Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Право человека свободно выражать свое мнение - не роскошь. Неограниченная свобода прессы - это не то, без чего в демократии можно было бы обойтись, а то, что, наоборот, необходимо за-щищать изо всех сил. Ведь свобода слова и является основой демократии - формы государствен-ного устройства, которая предоставляет человеку максимум свободы и обеспечивает наилучшую защиту всем меньшинствам.
Изобличать а, тем более предотвращать коррупцию и правонарушения можно лишь при наличии возможности свободно выражать свое мнение, критически оценивать действия политиков и пред-принимателей, беспрепятственно проводить расследования, равно как и публиковать полученную информацию.
В условиях стремительного развития информационно-коммуникационных технологий значитель-но обостряется проблема соотношения свободы журналистики и обеспечения информационных прав человека. Она ещё больше усугубляется сложным, противоречивым и нередко конфликтным характером современных международных отношений.
Целью данной работы является изучение свободы слова и журналистики.
Предметом изучения является журналистика.
Объектом изучения является свобода слова.
Для достижения заданной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие журналистики;
- исследовать творческая природа журналистской деятельности ;
- изучить журналистику как одна из структур общества;
- изучить Закон о СМИ;
- изучить деятельность Роскомнадзора.
Глава 1. Понятие журналистики
1.1 Творческая природа журналистской деятельности
Важность и актуальность изучения феномена творчества имеют предпосылки большим масштабом и широтой данной темы. В данном направлении исследования стали проводиться на рубеже 19-20 веков. Именно в указанный период было сложено целое направление в науке психологии творче-ства.
Ранние проблемы творчества были рассмотрены в качестве духа человека, которые не были свя-заны с объективными законами, которые не поддавались научному анализу. Данное положение дел являлось естественным, по причине того, что в те времена не существовало методов проник-новения в суть настолько сложных явлений, как творчество, не существовало адекватных психоло-гических методов. По данной причине все исходные представления об инструментах появления новых продуктов были ограничены наблюдениями творцов, а саму суть творчества считали миро-вой загадкой. Как отметил Я.А. Пономарёв, это было наукой и созерцательным типом психологи-ческих знаний.
С дальнейшим развитием экспериментальной психологии исследователи стали обладать продук-тивными методами анализа, позволяющими хотя бы каким-то образом изучить сущности изучае-мых явлений. К подобного вида методам относятся: анкетирование, тестирование, биографиче-ский метод, эксперимент, и так далее. Как считал Пономарёв, это являлось периодом изучения психологических знаний. Благодаря разнообразным экспериментальным исследованием знания о феномене творчества стали приобретать более дифференцированный характер. Ученые стали изу-чать следующие вопросы: об этапах и проблемах творческой жизни, о технологиях и методах творчества, развитии творческих способностей, о характере мыслительной деятельности в процес-се решения творческих задач, о роли интуиции и воображения во время творческого труда чело-века и так далее. По мнению учёных в середине 20 века возникает необходимая потребность в си-стематизации и изучении феномена творчества. Данное обстоятельство было вызвано техниче-скими научными открытиями во многих сферах жизни общества. По данной причине разработка проблем, которые связаны с актуализацией творческих способностей личности, с поисками разно-образных возможностей автоматизации умственного труда и со способами стимулирования ум-ственной активности, с одной стороны, рассчитывалась на подготовку творческих работников с другой на сознательное управление творческой активностью у людей.
Психология творчества таким образом, являлась сферой прикладного и научного знания, которая разрабатывалась в основном дифференциальный общей психологией и психологией личности. Психология творчества обобщила экспериментальные и теоретические исследования творчества, изучила общие психологические закономерности, развитие регуляции творческой деятельности, а также нюансы творческой личности, сущность творческих способностей и методы их развития. В данный момент психология творчества является в виде разнообразных направлений современной психологии такой как анализ, гештальт-психология, теория деятельности, когнитивная психология, что определено разностью теоретических методов и принципов исследования феномена творче-ства. Психология творчества оказывает большое влияние на другие науки такие как социологию, философию, менеджмент, политологию, реклама, информатику, маркетинг, инжиниринг и теорию проектирования, искусствоведение, педагогику, теорию публицистики. По мнению психологов, данный термин означает и деятельность, и созданные ей ценности, которые из элементов его собственной жизни превращаются в достоянии культуры. Журналистика исторически была сложе-на в форме общественной деятельности людей, которые занимались анализом, сбором, распро-странением массовой информации. Истоки появления указанного вида деятельности можно уви-деть у средневековых героев, проповедников, глашатаев. Журналистская профессия в наши дни представляет собой сферу деятельности, имеющую много компонентов, которые получили разви-тие в виде углубленной специализации.
Журналистская деятельность и журналистика наверное являются самыми динамично меняющи-мися в пространстве и во времени явлениями. Сущность данной изменчивости заключается в са-мой природе журналистики, всегда нацеленной на освоение актуальных новых явлений реально-сти, на овладение новейшими формами отражения социальной жизни, на бесконечный поиск но-вых путей, идеи решения проблем общества. В данном смысле деятельность журналиста является ничем иным, как непрерывно изменяющимся во времени, чем-то непрерывно текущем. По дан-ной причине является не удивительным, что многие из авторитетных ученых в роли основной научной парадигмы, в рамках которой являлось бы возможным объяснить феномен журналистики, выбрали категорию деятельности.
При раскрытии особенностей функционирования каждой из действующих сил исследователь Про-хоров попытался дать определение основным факторам деятельности журналиста, либо факторам порождения текстов. Но далее можно увидеть, что до непосредственного создания текстов в виде конечных продуктов деятельности журналиста включается в духовную творческую познавательная деятельность. При помощи термина журналистика обозначаются также произведения из которых составлена продукция деятельности журналиста, произведение, которое содержится в номерах журналов и газет, на телевидении и радио. Деятельностного подхода в определении журналисти-ки держится Уральская школа, который закрепляет за ней ведущую определенными функциями и принципами сферы интеллектуальной деятельности, сутью которой выступает обработка и сбор, периодическое распространение социально важной информации. Рассмотрим, в чем заключена привлекательность деятельностного подхода при определении творческой природы журналистики. Во-первых, в определении деятельности в обязательном порядке должно входить понятие о пред-мете. По самой своей природе любая деятельность человека выступает как предметная. Категории деятельности, выступая в роли родового понятия, предусматривает и определенные виды дея-тельности человека. В данном случае это является творческой преобразовательной деятельностью журналиста. Во-вторых, в процессе работы происходит создание конечного продукта указанной деятельности - журналистский текст в широком смысле.
В-третьих, с точки зрения деятельностного подхода можно различать разнообразные виды журна-листской деятельности: информационную, познавательная, воспитательная, просветительскую, творческую, ком
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Афанасьев О.В. Творчество: свобода и необходимость. М., 2013.
2. Барановская Е.А., Ненахова А.А. Изменения правового регулирования средств массовой информации: обеспечение безопасности государства или ущемление свободы слова? // Евразий-ская адвокатура. 2015. № 4 (17). С. 53-55.
3. Закон РФ о средствах массовой информации.
4. Засурский Я.Н., Колесник С.Г., Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Журналисты о правах и свободах личности и средств массовой информации // Вестн. Моск. ун-та. Журналистика. 2015, № 3.
5. Кравцов А.А. Защита конфиденциальной речевой информации на объектах коммуникации. О примерах такого рода проблем // Известия Тульского государственного университета. Техниче-ские науки. 2013. № 3. С. 232.
6. Конституция РФ.
7. Ореховский А.И. Свобода, ответственность, регуляция. Новосибирск, 2014.
8. Поздникин П.Ю. Защита чести, достоинства и деловой репутации. Актуальные вопросы // Бизнес в законе: экономико-юридический журнал. 2014. № 4. С. 16.
9. Теплюк В.М. Социальная ответственность журналиста. М., 2013.
10. Фролова И.Г. Конституционно-правовые гарантии свободы массовой информации в Рос-сийской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2012. С. 3-4.