Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Образ жизни человека, на сегодняшний день, все больше становится мерилом его здоровья и долголетия. Будучи неотъемлемой частью общей культуры, физическая культура и спорт оказывают значительное влияние как на развитие человека, так и общества в целом. Такие основные показатели, как уровень здоровья и физическое развитие детей, влияют на их выносливость, степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, производства, быта, структуру свободного времени, природу физического воспитания.
Системы развития массового спорта, высоких спортивных достижений, физической культуры в обществе (а также самого состояния общества) занимаются поиском оптимальных путей улучшения физической работоспособности, что неразрывно связано с улучшением подготовки спортсменов. Физическая подготовка является основой для формирования технических и тактических навыков и других аспектов обучения, которые в основном способствуют реализации индивидуальных способностей и потенциальных моторных способностей спортсмена.
В методике и теории физкультуры и спорта процессу развития выносливости принадлежит одно из наиболее важных мест, так как именно она оказывает влияние на результаты участия в соревнованиях и общее физическое развитие учащихся.
Следует ознакомиться с доступными литературными источниками, и понять насколько далеко продвинулась наука в развитии данного вопроса, т.к. выносливость является базовым качеством для развития всех двигательных способностей. Разногласия в теории отрицательно сказывается на методике, и тем самым, ограничивается возможность совершенствования этого качества, наиболее важного и главного для детей.
Выносливость – это способность выполнять длительное время работу заданной интенсивности, или противостоять наступающему утомлению.
В специальной литературе можно встретить различные определения физического качества выносливость (Л.П.Матвеев,1991, А.С.Солодков, Е.Б.Сологуб, 1999; Ю.Ф.Курамшин,2003; Ю.В.Менхин, 2003; Ч.Т.Иванков, 2005 и др.).
Цель данного исследования: изучить вопросы развития выносливости школьников на уроках физической культуры.
Задачи исследования:
• Рассмотреть общее понятие выносливости;
• Проанализировать методы развития выносливости;
• Провести исследование развития выносливости учащихся, занимающихся лыжным спортом.
Объект исследования: процесс физического воспитания учащихся.
Предмет исследования: средства и методы развития выносливости у школьников.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Обзор литературы по проблеме исследования
1.1. Выносливость как физическое качество
Выносливость - это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности . Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная активность определенной природы и интенсивности. Длительность поддержания работоспособности при выполнении физических упражнений определяется:
высоким уровнем спортивно-технической подготовленности;
способностью нервных клеток длительно поддерживать определенное возбуждение;
высокой работоспособностью органов кровообращения и дыхания;
экономичностью обменных процессов;
наличием больших энергетических ресурсов в организме;
высокой слаженностью физиологических функций;
способностью бороться с субъективными ощущениями утомления при помощи волевых усилий.
В спортивной практике нет таких упражнений, которые требовали бы проявления выносливости в чистом виде. Она всегда сочетается с другими двигательными качествами. Но это не исключает возможности выявления и воспитания выносливости в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание) измеряется минимальное время преодоления выбранного расстояния. В игровых видах деятельности и в одиночном бою измеряют время, в течение которого спортсмен достигает уровня заданной эффективности двигательной активности. В комплексных сложно-координированных действиях, связанных с выполнением точных движений (гимнастика, фигурное катание), показатель выносливости – это стабильность технически правильного выполнения действия .
Существует общая и специальная выносливость. Общая выносливость - способность непрерывно выполнять умеренно интенсивную работу в глобальном функционировании мышечной системы. По-другому это называется аэробной выносливостью. Человек, который способен долго выдерживать длительные прогулки в умеренном темпе, способен выполнять другие работы в одинаковом темпе (плавание, езда на велосипеде). Основные компоненты общей выносливости определяются возможностями аэробной системы энергоснабжения, функциональной и биомеханической экономией . Общая выносливость зависит от подачи кислорода работающими мышцами, главным образом определяющими функционирование кислородной транспортной системы: сердечно- сосудистой, дыхательной и кровеносной систем.
В первую очередь обеспечивается развитие общей выносливости:
дифференциальные перестройки в дыхательной системе. Достигается повышение эффективности дыхания:
увеличить (на 10-20%) легочные объемы и емкости (ЖЭЛ достигает 6-8 л и более),
увеличение глубины дыхания (до 50-55% ЖЭЛ),
увеличение силы и выносливости дыхательных мышц, что приводит к увеличению объема вдыхаемого воздуха по сравнению с функциональной остаточной мощностью легких (остаточный объем и объем выдоха резерва).
Все эти изменения также вносят вклад в экономию дыхания: большее потребление кислорода в кровь при более низких значениях вентиляции легких. Увеличение возможности более прибыльной работы из-за аэробных источников энергии позволяет спортсмену не переходить на энергосберегающее использование анаэробных источников дольше, то есть увеличивает скорость вентиляции анаэробного метаболизма. Решающую роль в развитии общей выносливости играют также морфофункциональные изменения в сердечно- сосудистой системе, отражающие адаптацию к длительной работе:
увеличение объема сердца («большое сердце» особенно характерно для спортсменов-ограничителей) и утолщение мышечной мышцы - спортивная гипертрофия,
увеличение сердечного выброса (увеличение ударного объема крови),
замедление сердечного ритма в состоянии покоя (до 40-50 ударов в минуту) в результате усиления парасимпатических воздействий – спортивной брадикардии, которая способствует восстановлению сердечной мышцы и ее последующей работоспособности
снижение систолического артериального давления в состоянии покоя (ниже 105 мм рт. Ст.) - спортивная гипотония.
В системе крови повышение общей выносливости облегчается за счет:
- увеличение объема циркулирующей крови (в среднем на 20%) в основном за счет увеличения объема плазмы, при этом обеспе
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Аграновский, М.А. Лыжный спорт: учеб.пособие для инструкторов-общественников секций лыжного спорта [Текст]. 2-е изд., испр-е, допол., М.: Физкультура и спорт. 1966
2. Валеологический подход к развитию физических качеств: Учебнометодическое пособие / СосТ.о.Н. Московченко, Т.А. Шубина. Красноярск: [Текст]: КГТУ, 1999
3. Донской, Д.Д. На лыжах - круглый год [Текст]. М.: Знание, 1990
4. Донской, Д.Д. Подготовительные упражнения лыжника-гонщика [Текст]. М.: Физкультура и спорт, 1954
5. Донской, Д.Д., Наумов В.М. Лыжные гонки [Текст]: Методические материалы по технике и тренировке. М.: "Советская Россия", 1957
6. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2001
7. Забулика М.Е., Разумовский Е.А. Будь сильным, ловким, выносливым. [Текст]: Кишинёв: Картя Молдовеняскэ, 1989
8. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена [Текст]. М.: Физкультура и спорт, 1966
9. Игуменов В.М., Подливаев Б.А. Спортивная борьба: Учеб. для студентов и учащихся фак. (отд-ий) физ. воспитания пед. учеб. заведений. [Текст]: М.: Просвещение, 1993
10. Каганов Л.С. Развиваем выносливость. [Текст]: М.: Знание, 1990.
11. Каменский, В.И., Огольцов И.Г. Методические рекомендации к составлению плана подготовки лыжников-гонщиков старших разрядов [Текст] // На лыжне. Сборник статей. Выпуск 3. Сост.: Огольцов И.Г., Кузьмин Н.И. М.: Физкультура и спорт, 1970. с. 22-42
12. Кили, Ж.К. На лыжах вместе с Килли [Текст] (перевод с франц.) М., Физкультура и спорт,1972
13. Кондрашов, А.В., Манжосов В.Н. Методика совершенствования техники лыжника-гонщика [Текст] (метод.разработка для студентов и слушателей факультета повышения квалификации ГЦОЛИФКа), М. 1984
14. Кряж В.Н. Круговая тренировка в ФВ. [Текст]: Мн.: Выш. шк., 1982
15. Кузнецов В.В. Специальная силовая подготовка спортсмена. [Текст]: М: Сов. Рос., 1975
16. Людсков, П.Н., Спиридонов К.Н. Лыжные гонки [Текст]: Учебнометодическое пособие. М.: Физкультура и спорт, 1969
17. Лях В.И. Тесты в ФВ школьников: пособие для учителя. [Текст]: М.: ООО «Фирма» Изд-тво АСТ., 1998
18. Манжосов, В.Н., Огольцов И.Г., Смирнов Г.А. Лыжный спорт [Текст]: Учеб.пособие для вузов. М.: Высш. школа,1979
19. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики ФВ: теоретико-методический аспекты спорта и профессионально-прикл. форм физич. культуры). Учеб. для ин-тов физ. культ. [Текст]: М.: Физкультура и спорт, 1991.
20. Михалев, В.И. Планирование интенсивности нагрузки при применении различных тренировочных средств лыжников-гонщиков в подготовительном периоде [Текст] / автореферат, М., 1982
21. Огольцов, И.Г. Методы спортивной тренировки в лыжных гонках [Текст] // На лыжне. Сост.: Кузьмин Н.И., Огольцов И.Г. М.: Физкультура и спорт,1969. с. 120-136
22. Сонькин, В.Д. Растем сильным и выносливым [Текст]. М.: Знание, 1987.
23. Холодов, Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб.заведений. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр "Академия",2003
24. Чернов, К.Л. Подготовка юных лыжников [Текст]: пособие для преподавателей физ. воспитания о тренеров по лыжному спорту. М.: Физкультура и спорт, 1962
25. Эголинский, Я.А. Физическая выносливость человека и пути ее развития [Текст] /В.И. Пахомов, Н.Н. Кокина, Г.И. Чернакова. М., Воениздат, 1966