Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена важностью отношений Европейского Союза и Китайской
Народной Республики в современном мире как с точки зрения геополитики, так и с
экономической точки зрения. Обе стороны представляют собой крупнейших в экономическом
плане игроков, чье влияние имеет устойчивые тенденции роста.
Отношения ЕС и КНР важны с точки зрения глобального баланса сил. В то время как ЕС
традиционно выступает в качестве ключевого партнера США, в последние годы наблюдается
резкое обострение отношений между Пекином и Вашингтоном. В этой связи изучение
взаимодействия ЕС и КНР в условиях трансформации международной системы представляется
особенно актуальным.
Важнейшим элементом внешнеполитической стратегии КНР стал проект «Один пояс, один путь»,
который призван связать через территорию Евразии, а также через Индийский океан Азиатско-
3
тихоокеанский регион и Европу. Проект Китая «Один пояс, один путь» напрямую затрагивает
Евразию, Россию и СНГ как зону ее традиционного влияния.
ГЛАВА 1 ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ ЕС И КНР
1.1 Эволюция двусторонних отношений стран ЕС и КНР
Китайская Народная Республика была образована в 1949 году. Обстоятельства ее формирования в
условиях начала «холодной войны» отодвинули развитие отношений со странами Европы на
второстепенные позиции. Первоначально Пекин поддерживал СССР, принял непосредственное
участие в конфликте в Корее и занимался вопросами активного восстановления страны и
укрепления суверенитета.
Страны Западной Европы признавали Тайбэй в качестве законного китайского правительства, и в
этой связи отношения с КНР были фактически заморожены. К тому же, европейские государства
занимались прежде всего вопросами послевоенного восстановления и обеспечения безопасности
в условиях раздела субконтинента на два противостоящих лагеря. Как отмечают А. Виноградов и
М. Лущик, в историографии КНР указанный период отмечен фразой «склонение в одну сторону»,
то есть вынужденной кооперацией с Восточным блоком против США и их союзников .
После охлаждения отношений с СССР в 1960-е годы Китай предпринял попытки установления
дипломатических связей со странами Западной Европы. Для КНР европейские союзники США
воспринимались как «промежуточная зона» , которая позволит укрепить свое положение в
качестве третьего глобального центра силы.
Историческим в плане сотрудничества КНР со странами Западной Европы стал визит заместителя
главы Министерства внешней торговли Китая в 1963 году, в ходе которого особую роль стали
играть отношения с Францией, которая также в то время претендовала на роль независимого
актора в глобальной политике.
1.2 Многосторонний формат
Многостороннее сотрудничество ЕС и КНР носит сложный и неоднозначный характер. Стороны
эффективно сотрудничают по отдельным вопросам в рамках ООН и некоторых других
организаций.
В то же время, между ЕС и КНР наблюдается комплекс противоречий по многим пунктам
международной повестки дня. В частности, характерным примером могут служить голосования в
Совете Безопасности ООН, где позиции КНР, с одной стороны, и Великобритании и Франции, с
другой, часто выглядят диаметрально противоположными.
Также, существуют устойчивые противоречия по вопросам макрорегионального и регионального
развития. Исходным пунктом выступают различные интерпретации понятия развитие. Китай
традиционно рассматривает развитие в чисто экономических терминах и даже призывает ЕС
избегать политизации экономических и торговых вопросов и обеспечивать устойчивую,
4
устойчивую и выигрышную ситуацию. Для Брюсселя развитие включает комплекс политических,
экономических и гуманитарных вопросов.
Одним из наиболее ярких примеров позиций ЕС и КНР выступает Балканский регион. Китай
выступил инициатором диалога в формате 16+1, включающем страны Центральной и Восточной
Европы, но отдельно от более широкого диалога с ЕС. Данный форум был создан по итогам
первого экономического и торгового форума Китай – страны Центральной и Восточной Европы в
2011 году. Помимо КНР, диалог включает Болгарию, Хорватию, Чехию, Эстонию, Венгрию, Латвию,
Литву, Польшу, Румынию, Словакию, Словению и пять государств – кандидатов на вступление в
ЕС: Албанию, Боснию и Герцеговину, Македонию, Черногорию и Сербию.
Брюссель был обеспокоен инициативами Пекина, которые продвигались в обход программ
Европейского Союза, продвигавшего инициативу для Адриатико-Ионического региона.
Между тем, Китай предложил целый ряд инвестиционных инициатив, которые в Брюсселе
виделись «агрессивными» . Так, в 2017 году на саммите 16+1 в Будапеште премьер-министр КНР
Ли Кэцян предложил проект стоимостью в 3,2 млрд евро для модернизации высокоскоростного
железнодорожного сообщения между Белградом и Будапештом. Китай планирует использовать
железную дорогу в рамках инициативы «Один пояс, один путь». Благодаря железнодорожному
проекту китайские инвестиции в регион Центральной и Восточной Европы превысили 7,5 млрд
евро.
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ЕС И КНР
2.1 Экономическое сотрудничество ЕС и Китая
Текущий формат сотрудничества ЕС и КНР со стороны Брюсселя осуществляется на основе
нескольких базовых документов. ЕС опирается на «Элементы новой стратегии ЕС по Китаю»,
которые вместе с «Выводами Совета Стратегии ЕС по Китаю» формируют общую стратегию ЕС по
Китаю . Стратегия отражает фундаментальные предпосылки участия ЕС: продвижение
демократии, верховенства закона, прав человека и уважение принципов Устава ООН и
международного права с поиском взаимных выгод в политических и экономических отношениях
».
Документ был подписан в 2013 году и устанавливает повестку дня до 2020 года. В его рамках
действуют три опоры: стратегический диалог, диалог по экономическому и торговому
сотрудничеству, диалог между людьми .
«Стратегическая программа сотрудничества между ЕС и Китаем до 2020 года» охватывает
следующие области: мир и безопасность, процветание, устойчивое развитие и обмены между
людьми. Двусторонние отношения ведутся на высшем уровне в рамках ежегодного саммита ЕСКитай.
Стратегия ЕС по Китаю гласит, что взаимодействие ЕС с Китаем будет принципиальным,
практичным и прагматичным, сохраняя верность его интересам и ценностям. Подход ЕС основан
на позитивной программе партнерства в сочетании с конструктивным управлением
разногласиями. В отношениях с Пекином Брюссель акцентирует внимание на равных условиях и
честной конкуренции в экономическом сотрудничестве.
5
Это особенно актуально, поскольку ЕС и Китай работают над завершением Всеобъемлющего
соглашения об инвестициях, с тем чтобы создать новые рыночные возможности .
Следует отметить, что в 2018 году Китай был вторым по значению импортером товаров ЕС, и
крупнейшим экспортером . Брюссель характеризует отношения как комплексное усиление
взаимозависимости .
ЕС и Китай работают вместе по большому количеству экономических и финансовых вопросов,
начиная от способов предотвращения регулирующих арбитражных решений между финансовыми
юрисдикциями, поощрения надежных финансовых инноваций и надзора и заканчивая
обсуждением взаимодействия в решении структурных вопросов.
Сотрудничество между ЕС и Китаем требует тесных и регулярных контактов и оформляется
посредством следующих ежегодных диалогов :
- Экономический и торговый диалог на высоком уровне под председательством вице-президента
со стороны ЕС и вице-премьера со стороны Китая;
- Экономический и финансовый диалог между Европейской комиссией и Европейским
центральным банком, с одной стороны, и Министерством финансов Китая, Народным банком
Китая и регуляторами финансового рынка Китая, с другой;
- Макроэкономический диалог между Европейской комиссией и Национальной комиссией Китая
по развитию и реформам.
2.2 Сотрудничество ЕС и КНР в области безопасности
Сотрудничество ЕС и КНР в области безопасности является вторым по значимости после
экономики компонентом. ЕС и Китай активно развивают политический диалог. Брюссель полагает,
что это отражает признание Европой Китая как растущей экономической и политической силы, и
надежды на то, что в качестве все более активного члена международного сообщества Пекин
может оказать значительное влияние на массив проблем глобального значения. В условиях
глобализации ЕС и Китай рассматривают сотрудничество на двусторонней или многосторонней
основе как имеющее решающее значение для достижения прогресса в любых вопросах,
представляющих взаимный интерес.
В рамках ежегодных саммитов ЕС и Китай проводят стратегический диалог для обсуждения
двусторонних отношений, в том числе по внешней политике и политике безопасности. Этот диалог
затрагивает практически все без исключения глобальные проблемы, в том числе права человека,
Южно-Китайское море, Северную Корею и геополитические аспекты инициативы «Один пояс -
один путь» .
Особое значение имеет соблюдение принципа мирного разрешения споров и приверженность
международному праву, а также вопросы разоружения, нераспространения ядерного оружия,
борьбы с терроризмом и защиты киберпространства.
Кроме того, важным пунктом сотрудничества в сфере безопасности являются наращивание
потенциала миротворческих операций на Африканском континенте.
6
Помимо вопросов международной безопасности, Брюссель включает сюда вопросы обеспечения
человеческой безопасности и обеспечения прав человека. Основные принципы, изложенные в
Хартии Европейского Союза об основных правах, гласят, что «Ни одно из положений настоящей
Хартии не должно быть истолковано как подразумевающее право кого бы то ни было вести
деятельность или совершать действия, направленные на уничтожение прав и свобод, признанных
в настоящей Хартии, или на создание более широких ограничений прав и свобод по сравнению с
теми, которые предусмотрены настоящей Хартией» .
ЕС привержен поощрению универсальности прав человека и активному и устойчивому улучшению
ситуации с правами человека в Китае. При этом конструктивный диалог остается
предпочтительным средством действий Европейского союза. Права человека обсуждаются между
ЕС и Китаем в ходе диалогов на высоком уровне и в рамках специального диалога по правам
человека. Диалог ЕС-Китай по правам человека был основан в 1995 году и с тех пор проходит на
регулярной основе .
2.3 Тенденции развития отношений в контексте проекта «Один пояс, один путь»
В 2013 году Пекин объявил о глобальной инициативе «Один пояс, один путь», который должен
был связать Европу и Азиатско-Тихоокеанский регион. Проект включает в себя Экономический
пояс Шелкового пути и Морской Шелковый путь 21 века. Помимо развития транспортных
коммуникаций, инициатива Пекина предусматривает инфраструктурные проекты и инвестиции,
которые должны обеспечить как экономический рост, так и рост международной торговли .
Хотя с начала реализации инициативы «Один пояс, один путь» прошло почти 6 лет, характер и
реальные результаты проекта для ЕС неочевидны. Обещания Пекина инвестировать в
инфраструктурные проекты в Евразии и за ее пределами, несомненно, смогли привлечь внимание
всего мира, но цели и многоуровневые амбиции до сих пор не до конца поняты.
То, что стало очевидным и ясным, это важность проекта «Один пояс, один путь» для высшего
китайского руководства: в настоящее время инициатива закреплена в Уставе Коммунистической
партии Китая (КПК), а его ответвление включено в Конституцию КНР, поэтому ясно, что проект
«Один пояс, один путь» - не пустой лозунг, который скоро исчезнет .
Включение Европы в проект «Один пояс, один путь» является логическим следствием постоянного
восприятия Пекином Европы как естественного аналога Китая на другом конце евразийского
континента. Европа является не только колыбелью великой цивилизации, но и огромным рынком
и экономическим центром, и, что важно, потенциальным главным полюсом в многополярном
мире, который в конечном итоге может бросить вызов правлению американского гегемона.
Но реакция ЕС не может быть обобщена, и Европейский Союз не включает все европейские нации.
Таким образом, картина далека от единства. Одной из распространенных реакций среди
европейских правительств была определенная осмотрительность в первые месяцы после запуска
проекта. Еще в 2014 году было мало конкретных сведений о типах проектов и финансовых
договоренностей, планируемых китайским правительством или китайскими структурами, которые
будут отвечать за повседневное управление проектом, не говоря уже об общих мотивах и целях
Пекина. Прежде чем прыгнуть поддержать проект, большинство европейских стран хотели
7
потратить некоторое время, пытаясь понять, что это такое, чтобы оценить, будет ли
сотрудничество в рамках проекта КНР отвечать их национальным интересам .
Страны ЕС настороженно приняли инициативу Китая. По их мнению, за экономическим проектом
скрываются геополитические цели. Тем не менее, В ЕС не наблюдается единой позиции по
нескольким причинам.
Во-первых, отдельные страны ЕС, например, Италия, стремятся восстановить некоторые
утраченные позиции в коммерческих отношениях с Китаем. Так, в 1999 году на долю Италии
приходилось 1,9 процента китайского импорта, в то время в 2019 году эта доля составляет всего
0,9 процента при том, что с каждым годом итальянский экспорт в Китай растет в абсолютном
выражении .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В отношениях КНР и стран ЕС можно условно выделить несколько этапов. После образования
Китайской Народной Республики и до 1960-х годов связи носили скорее номинальный характер. В
1960-1970-е годы наблюдался процесс установления двусторонних отношений. После того, как в
1975 году было заключено официальное соглашение между КНР и ЕЭС, наступил качественно
новый этап развития. После непродолжительного периода охлаждения отношений в 1989-1992
годах сотрудничество вновь обрело устойчивые тенденции роста.
ЕС и КНР осуществляют разнообразное сотрудничество в многостороннем формате. Однако
между ними стоят острые проблемы, вызванные опасениями Брюсселя в продвижении Пекином
своих геополитических интересов, в частности, в Центральной и Восточной Европе, включая
Балканы. Все более актуальным становится решение политических и геополитических вопросов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы:
1. Хартия Европейского Союза об основных правах. - https://eulaw.ru/treaties/charter/
2. Agreement on Trade and Economic Cooperation between the European Economic Community
and the People's Republic of China, 1985. -
http://ec.europa.eu/world/agreements/prepareCreateTreatiesWorkspace/treatiesGeneralData.do?step
=0&redirect=true&treatyId=341
3. Agreement for scientific and technological cooperation between the European Community and
the Government of the People's Republic of China, 1999. -
http://ec.europa.eu/world/agreements/prepareCreateTreatiesWorkspace/treatiesGeneralData.do?step
=0&redirect=true&treatyId=342
4. Agreement between the European Community and Hong Kong, China on cooperation and
mutual administrative assistance in customs matters, 1999. -
http://ec.europa.eu/world/agreements/prepareCreateTreatiesWorkspace/treatiesGeneralData.do?step
=0&redirect=true&treatyId=349
8
5. Agreement between the European Community and the Government of the Hong Kong Special
Administrative Region of the People's Republic of China on the readmission of persons residing without
authorization, 2004. -
http://ec.europa.eu/world/agreements/prepareCreateTreatiesWorkspace/treatiesGeneralData.do?step
=0&redirect=true&treatyId=350
6. Agreement on maritime transport between the European Community and its Member States, of
the one part, and the government of the People's Republic of China, of the other part, 2008. -
http://ec.europa.eu/world/agreements/prepareCreateTreatiesWorkspace/treatiesGeneralData.do?step
=0&redirect=true&treatyId=7406
7. Agreement between the European Community and the Government of the People’s Republic of
China on drug precursors and substances frequently used in the illicit manufacture of narcotic drugs or
psychotropic substances, 2009. -
http://ec.europa.eu/world/agreements/prepareCreateTreatiesWorkspace/treatiesGeneralData.do?step
=0&redirect=true&treatyId=7442
8. Memorandum of Understanding on the export of certain Chinese Textile and Clothing Products
to the European Union between the European Commission and the Ministry of Commerce of the
People’s Republic of China, 2005. -
http://ec.europa.eu/world/agreements/prepareCreateTreatiesWorkspace/treatiesGeneralData.do?step
=0&redirect=true&treatyId=1123
9. Memorandum of Understanding between the European Community and the National Tourism
Administration of the People's Republic of China, on visa and related issues concerning tourist groups
from the People's Republic of China (ADS), 2004. -
http://ec.europa.eu/world/agreements/prepareCreateTreatiesWorkspace/treatiesGeneralData.do?step
=0&redirect=true&treatyId=343
10. China and the EU, 11/05/2016 -
https://eeas.europa.eu/delegations/china_en/15394/China%20and%20the%20EU
11. China-EU - international trade in goods statistics. - https://ec.europa.eu/eurostat/statisticsexplained/index.php/China-EU_-_international_trade_in_goods_statistics
12. EU-China 2020 Strategic Agenda for Cooperation, 2013. -
http://eeas.europa.eu/archives/docs/china/docs/eu-china_2020_strategic_agenda_en.pdf; Elements
for a new EU strategy on China, 2016. -
http://eeas.europa.eu/archives/delegations/china/documents/more_info/eu_china_strategy_en.pdf
13. EU-China Relations, 2019. - https://eeas.europa.eu/sites/eeas/files/factsheet_euchina_09_04_2019_0.pdf
14. Виноградов А., Лущик М. К истории формирования отношений КНР-ЕС. -
https://cyberleninka.ru/article/v/k-istorii-formirovaniya-otnosheniy-knr-es
15. Наперекор США: Китай предлагает ЕС совместную зону свободной торговли. 2015 год. -
https://regnum.ru/news/2005990.html
9
16. Невельский А. ЕС вслед за США начал наступление на Китай. Ведомости, 21 марта, 2018. -
https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/03/21/797009-es-nastuplenie-kitai
17. Andrew Chatzky and James McBride. China’s Massive Belt and Road Initiative. Council on
Foreign Relations (USA). February 21, 2019. - https://www.cfr.org/backgrounder/chinas-massive-beltand-road-initiative
18. Fraser Cameron. Europe's Answer to China's Belt and Road. The Diplomat (USA), September 19,
2018. - https://thediplomat.com/2018/09/europes-answer-to-chinas-belt-and-road/
19. Julian Chan. What’s New about China’s Latest EU Policy Paper? The Diplomat (USA), February
14, 2019. - https://thediplomat.com/2019/02/whats-new-about-chinas-latest-eu-policy-paper/
20. V. Morelli. The European Union and China. Congressional Research Service. April 1, 2019. -
https://fas.org/sgp/crs/row/IF10252.pdf
21. Mercy A. Kuo. China-Italy Relations: The BRI Effect. The Diplomat (USA), April 24, 2019. -
https://thediplomat.com/2019/04/china-italy-relations-the-bri-effect/
22. Nadège Rolland. The Belt and Road in Europe: 5 Years Later. - The Diplomat (USA), September
01, 2018. - https://thediplomat.com/2018/08/the-belt-and-road-in-europe-5-years-later/