Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования обуславливается тем, что сегодняшнее общество – является
обществом глобальных меняющихся процессов и так же глобальных общечеловеческих проблем,
среди которых выделяется отдельно – это проблема изменения гендерной культуры и гендерных
стереотипов, которые очень влияют на разные стороны социальной жизни человека.
Еще каких-то 15-20 лет назад в нашей стране о существовании подобной области социального
знания, как гендерные отношения, немногие знали – это те, кто читал труды западных авторов,
где в названии было написано малознакомое слово. С процессами перестроек, которые
происходили в нашей стране, и расширением социального знания в обществе, начинают
развиваться программы по гендерным и женским исследованиям. В решении многих задач,
использование гендерного подхода все более начинают приобретать социальную норму. Не
исключением становятся и исследование влияния гендерных аспектов на управление персоналом.
1 Теоретические основы формирования гендерной теории
3
1.1 Гендер как культурная метафора
В современном обществе, проблема в определении и закреплении гендерной идентичности
становится все более злободневной. В том, что формирование гражданской, семейной, гендерной
принадлежности, системы ценностей и патриотических чувств – это необходимые условия
процесса социализации личности, в чем сомнений нет.
В современном обществе принято различать понятия гендера и пола.
Пол – это биологическая характеристика человека, которая определяет отличительные признаки
женщины и мужчины на анатомическом, хромосомном, репродуктивном и гормональном
уровнях .
Под гендером имеется в виду социальный пол человека, различия между женщинами и
мужчинами, которые зависят от социальных условий . В качестве таковых условий могут выступать
система общественного разделения труда, социальные функции, культурные стереотипы и др.
Таким образом, гендер – как социокультурный феномен, означающий, что значит быть женщиной
/ мужчиной в определенном обществе.
Например, если мужчина занимается воспитанием своих детей и не работает, то его поведение в
традиционном обществе будет считаться, с точки зрения гендерных ролей, немужским
(нетипичным). Но, несмотря на это, по биологическим характеристикам этот человек не
становится «менее мужчиной». Что же касается приемлемости тех либо иных норм, которые
определяет гендерная принадлежность человека, то они задаются изначально самим обществом
и его культурой.
Концепция гендера, в американской социологической теории формировалась постепенно. При
этом на различных ступенях развития подобной концепции в центре внимания были разные
аспекты:
гендер с позиции социальных ролей женщины и мужчины,
гендер как выражение отношений власти,
гендер в качестве контроля за поведением женщины и мужчины,
гендер в качестве особенного социального института.
1.2. Типы гендерной принадлежности
В соответствии концепции Сандры Бем, надо выделять 3-и типа гендерной принадлежности:
андрогинный, фемининный и маскулинный, рис. 1.
В основе гендерного подхода лежит теория социального конструирования реальности Томаса
Лукмана (1927) и Питера Бергера (1929). «Революционным» положением этого подхода
становится идея о том, что гендерные роли врожденного характера не имеют, а формируются в
процессе взаимодействия людей в обществе. Соответственно, формирование гражданской,
семейной, гендерной принадлежности личности проходить должно с учетом, ее, прежде всего,
индивидуально-психологических особенностей (темперамент, характер, способности, интересы и
4
др.), а не пола. Как мужчина, так и женщина могут выполнять те виды деятельности, к который им
больше нравиться. В современном обществе, к примеру, уже давно стали привычными женщиныруководители, мужчины-модельеры и др.
Однако, стереотипность мышления в обществе относительно гендерных ролей продолжает
существовать. Таким образом, сторонники гендерного подхода проводят идею о том, что
формирование гендерной принадлежности должно, прежде всего, обуславливаться его
личностными особенностями.
2 Сравнительный анализ мужского и женского стилей управления
2.1. Гендерные различия руководителей
В управленческой практике гендерные аспекты охватывают особенности различных подходов к
руководству личностью и коллективом, особенности межличностных отношений с учетом
женской и мужской психики и присущих черт интеллекта.
Разные исследования по сравнению психологических и деловых качеств мужчины и женщины
показали, что по некоторым анализируемым параметрам существуют определенные отличия.
Вместе с тем, в серьезных научных экспериментах не нашли подтверждения кое-какие мнения об
отличиях в умственных возможностях, способностях к обучению, качествах темперамента и
характера у представителей обоих полов. В результате были сделаны выводы, что женщины
имеются качества, которые определяют их очень благоприятные возможности для
результативной управленческой работы. В общем виде они представлены в таблице.
Женщины, которые мечтают войти в деловой мир, зачастую желают знать особенности женщины
руководителя, что они заключают в себе и как этого достичь.
В настоящее время, женщины доказали свою состоятельность в деловой сфере. И не смотря на то,
что далеко не все мужчины умеют работать под руководством женщины, практикой доказано, что
женщина-руководитель справляется с обязанностями хорошо, хотя и совершенно иначе, чем
мужчина.
Особенности женщины руководителя:
Она мотивирует себя на работу немного по-другому. Все знают о пирамиде Маслоу, которая
отображает уровни мотивации сотрудников. Так вот, по сравнению с мужчинами, для женщины
она немного отличается. Мало того, в отношении женщин эта пирамида более изменчива и
подвижна, женщинам присуще ярче реагировать на изменения. Доказано, что если у женщины
налажена социальная, семейная, жизнь, то она на работе не будет стремиться к лидерству. Но в то
же время она будет усердно отстаивать свои права на самореализацию в своей сфере
деятельности. Особенности управления мужчинами состоят в том, что они пытаются
самоутвердиться во вне семейных отношениях. Женщина же становиться такой, если ее личная
жизнь не налажена или материальное положение нестабильно. Поэтому принято полагать, что
мотивация женщин слабо поддается общим закономерностям, тут надлежит отталкиваться из
личных потребностей женщины.
Особенности управления компанией женщиной состоит в том, что она уделяет больше внимания
отношениям между сотрудниками, ей очень важна атмосфера в коллективе.
5
Женщина по сравнению с мужчинами ведет более эмоциональный стиль управления.
Стиль взаимоотношений, вне коллектива у нее более гибкий. Женщине проще приспособиться к
обстоятельствам.
Женщина больше склонна делегировать полномочия, учитывать мнение сотрудников,
сотрудничать с коллегами.
Руководитель женщина с большим интересом и чаще ищет и воспринимает новую информацию
относительно ее сферы деятельности.
2.2. Анализ исследования
Нами проведено исследование гендерных различий руководителей.
База исследования: В опросе приняло участие 50 человек, из них 25 женщины руководителей, 25
– мужчин руководителей.
Методика исследования:
1. Анкетирование.
2. Респондентам предъявляются компетенции из списка, они указывают, у кого,
руководителя-мужчины или руководителя-женщины, эти компетенция более развита. Либо
указывается, что компетенция развита в равной степени (нет гендерных различий) у тех и других.
Для опроса использовали обобщенную модель компетенций менеджеров, рис. 2.
Заключение
Люди довольно часто не понимают, какова разница в терминах «половые» и «гендерные»
различия между мужчиной и женщиной. Хотя теоретически это довольно просто: есть
особенности, присущие только одной или только другой группе, а есть такие, которые могут
принадлежать как тем, так и другим. Именно последние имеют отношение к роду или гендеру.
Можно сказать, что стойкую привязку к половой группе имеют только физиологические или
биологические отличия. Только они бывают всегда и только маскулинными или же
фемининными.
Чтобы лучше понять эту проблему, следует вспомнить, что человеческие существа имеют
множество разных черт, которые их разделяют. Это не только пол, но и раса, национальность и
прочие подобные вещи. Они делают нас индивидуальными и особенными, но во многих
обстоятельствах могут и помешать.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
6
1. Аудит и контроллинг персонала: Учебное пособие / Ю.Г. Одегов, Т.В. Никонова. — М.:
Издательство «Экзамен», 2017. — 448 с.
2. Бободжанова Р.М. Роль СМИ в формировании гендерных стереотипов. Автореф. на соиск.
уч. ст. д. ф. н. – Душанбе, 2016. – С.12.
3. Гендерные стереотипы // Женщины: свобода слова и творчества: сборник статей. – М.,
2015. – С. 5-22.
4. Гончаров В. В. В поисках совершенства управления. Руководство для высшего
управленческого персонала. - М.,:Профиль, 2018
5. Егоршин А.П. Управление персоналом. Н.Новгород.: НИМБ, 1997. –615с.
6. Зудина Л.Н. Организация управленческого труда: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М;
Новосибирск: НГАЭиУ, 2018. - 256с.
7. Занковский А.Н. Организационная психология – М.: Флинта МПСИ, 2000. – 647с.
8. Лифшиц А.С. Оценка и развитие управленческого персонала. Иваново, Ивановский ГУ -
2018 - 185с.
9. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других
служащих (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 2018 г. №37) (с изменениями от 20
июня 2017 г.)
10. Магура М.И., Курбатова М.Б. Оценка работы персонала: Практическое пособие для
руководителей разного уровня и специалистов кадровых служб. – М.: ЗАО «Бизнес-школа
«Интел-Синтез», 2017. – 144 с.
11. Пономарева Л.Н., Чичканова В.П. и др. Эффективность труда руководителя. — М.: Мысль,
1988. – 223 с.
12. Пушкарев Н.Н., Матвеев А. В. Управленческая деятельность руководителя фирмы: Учеб.
Пособие / Под ред. Н.Ф. Пушкарева — М.: Хронограф, 2018. -144с.
13. Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент. Социальные организации и
управление. – Воронеж,2017
14. Ростова А.В. Гендерные стереотипы // Вестник Гуманитарного института Тольяттинского
государственного университета. – 2015. – №2(4). - С. 42-49.