Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования заключается в том, что государственный бюджет является одним из
самых важных факторов экономического развития страны. Судя по распределению и состоянию государственного бюджета, которое может быть в профиците или в дефиците, можно понять ближайшее экономическое будущее того или иного государства. Также возможно сравнение уровня экономической развитости
разных стран с помощью сравнения состояния их бюджетов.
Бюджет государства важен для инвесторов, предпринимателей, некоммерческих организаций и других для
того что бы понять, будет ли готово нынешнее правительство поддерживать и инвестировать их начинания.
Тематика бюджета актуальна на все времена, потому что без продуманного распределения денежных ресурсов страна физически не может функционировать. В ней не будет стабильности и ее гражданам будет
нереально предугадать собственное будущее.
1. Теоретические аспекты сбалансированности государственного бюджета
2
1.1 История и понятие государственной бюджетной системы России
Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджет (от английского слова budget – кошелек, сумка). Так в Англии в Средние века под словом «бюджет» понимали, как отчет канцлера Казначейства
(министра финансов) в Парламенте счетов. В этом документе были отражены цифры об истекшем финансовом годе и планы на следующий. На сегодняшний день в российском законодательстве понятие бюджет
определено следующим образом: «Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». [1]
С образованием Московского княжества как централизованного государственного образования вновь
начала складываться двухзвенная финансово-бюджетная система, состоящая из великой княжеской казны
(бюджета государства) и местных бюджетов, которые формировались за счет княжеских налогов и местных
сборов. Доходы Московского князя (казны) составляли посошная подать, таможенные, соляные, кабац-кие
и другие сборы. С местного населения собирались денеж-ные и натуральные сборы: конское пятно (за
клеймение), тамга (за продажу товара), весчее (за взвешивание), гостинное (за пользование торговым помещением), померное (за измерение) и др. За счет местной казны содержались царские наместники, волостители (уездные) и другие служащие, на которых возлагалось решение местных хозяйственных задач.
В ходе реформ 1861 года в России были созданы органы местного самоуправления - земства. В налоговой
системе мирские пошлины были переоформлены на земские пошлины и земские сборы, налог на прибыль
с бургеров был заменен налогом на недвижимость, налог на землю с крестьян был заменен земельным
налогом, для кочевых народов был введен налог на киберспорт, акцизы были навязаны кочевым народам
производство спиртных напитков и введен торговый налог (плата за выдачу и оформление документов на
право заниматься торговлей и ремеслами) [6, c. 59].
С победой Октябрьской революции 1917 года советское правительство прибегало к компенсациям от состоятельных слоев населения, а также от торговцев и спекулянтов, чтобы финансировать неотложные
нужды. В январе 1918 года правительство разработало первый советский бюджет на период с января по
июль 1918 года, который был утвержден Советом народных комиссаров, что стало началом системы многолетних бюджетов.
Конституция 1918 г. установила федеративное устройство РСФСР и заложила основы государственного
бюджета. Бюджетная система была основана на принципах централизации всех финансовых ресурсов и
единства государственного бюджета с точки зрения доходов и расходов.
Принятие Конституции СССР в 1936 году усилило централизацию управления народным хозяйством и в
итоге сформировало бюджетную систему СССР. В соответствии с постановлением Совета народных комиссаров СССР 1938 года местные бюджеты и бюджет государственного социального страхования были включены в государственный бюджет СССР. Бюджетная система СССР состояла из со-бюджета (государственного бюджета), государственных бюджетов 15 республик и бюджета государственного социального страхования.
1.2 Общие принципы построения бюджетной системы
Основными принципами любой системы государственного бюджета являются следующие: [1]
единство бюджетной системы Российской Федерации (ст. 29 до н.э. Российской Федерации);
разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации (ст. 30 БК
РФ);
независимость бюджетов (ст. 31 БК РФ);
3
полное отражение доходов и расходов бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 32
БК РФ);
сальдо бюджета (ст. 33 БК РФ);
эффективность и экономичность использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ);
общий (совокупный) охват бюджетных расходов (ст. 35 БК РФ);
гласность (ст. 36 БК РФ);
достоверность бюджета (ст. 37 БК РФ);
адресный и целевой характер бюджетных средств (ст. 38 БК РФ).
Бюджетная система Российской Федерации основана на следующих принципах:
единство;
разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
бюджетная автономия;
полное отражение доходов и расходов бюджетов разных уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
остаток средств;
эффективность и экономичность использования бюджетных средств;
гласность;
достоверность бюджета;
адресность и целевой характер бюджетных средств.
Принцип единства бюджетной системы определяет единство:
правовые рамки;
денежная система;
организация бюджетного процесса;
санкции за нарушение бюджетного законодательства.
1.3 Сбалансированность бюджета: понятие и условия
Необходимо различать понятие баланса в широком и узком смысле.
В широком смысле, на наш взгляд, следует рассматривать концепцию баланса по отношению к бюджетной
системе как совокупность множества бюджетов, которые являются источниками финансовой поддержки
для предоставления государственных и муниципальных услуг. Такой подход подразумевает, что совокупные доходы бюджета территорий должны быть достаточными для удовлетворения социальных потребностей и обеспечения необходимого качества жизни населения. Следует отметить, что исследователи, касаясь оценки баланса региональных и местных бюджетов в Российской Федерации, обычно исходят из этого
подхода. Так, некоторые авторы оценивают общий размер профицита бюджета и дефицита бюджета субъектов Российской Федерации [13, с. 69]; другие рассматривают баланс консолидированного бюджета реги-
4
она в процентах от ВРП в качестве критерия финансовой и бюджетной безопасности региона [14, с. 83], показатель «Уровень дефицита бюджета консолидированного бюджета области». Баланс отдельных региональных и местных бюджетов не имеет первостепенного значения, что полностью оправдано с точки зрения социальной значимости государственных и муниципальных финансов. В конечном счете, качество и
доступность государственных и муниципальных услуг имеют значение для потребителей, и совершенно
неважно, из какого бюджета эта услуга финансировалась. При этом понимании баланс бюджетной системы
определяется в большей степени состоянием социально-экономической системы региона, нежели разграничением полномочий властей или законодательства.
1.4. Методы обеспечения сбалансированности бюджета
Механизм образования дефицита или профицита государственного бюджета может быть представлен следующим образом (Рисунок1):
Сбалансированный бюджет — равенство доходов и расходов бюджета.
Дефицит бюджета - это превышение расходов госбюджета над его доходами.
Профицит бюджета — превышение бюджетных доходов над расходами.
Возникновение бюджетного дефицита не является идеальной ситуацией для национальной экономики.
Покрытие дефицита бюджета осуществляется специальными финансовыми методами:
выпуск в обращение дополнительной денежной массы (инфляция);
выпуск облигаций государственного займа (внутренний долг);
финансирование и кредитование других государств (внешний долг).
Дефицит госбюджета — показатель «нездоровья» национальной экономики. Он подлежит урегулированию в направлении сокращения.
2. Особенности сбалансированности государственного бюджета РФ
2.1 Принципы и структура бюджетной системы Российской Федерации
В Российской Федерации государственный бюджет принимается Правительством на каждый следующий
год. Именно этот документ определяет экономическую политику государства, так как в нем прописаны источники доходов и пути использования денежных средств для поддержания функционирования страны.
Для того, чтобы понять в каком состоянии находится государственный бюджет Российской Федерации,
необходимо проанализировать тенденции в нем. Ведь сбалансированность (отношение доходов к расходам) государственного бюджета оказывает влияние на стабильность государства.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:
единства бюджетной системы Российской Федерации;
разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами
бюджетной системы Российской Федерации;
самостоятельности бюджетов;
равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
5
полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
сбалансированности бюджета;
эффективности использования бюджетных средств;
общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
прозрачности (открытости);
достоверности бюджета;
адресности и целевого характера бюджетных средств;
подведомственности расходов бюджетов;
единства кассы.
2.2 Проблема профицита бюджета РФ
Если сравнивать 2017 и 2018 год, то общие тенденции сохраняются. Общие доходы государственного бюджета в 2018 году составили 19 454,7 млрд. руб., что на 23% выше, чем в предыдущем и на 31% выше, чем в
2016 году [приложение диаграмма 1].Нефтегазовые доходы выросли с 5 971,9 млрд. руб. до 9 017,8 млрд.
руб. Средняя цена за баррель нефти в 2018 году была $70, как сообщало Министерство финансов России.
Ненефтегазовые доходы также увеличиваются в объеме и составили уже 10 437 млрд. руб.
Доходы, связанные с внутренним производством, выросли с 2017 года на 689 млрд. руб. и составили уже
5430,9 млрд. руб. [приложение диаграмма 2].Из них выросли доходы с НДС на 16% и стали 3 574,6 млрд.
руб. и налога на прибыль аж на 30% и составили 995,5 млрд. руб. А вот доходы с акцизов уменьшились на
6% и принесли в бюджет 860,7 млрд. руб. [приложение диаграмма 2].
Доходы, связанные с импортом, тоже растут, как и в 2017 году, так и в 2018 году, и в последнем составили
уже 3204,2 млрд. руб. Все источники из этой категории принесли в бюджет больше денежных средств, чем
в 2017 году. Так доходы с НДС на ввозимых товаров за год вырос на 374,9 млрд. руб. и составил уже 2442,1
млрд. руб. Если акцизы на ввозимые товары в 2017 году принесли в государственный бюджет 78,2 млрд.
руб., то в 2018 году – 96,3 млрд. руб. Доходы с пошлин на импорт тоже выросли и составили уже 665,8
млрд. руб. [приложение диаграмма 3].
Расходы России в 2018 году составили 16 709,3 млрд. руб., что меньше на 16% чем доходы за этот год. Это
был первый профицитный год начиная с 2011 года [приложение диаграмма 4].
Продолжали в 2018 году сокращаться расходы на национальную оборону и составили 2826,3 млрд. руб. Так
же сократились расходы на национальную экономику на 58,1 млрд. руб. и составили 2 402 млрд. руб.
уменьшились расходы и на социальную политику, государство выделило 4582,1 млрд. руб. на ее поддержку и развитие [приложение диаграмма 5].Такие тенденции связаны с тем, что ситуация в России стабилизируется и некоторые сектора нуждаются в меньшем объеме денежных средств. Однако в остальных
направлениях расходы России увеличились. Например, на здравоохранение было выделено 537,3 млрд.
руб., на национальную безопасность – 1 971 млрд. руб. На помощь бюджетам других уровней российской
бюджетной системы было выделено 1 095,4 млрд. руб., что на 304,7 млрд. руб. больше, чем за 2017 год, и
на 423,4 млрд. руб. больше, чем за 2016 год. [приложение диаграмма 5].
2.3. Государственный долг РФ и его составляющие
6
Рост доходов, а также сдерживание расходов позволили регионам не только впервые за последние 11 лет
закончить год без дефицита, но и обеспечить профицит в размере 0,5% ВВП, что является максимальным
значением за последние 12 лет. Рекордным с 2000 г. является и число субъектов Российской Федерации,
закончивших год с профицитом консолидированного бюджета: 70 (табл. 1).
Профицит бюджетов большинства регионов позитивно сказался на динамике их государственного долга.
Его размер по итогам 2018 г. сократился с 2,31 до 2,21 трлн руб. По отношению к доходам он уменьшился с
30,5 до 25,3%, что примерно соответствует уровню 2011 г.
Впервые с 2006 г. темпы роста номинального государственного долга оказались меньше 100% не только в
высоко- и среднеобеспеченных регионах, но в низкообеспеченных.
2.4 Проблемы бюджета Российской Федерации и предложения по их урегулированию
Рост цен на нефть в комбинации со слабым курсом рубля, улучшение налогового администрирования и
консервативная бюджетная политика способствовали дальнейшему улучшению сальдо бюджетов на всех
уровнях бюджетной системы. Для достижения новых целей развития, поставленных Президентом в майском Указе, правительство, начиная с 2019 года, увеличивает расходы на образование, здравоохранение и
инфраструктуру. Это потребует мобилизации дополнительных доходов за счет повышения ставки НДС и
завершения налогового маневра в нефтегазовом секторе. Кроме того, чтобы вместить более высокие расходы, правительство временно ослабило бюджетное правило. И хотя эти меры ведут к повышению бюджетных рисков, их влияние ограничено ввиду низкого уровня государственного долга России и контролируемых потребностей в финансировании.
На всех уровнях бюджетной системы отмечается улучшение сальдо бюджетов. За 2018 г. профицит бюджета вырос до 4,7% ВВП по сравнению с 0,7% ВВП за соответствующий период прошлого года. При этом
федеральный бюджет перешел от дефицита в размере 0,3% в 2017 г. к профициту в размере 3,6% за 2018 г.,
а профицит бюджета регионов увеличился за 2018 г. с 0,8% до 1,0% ВВП (Рисунок 5 и Таблица 2).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работа исследовано понятие государственного бюджета. Это финансовый план государства, где расписаны расходы государства и предположительные доходы на ближайший год. Если рассматривать бюджет, как самостоятельную экономическую категорию, то государственный бюджет – это совокупность отношений , которые складываются между государством и всеми субъектами различных форм
собственности, а также отдельными индивидами (гражданами государства), в связи с формированием и
использованием основного централизованного фонда денежных средств государства для обеспечения его
функционирования.
Государственный бюджет осуществляет функции контрольную, распределительную и поддержание существование государственной системы. Рассмотрев подробнее функции бюджета, я сделала вывод, что государственный бюджет – это основной рычаг государства для воздействия на экономическую и социальную
ситуацию в стране.
Показать больше