 11. Ст. 1001.
6. Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 13.01.2003. N 2. Ст. 170.
7. Положение о Федеральном агентстве воздушного транспорта: постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 396 // Собрание закононодательства РФ. 2004. № 32. Ст. 3343
8. Приказ Минтранса России от 28.06.2007 N 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» // Российская газета. N 225. 10.10.2007.
9. Андреев В.К. Договор перевозки грузов железнодорожным транспортом в современных условиях // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2017. № 2 (6). С. 45-48.
10. Базаренко А.И. Понятие договора перевозки грузов автомобильным транспортом // Право: история, теория, практика материалы V Международной научной конференции. 2017. С. 35-38.
11. Беланова Г.О. Договоры, связанные с перевозкой грузов железнодорожным транспортом // Закон и право. 2017. № 6. С. 57-59.
12. Иванова С.Г. Договор перевозки как разновидность договора возмездного оказания услуг // Российское государствоведение. 2016. № 4. С. 44-67.
13. Казан Т.Г. Правовое регулирование воздушных перевозок // Роль инноваций в трансформации современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 6 частях. 2017. С. 164-167.
14. Кузьмин К.А., Черевиченко Т.С. Проблемы правового регулирования морской перевозки грузов // Современные научные исследования и разработки. 2017. № 8 (16). С. 296-299.
15. Малыхина В.И. К вопросу о правовой природе договора перевозки грузов автомобильным транспортом // Конституционно-правовое регулирование общественных отношений: теория, методология, практика Материалы международной научно-практической конференции. 2018. С. 147-151.
16. Мальцев В.А., Гриднева О.В. Особенности правового регулирования перевозок на воздушном транспорте в Российской Федерации // Транспортное право и безопасность. 2018. № 1 (25). С. 9-17.
17. Мареева А.И. Современное состояние внутреннего водного транспорта Российской Федерации // ADVANCED SCIENCE: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 88-90.
18. Маркелова А.А. Понятие договора перевозки // Актуальные вопросы устойчивого развития России в исследованиях студентов: управленческий, правовой и социально-экономический аспекты Материалы XVI Всероссийской студенческой научно-практической конференции. В 2-х частях. Ответственный редактор С.В. Нечаева. 2018. С. 264-266.
19. Перфильева И.А. Особенности правового регулирования железнодорожной перевозки грузов // Транспортная инфраструктура Сибирского региона. 2017. Т. 2. С. 737-741.
20. Присняк В.С. Договор морской перевозки грузов // Общество, право, личность: вопросы взаимодействия в современном мире: Сборник статей международной научно-практической заочной конференции. Международный университет «МИТСО». 2016. С. 113-114.
21. Салихов З.И. Договор международной перевозки грузов железнодорожным транспортом // Государствоведение и права человека. 2017. № 2 (06). С. 126-128.
22. Сотскова О.С. Некоторые особенности заключения договора воздушной перевозки груза // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2018. № 5 (124). С. 146-149.
23. Шатская И.И. Регулирование и организация грузоперевозок железнодорожным транспортом // Транспортное право и безопасность. 2018. № 1 (25). С. 18-26.