Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сегодня многие родители и педагоги, к большому сожалению, недооценивают важность развития у своего ребенка такого психического процесса, как воображение. Мамы и папы, как правило, переживают лишь за здоровье детей и их подготовку к школе. Конечно, заботиться о том, чтобы малыш рос крепким и выносливым, просто необходимо. А вот что касается второго вопроса, то здесь родители порой перегибают палку. Они начинают обучать свое чадо чуть ли не с пеленок, превращая все то, что находится вокруг него, в своеобразную школу. Жизнь маленького человечка в таком случае начинает подчиняться практически одной задаче. Его начинают готовить к школе, причем взрослые стремятся сделать это как можно лучше. К сожалению, подобный подход не оправдывает себя.
Актуальность работы. На сегодняшний день все большее количество детей отличаются начитанностью, умением пользоваться компьютером, они обладают многими знаниями, но при этом психологически совершенно не готовы к роли учеников. А дело все в том, что ведущей деятельностью для дошкольников является игра, во время которой у них развивается такая способность, как воображение. И если малыш в своем возрасте недоиграл и недофантазировал, то учеба в школе будет даваться ему с трудом. Ведь готовность к образовательному процессу - это вовсе не сумма каких-либо навыков, умений и знаний. Она выражается в цепи психического развития, которая приводит к появлению «умных» эмоций и способности предвосхищать исход тех или иных событий, выйдя за их границы.
Творческое воображение – сложный психический процесс. Воображение - самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности, то есть деятельности, в результате которой возникают оригинальные и ценные продукты. Воображение присутствует в любой форме деятельности и поведения ребенка.
Сейчас часто поднимают вопрос о том, как на умственное развитие ребенка влияет воображение.
Ценность в том, что при отсутствии полноты знаний воображение позволяет принять решение, при этом пути решения проблемы нередко недостаточно точны, нестроги, в том и ограниченность воображения.
Л.С. Выготский отмечал, что "воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений". Он считал, что "привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением".
Рубинштейн Л.С. утверждал, что воображение "может быть только у человека. Только человек, имея полученные ранее знания и опыт, может создать себе картину, чего он сам не видел, и чего на самом деле нет.
Дубровина И.В., считала, что "воображение – это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы".
У детей дошкольников формируется образ себя самого посредством установления связей между информацией, которую они получают в процессе общения и собственным опытом ребенка. В общении со взрослыми и сверстниками, узнавая и сравнивая себя с ними, ребенок получает знания не только о другом человеке, но и о себе.
Опыт ребенка формируется постепенно. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка совсем другое. Интересы ребенка и интересы взрослого различны и поэтому естественно, что воображение у ребенка иначе работает, чем у взрослого.
Актуальность данной темы состоит в том, развитие воображения у старших дошкольников является одной из главных задач в процессе воспитания ребенка.
Цель исследования: изучить особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
Объектом курсовой работы является развитие воображения у детей дошкольного возраста.
Предметом является воображение у старших дошкольников через различные методы.
Гипотеза исследования – проведение экспериментальногоисследования по диагностике воображения у старших дошкольников способствует выявлению особенностей развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи курсовой работы:
• Раскрыть особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста
• Изучить методы и способы развития воображения дошкольника
• Рассмотреть опыт педагогов практиков по развитию воображения у дошкольников
Теоретическую основу исследования по вопросам развития воображения составили работы Боровик О. В., Выготского Л.С., Давидчук А.Н., Комаровой Л.Г.,Марцинковской Т.Д., Немова Р.С.
Методы исследования:
метод анализа научной литературы;
метод описания;
метод количественного подсчета.
База исследования:
• МДОАУ «Детский сад №11 «Родничок» г. Омска». Общее количество детей, принявших участие в исследовании – 11 человек.
• воспитанники Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка» детский сад № 6 г. Омска, старшей группы, дети 5-6 лет, в количестве 22 человек.
Всего в эксперементах приняло участие 33 дошкольника.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что
результаты проведенного исследования могут использоваться при составлении дальнейшего плана воспитательной работы детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты проведенной работы могут внести вклад в воспитателей дошкольников.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
В заключении обобщены результаты проведенного теоретического исследования, сформулированы основные выводы.
В библиографическом списке приводятся научные труды, изученные
в ходе исследования.
1. Теоретический анализ проблемы изучения воображения у детей дошкольного возраста
1.1.Особенности развития воображения детей дошкольного возраста
К дошкольному возрасту у ребенка формируется определенный кругозор и появляется база навыков. Он уже может адекватно оценивать свои действия и окружающих людей, также может дать самооценку своей внешности, характеру и поведению. Все умения для жизнедеятельности у него уже развиты, родителю остается подкорректировать их перед вступлением в новую жизнь. Чтобы не навредить ему, требуется учитывать психологические навыки детей 5-6 лет.
Основная потребность ребенка в этом возрасте – это общение со сверстниками и взрослыми людьми. Делает он это с помощью речи и специальных жестов. Категорически не рекомендуется его игнорировать, так как это может негативно отразиться на его дальнейшем развитии. Выделяют такую возрастную психологическую особенность для детей 5-6 лет, как «почемучка». Ребенка начинает интересовать все вокруг, он задает родителям самые разнообразные вопросы и желает получить максимально подробный ответ на них. Многие мамы и папы ввиду своей занятости ругают ребенка и просят не спрашивать всякие глупости. Стоит учесть, что именно на этом этапе у него развивается воображение, память, внимание, мышление и восприятие. Своим неверным действием можно нарушить этот естественный процесс.
Изучая вопрос о психологических особенностях детей 5-6 лет, следует помнить, что каждый ребенок – это индивидуальная личность, и развивается она абсолютно иным способом. Если соседский сын отлично знает английский язык, это вовсе не говорит о том, что в срочном порядке нужно искать соответствующего педагога. Возможно, есть другие сферы, в которых превосходит именно ваш ребенок.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. Для учителя / Л.С. Выготский. - Москва: Просвещение, 2007. - 93 с.
2. Дьяченко, О.М., Об активизации воображения дошкольников / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1987. - № 1. - С. 44 - 51.
3. Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой / Л.Б. Фесюкова. - Харьков: Фолио, 2000. - 464 с.
4. Чижова И. И. Развитие воображение дошкольников в процессе сочинения сказок / И. И. Чижова // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). - Санкт - Петербург: Заневская площадь, 2014. - С. 65-68.
5. Боровик О. В. Развитие воображения [Текст]: Методические рекомендации/ О.В. Боровик – М.: ООО "ЦГЛ "Рон"" 2000. – 112 с.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: Психол. очерк: кн. для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
7. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества [Текст]: методические указания/ А.Н. Давидчук – М: Просвещение 2005. –253 с.
8. Комарова Л.Г. Строим из лего [Текст]: методические рекомендации / Л.Г. Комарова - М. Линк-Пресс, 2001. – 63 с.
9. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология [Текст]: учебник/ Т.Д. Марцинковская – М: Гардарики – 2000. – 255 с.
10. Немов Р.С. Психология [Текст]: Учеб. пособие – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС 2003. – 688 с.
11. Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии [Текст]: уч. пособие / Г.А. Урунтаева – М: Академия, 2005. – 35 с.
12. Фешина Е.В. Легоконструирование в детском саду [Текст]: методические рекомендации/ Е.В. Фешина – М: Сфера, 2012. – 144 с.