Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Афазия входит в категорию тяжелых нарушений речи центрального органического происхождения. Часто она возникает в пожилом возрасте в следствии нарушений мозгового кровообращения.
Афазии могут проявляться как нарушения фонематической, синтак-сической и морфологической структуры собственной речи и понимания обращенной речи при сохранении движений речевого аппарата, которые обеспечивают членораздельное произношение, и элементарных форм слу-ха. Афазии необходимо отделить от других речевых расстройств, которые возникают при поражениях головного мозга: дизартрии (нарушения про-изношения без утраты понимания речи на слух, письма и чтения), аномии (сложностей называния стимулов определенной модальности по причине нарушения взаимодействия между полушариями мозга), алалий (рас-стройств речи в детском возрасте в форме недоразвития всех видов рече-вой деятельности), моторных нарушений речи, которые связаны с пораже-нием подкорковых двигательных механизмов и так далее.
Многие ученые, занимавшиеся изучением афазии отразили результа-ты своих исследований в следующих работах: В.М. Тарновский «Некото-рые формы сифилитической афазии», В. М. Коган, А. Кожевников «Афа-зия и центральный орган речи», К.Гольштейн «Афазия», Г.К. Липман «Моторная афазия и апраксия», Э.С. Бейн «Парафазии при различных ви-дах афазии», «Афазия и пути ее преодоления», М.С. Лебединский «Афа-зия, агнозия, апраксия», А.Р. Лурия «Травматическая афазия», и др. В ре-зультате проведенных исследований были определены следующие формы афазии: сенсорная, моторная, амнестическая, тотальная.
В наши дни продолжены исследования в области афазий (И.Т. Вла-сенко, Е.Н. Правдина-Винарская, В.М. Шкловский, М.К. Бурлакова, Т.Г. Визель, Л.С. Цветкова, и др.).
В последние десятилетия усилился практический и теоретический ин-терес к проблеме афазии, ее динамике, спонтанного изменения дефектов речи и роли рационального восстановительного обучения. Многие ученые классифицируют изучение афазии, ее динамики и методов ее преодоления как самостоятельную сферу знаний: афазиологию. Постоянная работа, направленная на преодоление данных дефектов речи, дала возможности для наблюдения состояния речи при афазии в течение длительного вре-менного периода и привела к большому интересу специалистов, изучаю-щих динамику речи при афазии.
Разные исследователи выделяют разные факторы, которые влияют при афазии на динамику речи, но все они сходились в том, что следующие факторы, такие, как локализация и степень поражения мозга, уровень об-разования и возраст пациента, форма афазии и исходная степень тяжести нарушения, а также меры, которые были предприняты для устранения де-фекта, являются реально действующими и важными предпосылками дина-мики речи при афазиях.
Не случайно внимание к данному вопросу не проходит, так как ис-следование этого сложнейшего явления открывает пути к пониманию мно-жества фундаментальных теоретических и методологических вопросов нейропсихологии и психологии, дефектологии и неврологии, психолингви-стики и лингвистики.
Продолжающиеся исследования афазии также имеют связь и с запро-сами практики: реабилитационной и диагностической. Клиника афазии нуждается в более точных знаниях о ней и в эффективных, научно обосно-ванных подходах к диагностике афазии и их преодолению.
В литературе, посвященной проблемам логопедии вопросы клиниче-ского аспекта освещаются недостаточно: очень обобщенно и кратко, по-этому исследование данного вопроса является весьма актуальным. В свя-зи с вышесказанным, была определена тема исследования: «Коррекцион-но-восстановительная работа при моторной афазии у взрослых».
Целью данной работы является изучение теоретических основ по проблемам двух типов моторной афазии (афферентной и эфферентной), также рассмотрение методов восстановления устной речи при моторных формах афазии.
Объектом исследования является логопедическая работа по пре-одолению моторной афазии как нарушения речевой функции у больных с афферентной и эфферентной формами афазии.
Предметом исследования является содержание, этапы и организа-ция логопедической работы с больными афазией в остром периоде заболе-вания с использованием различных методик восстановления речи.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие зада-чи:
-изучить проблему афазии в трудах исследователей;
-изучить взаимосвязь нейропсихологии с афазическими расстрой-ствами;
- описать специфику нейропсихологических нарушений при различ-ных формах афазии;
- описать труды А.Р. Лурия и современную концепцию нейрореаби-литации;
- изучить основные направления преодолевания нейропсихологиче-ских расстройств при афазии;
- провести эксперимент - обследование и составление плана реаби-литации пациента с афазией.
Глава 1. Проблема афазии в трудах исследователей
1.1 Открытие учеными двух форм афазий
Исследование афазии – это одна из классических и старейших про-блем психологии и неврологии, которая насчитывает не менее двух столе-тий.
Исследования афазий связаны с известными всему миру учеными, имена которых не сходили со страниц монографий и учебников психиат-ров и неврологов, физиологов и анатомов XIX столетия, позднее - психо-логов и нейропсихологов, логопедов и дефектологов XX столетия. К при-меру, очень известны работы врачей Даксов (отца и сына), Галля, физио-лога Флуренса и так далее. Особенное место имеют исследования извест-ных неврологов конца XIX столетия К. Вернике, П. Брока, Л. Лихтгейма, П. Мари, Дж. Джексона, К. Клайста, А.Пика, и дргих. В начале и середине XX столетия получили широкую известность и работы российских невро-логов В.М. Бехтерова, А. Кожевникова, В.М. Аствацатурова, В.В. Болото-ва, и др. Позже к данную проблему изучали и известные психологи Л.С. Выготский, М.С. Лебединский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Э.С. Бейн, В.М. Коган, А.Н. Леонтьев, клиницисты В.К. Орфинская, Л. Столярова, Ф.В. Бассин, М.Б. Кроль, Н.Н. Трауготт и другие исследователи. [ 17, с. 65]
Проблемам афазии были заняты и известные врачи – вначале это были анатомы, хирурги, позже - неврологи и психиатры, и в XX веке афа-зия стала предметом исследования не только психиатров, неврологов и физиологов, но нейропсихологов и психологов, логопедов и дефектологов. [ 9, с. 154]
В исследовании о локализации психических процессов в головном мозге человека, отдельных зон коры головного мозга и функциональной роли мозга в общем и становления учения о локализации афазии и речи существовали две противоположных точки зрения. Одна из них принад-лежит знаменитому венскому врачу (анатому и физиологу) Францу Иоси-фу Галля (1810 год).
Он является автором идеи о дифференцировании зон мозга и их свя-зям с различными психическими функциями и мысль о локализации речи в переднем (из трех) желудочке. Это и явилось первым этапом обоснования учения об афазиях и их локализациях в мозге.
Ф.И. Галль указывал на локализацию речи в лобных долях коры мозга. Он является автором концепции об узкой локализации психических способностей, по которой каждая из психических функций имеет жесткие связи с работой групп клеток мозга.
Вторую точку зрения высказал физиолог из Франции Флуранс (1824 год). Основываясь на своих опытах, он пришел к заключению о невозмож-ности разделения функций коры мозга по его участкам. Данная точка зре-ния продержалась более 80 лет. Возражения поступали только от клини-цистов, на- много лет опередившие физиологов в сфере признания разных ролей определенных участков мозга в психических функциях. К примеру, Буйо уже в 1825 году, опираясь на изучение мозга людей, утративших речь, писал, что мозговая регуляция движений, которые необходимы для речи, производится лобными долями.
Этот (второй) этап развития исследований афазий, и, в первую оче-редь, вопросы о локализации психических функций в коре головного моз-га, начался в 60-х годах и длился до конца XIX - начала XX столетия. [ 5, с. 95]
Для этого этапа самыми существенными стали два открытия - разде-ление афазии на две формы, одна из которых была полно исследована П. Брока и определение сенсорной афазии К. Вернике. Последний дал пер-вым подробное описание речевых нарушений, которые возникают в ре-зультате поражения задней трети верхней височной извилины коры левого полушария, вызывающее нарушение понимания речи (1874 год).
С 1910 года начался третий этап исследования афазии. Он был начат с работ английского невролога Дж. Х. Джексона. Его считают основопо-ложником блестящей идеи о том, что зоны поражений мозга могут не сов-падать с зонами локализаций психических функций. Он одним из первых определил
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Аносов Н.Н., Виленский Б.С. Инфаркт мозга. - Л.: «Феникс», 2014
2. Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ афазии. О локализации построения высказывания. - М.: Теревинф, 2013.
3. Бадалян Л.О., Детская неврология, - M.: «Медицина», 2010. – 338 с.
4. Бейн Э.С. Афазия и пути ее преодоления. - Л.: «Медицина», 1964.
5. Бейн Э.С. и Овчарова П.А. Клиника и лечение афазий. - С-П.: «Питер Пресс», 2014. - 456с.
6. Бернштейн Н.А. О построении движений. - М.: Медгиз, 1947. - 255с.
7. Бурлакова М.К. Речь и афазия. - М.: Медицина. 2013- 279с.
8. Бурлакова М.К. Речь и афазия. М.: Медицина, 2012.
9. Визель Т.Г. Нейролингвистическая классификация афазий // Глезер-ман Т.Б. Нейрофизиологические основы нарушения мышления при афа-зии. - М.: Наука, 2014. - с.154
10. Визель Т.Г. Нейролингвистический анализ атипичных форм афазии (системный интегративный подход): автореф. докт. дис. - М., 2012.
11. Винарская Е.Н. Клинические проблемы афазии (Нейролингвистиче-ский анализ). М.: Изд-во «Медицина», 1971.
12. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
13. Иссельбахер А. Справочник Харрисона по внутренним болезням. - С.-П.: Изд-во Питер Пресс, 2016
14. Логопедия: под ред. Л. С. Волковой. - М. «Владос», 2016. - 703с.
15. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М.: Академический Проект, 2012
16. Лурия А.Р. Основы Нейропсихологии, - М.: «Просвещение»,1980
17. Лурия А.Р. Травматическая афазия. - М.: АМН РСФСР, 1947. - 367с.
18. Тонконогий И.М. Инсульт и Афазия. Изд-во «Медицина» Ленин-градское отделение 1968.