Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В современных условиях, в связи с формированием новых стандартов образования, наряду с изменением учебно-воспитательного процесса происходит переосмысление ценностей, во главу угла в воспитании и развитии личности становится создание таких условий, при которых бы в полной мере раскрывался индивидуальный возрастной потенциал ребенка. Сегодня на активное обсуждение вынесены вопросы возможности гендерного подхода в воспитании детей, воспитание основ гендерной культуры, в связи с этим проводятся активные исследования в педагогике, психологии и логопедии.
Многие ученые и специалисты затрагивают вопросы гендерного подхода опираясь не только на половое различие, но и подчеркивая психологические отличия между полами, а также различия в речи детей. Изучаются особенности общения, мышления, поведения мальчиков и девочек, проводятся исследования в области гендерной социализации. За последние годы был создан ряд методической литературы в помощь педагогам в реализации гендерного подхода в воспитании, в которых рассматриваются особенности развития мальчиков и девочек и специфика воспитательной и обучающей работы с учетом данных особенностей. Таким образом, гендерное воспитание становится одним из важнейших направлений в образовательном процессе, а использованием гендерного подхода в процессе воспитания и обучения позволяет специалистам сделать занятия более продуктивными и интересными.
Объектом исследования в работе выступает гендерный подход в воспитании детей.
Предметом исследования является использование гендерного подхода в логопедии.
Цель работы: проанализировать особенности гендерного подхода в логопедической работе.
Гипотеза исследования: реализация гендерного подхода в логопедии позволит улучшить логопедические занятия и сделать их более продуктивными и интересными для мальчиков и девочек.
Достижение поставленной цели и выдвинутой гипотезы потребовало решения следующих задач:
1. Изучить и систематизировать теоретические материалы, характеризующие основные особенности гендерного подхода в обучении и воспитании.
2. Рассмотреть гендерные особенности мальчиков и девочек.
3. Охарактеризовать проблему гендерного развития и воспитания детей.
4. Проанализировать особенности применения гендерного подхода в логопедической работе.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды ученых в области педагогики: М.М. Ананьевой, Л.В. Климиной, В.В. Скидан, Т.Н. Доронова. Весомый вклад в изучение гендерного подхода внесли Н.А. Виноградова и Н.В. Микляева, В.А. Геодакян, В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман, В.Е. Каган, В.Н. Клейн, определенный вклад в развитие гендерного подхода в логопедии внесли И.А. Волошина, Л. Чистякова, О.С. Руднева В.Н. Самойлова.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. Теоретический анализ гендерного подхода в обучении и воспитании
1.1 Гендерная идентичность как структурный компонент личности
Идентичность (от лат. identicus — тождественный, одинаковый) представляет собой осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и личностных состояний. Основоположник теории идентичности Эрик Эриксон указывает, что она, является своего рода эпицентром жизненного цикла каждого человека. Идентичность оформляется в подростковом возрасте и от ее качественных характеристик зависит функциональность личности во взрослой самостоятельной жизни. Идентичность обусловливает способность индивида к ассимиляции личностного и социального опыта и поддержанию собственной цельности и субъектности в подверженном изменениям внешнем мире.
Гендерная идентичность – это результат сложного процесса согласования всех факторов, который протекает в субъективном, внутреннем психологическом мире личности. В ходе этого процесса человек решает задачу принятия или выработки способов социокультурной презентации своих качеств в той манере и форме, которая отвечает его собственным личностным особенностям и смыслам [7, c. 24].
В современной научной литературе ставится вопрос о необходимости различать половую и гендерную идентичности. Психологи, социологи, педагоги предпочитают употреблять термин «гендер», подчеркивая тем самым, что многие различия между мужчинами и женщинами создаются культурой и идеологией, тогда как слово «пол» подразумевает, что все различия являются прямым следствием биологического пола». В феномене половой идентичности в первую очередь акцентируются телесные признаки, на основе которых формируется идентичность человека как представителя определенного пола. В гендерной идентичности на первый план выходят социокультурные и психологические параметры категорий «мужское» и «женское», в соответствии с которыми человек идентифицирует себя с конкретной гендерной группой, конструируя свою идентичность как представитель какого-либо пола [6, c.27].
Итак, гендерная идентичность - это осознание себя связанным с культурными обозначениями мужественности и женственности. К значимым функциям гендерной идентичности, как компонента самосознания личности, можно отнести следующие: обеспечение внутренней согласованности; интерпретация социального опыта и соразмерение своих способностей с социальными возможностями, предоставляемыми обществом; регуляция поведения и деятельности. Особенностью гендерной идентичности следует признать ее динамический, незавершенный характер, изменяемость на протяжении жизни человека. Под влиянием новых культурных, духовных, экономических факторов происходит трансформация гендерной идентичности, меняются ценностно-смысловые установки личности, личность выбирает новые социальные роли и ориентиры, конструирует социальный мир. Процесс гендерной идентификации, как фактор и механизм развития личности, повышает адаптивные возможности человека, способствует самоактуализации женщины и мужчины, утверждает тождественность и уникальность каждого
Идея андрогинности, получившая распространение в гендерной психологии в 70-80-е гг. ХХ века, связана с именем С. Бем. С. Бем привлекла для объяснения различных вариаций гендерной идентичности свою гипотезу о существовании 3 типов людей с различной гендерной идентичностью: с преобладанием фемининных характеристик, с преобладанием маскулинных характеристик и андрогинных, то есть тех, у кого наблюдается баланс маскулинных и фемининных характеристик. При этом наиболее привлекательным исследовательнице казался третий тип, который, по ее мнению, позволял личности реализовать творческие наклонности и обеспечивал психологический комфорт [7, c. 112].
Структурные характеристики гендерной идентичности личности могут быть раскрыты через понятия «объективное гендерное пространство» и «субъективное гендерное пространство» личностной бытийности. Объективное гендерное пространство личностной бытийности – это собственно гендер или сложная динамическая система внешних биосоциокультурных факторов, предваряющих развитие психических явлений и состояний и фиксированных в следующих фактах бытия личности: среда – гендерные стереотипы и эталоны, организм – гендерная телесность, деятельность – гендерные роли. [6, с. 82]
В психологическом (субъективном) пространстве гендер как осваиваемая внешняя данность оформляется в гендерную идентичность, где три пространства личностной бытийности воссоздаются как взаимосвязанные, взаимопересекающиеся пространства в действенном и смысловом слое. В действенном (бытийном) и смысловом слоях это особые смысловые конструкты:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аннаева М.М. Гендерный подход к воспитанию дошкольников. – М.: ИНФРА-М, 2010.- 311 с.
2. Аманатова М.М. Справочник логопеда.– М.: ЭСКМО, 2010.- 115 с.
3. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: ЭСКМО, 2010.- 245 с.
4. Берн Ш. Гендерная психология. – М.: Просвещение, 2009. – 128 с.
5. Богданович И.Ф. Гендерные особенности. – М.: ИНФРА-М, 2010.- 169 с.
6. Виноградова Н.А. Формирование гендерной идентичности. – М.: ПРОФИ, 2010.- 327 с.
7. Воронина О.А. Гендерные аспекты идентичности. -М.: Просвещение, 2010.- 245 с.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: ЭСКМО, 2010.- 245 с.
9. Волина В.А. Учимся играя. – М.: Дрофа, 2009. - 125 с.
10. Волкова Л.С. Логопедия – М.: ВЛАДОС, 2009.- 703 с.
11. Елисеева Т.А. Л.В. Климина, О.С. Хрон. Реализация гендерного подхода в условиях внедрения ФГОС ДО. Образовательная деятельность, индивидуальные, образовательные маршруты. – Волгоград.: Учитель, 2016. – 120 с.
12. Ефименкова Л.Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда. – М.: Просвещение, 2009. – 118 с.
13. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. – М.: ЭСКМО, 2012.- 291 с.
14. Земская Е.А. Особенности мужской и женской речи. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 304 с.
15. Ильченко Л.В. Развитие психологического пола ребенка-дошкольника. – СПб.: АЛЬЯНС, 2010.- 219 с.
16. Кириллина А.В. Гендер: лингвистические аспекты: Метод, пособие. – М.: Дрофа, 2010. - 160 с.
17. Климина Л.В. Гендерный подход к образованию дошкольников. - М.: ИНФРА-М, 2010. – 185 с.
18. Климина Л.В. Теоретические основы реализации гендерного подхода в современном дошкольном образовательном учреждении // Дошкольное воспитание -2012. - № 5. – С. 91-94.
19. Нагель О. О гендерном образовании дошкольников// Учебно-методическое пособие – М.: ИНФРА-М, 2010.- 111 с.
20. Нохрина В.Н. Гендерное развитие детей дошкольного возраста// Методич. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2009.- 94 с.
21. Переходникова Н.В. Особенности гендерного подхода в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2009. - 224 с.
22. Самойлова В.М. Гендерные отличия познавательной активности детей. – М.: Владос, 2009. -125 с.
23. Скидан В.В. Развитие речи мальчиков и девочек. - М.: ИНФРА-М, 2010.- 240 с.
24. Соколова С.Е. Гендерные различия в развитии речи детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика – 2013. - № 2. - С.14-17.
25. Улисных А. А. Учет гендерных особенностей дошкольников в воспитательно-образовательном процессе// Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 97-102.
26. Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира // Учебно-методическое пособие – М.: ИНФРА-М, 2010.- 112 с.
27. Цельнер Е.И. Особенности применения гендерного подхода в логопедической работе. – М.: ПРОФИ, 2010.- 112 с.
28. Чекалина А.А. Гендерная психология. – СПб.: АЛЬЯНС, 2010.- 229 с.
29. Шелухина И.П. Мальчики и девочки. Дифференцированный подход к воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: АЛЬЯНС, 2010.- 229 с.