Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество характеризуется высокими темпами политических, социально-экономических, производственных, а также межличностных процессов. Для каждого индивида важна успешность в той или иной области деятельности, которая тесно связана с уровнем сформированности у него определенных способностей.
Структура индивидуального сознания, обобщенные оценки, классификационно-оценочные эталоны индивида, характерная для него интерпретация явлений формируется мышлением. Развитие и диагностика мышления является достаточно актуальной темой в обществе, поскольку правильность течения развития мышления и своевременная его диагностика определяют способности человека в будущем.
Подростковый возраст рассматривается как стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), для которой характерны качественные изменения, связанные с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.
Развитие суждений подростка происходит постепенно от простых форм к более сложным, параллельно с овладением знаниями и более сложными грамматическими формами речи. Подростковый возраст характеризуется появлением под влиянием обучения выделения вероятности или возможности наличия или отсутствие какого-либо признака, той или иной причины, явления, что обусловлено пониманием того, что события, факты, действия проявляются в следствие не одной, а нескольких причин.
Подростки приобретают умение правильно рассуждать, более или менее уверенно и правильно обосновывать и доказывать то или иное положение. С изучением широкого круга общеобразовательных предметов также в подростковом возрасте особенно интенсивно начинают развиваться способность к рассуждению и доказательству, абстрактное мышление.
Проблеме ригидности мышления посвящено большое число исследований, однако она еще требует изучения как в теоретическом, так и в экспериментальном плане [11-13, 15, 35].
Ригидность рассматривается в рамках различных теоретических концепций и рассматривается как недостаточная адаптивность поведения, жесткость, тугоподвижность, стереотипия.
При решении мыслительных задач ригидность проявляется в привязанности к рутинным способам действия, неспособности изменять установку, недостаточности вариабельности реакции, конкретности мышления [9].
Формируясь в подростковом возрасте, самооценка подростка развивается в соответствии с внутренними свойствами личности и его сферой социализации, определяя отношение людней к индивидууму и одновременно является следствием отношения к данной личности со стороны других индивидуумов.
Целью работы является изучение взаимосвязи самооценки подростков, лабильности их интеллекта, ригидности мышления.
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
изучить особенности мышления в подростковом возрасте;
определить особенности формирования интеллекта подростков;
выявить особенности самооценки подростков;
выявить взаимосвязь интеллекта, ригидности мышления, самооценки подростков.
Объект исследования: подростки с разным уровнем самооценки.
Предмет исследования: соотношение показателей ригидности мышления и интеллектуальной лабильности у подростков с разным уровнем самооценки.
ГЛАВА 1. МЫШЛЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Особенности подросткового возраста
Подростковый период жизни представляет собой переходный этап между детством и зрелостью. Поэтому подростковый возраст всегда рассматривался как критический. Пубертатный кризис в значительной мере отличается от кризисов младших возрастов, поскольку он самый острый и длительный. Это обусловлено комплексным воздействием на подростка различных соматических, психологических и социальных факторов.
Подростковый возраст является особым возрастом в развитии ребенка, поскольку представляет собой сложный, переходный период от детства к взрослости. Все направления в этот период (физическое, умственное, нравственное, социальное) характеризуются становлением качественно новых образований, появлением элементов взрослости в результате перестройки самосознания, организма, отношений с взрослыми и товарищами, интересов, способов социального взаимодействия, познавательной и учебной деятельности, содержания опосредствующих поведение морально-этических норм, деятельности и отношений [34, 37].
Л.С. Выготский делит подростковый возраст на две фазы: негативную (фазу влечений) и позитивную (фазу интересов) [7,8].
Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин полагают, что подростковый возраст состоит из двух фаз: 12-15 лет и 15-17 лет.
А.Е. Личко определяет подростковый возраст как 12-17 лет и подразделяет его на следующие фазы: предподростковую – 10-11 лет, младшую подростковую – 12-13 лет, среднюю подростковую – 14-15 лет, старшую подростковая – 16-17 лет и послеподростковую – 18-19 лет [18].
У подростков возникает потребность в самостоятельном, активном, творческом познании, реализующемся в определенной мере в учебной деятельности, которая переходит на более высокий уровень, особенно в период подросткового возраста и для подростка приобретает новый личностный смысл наличии эффективного психолого-педагогического воздействия, превращаясь в деятельность по самосовершенствованию и самообразованию.
Основным лейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становится изменение Я–концепции, формирование нового самосознания, пока достаточно неустойчивого, возникновение попыток понять самого себя и свои возможности. Этот возраст характеризуется становлением сложных форм аналитико–синтетической деятельности, характеризуется формирование абстрактного, теоретического мышления. Очень важное значение в этом возрасте приобретает возникающее у подростка чувство принадлежности к особой „подростковой“ общности, ценности которой составляют основу для собственных нравственных оценок.
Формальные операции, возникающие в процессе развития интеллекта ребенка, устанавливаются в возрасте 12–15 лет. Эти структуры проявляются в способности ребенка рассуждать гипотетически и независимо от конкретного положения вещей.
Формальные структуры составляют основу логики взрослого человека, являются основой элементарного научного мышления. Скорость, с которой ребенок проходит последовательные ступени развития в разных культурах может быть различной. Дети различаются также и с точки зрения тех областей деятельности, которые отвечают их способностям или выбранной специальности, где ими будут использованы формальные операции.
Науке уже достаточно хорошо известны происходящие в подростковом возрасте существенные изменения, которые показывают, в какой большой степени затрагивает все стороны психического и психофизиологического развития эта важная фаза онтогенеза.
Подростковый возраст характеризуется продолжением развития логического мышления, которое имеет характер теоретически-рефлексивного.
Операции, приобретенные в младшем школьном возрасте, носят формально-логический характер, а рассуждения абстрагируются от
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Апетян М. К. Взаимосвязь самооценки и уровня развития мышления подростков // Молодой ученый. – 2014. – №1. – С. 622-624. – URL https://moluch.ru/archive/60/8845.
2. Бек А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. – СПб., 2002
3. Бек Дж. Когнитивная терапия: полное руководство. – М., 2006.
4. Братусь Б.С. Русская, советская, российская психология. – М., 2000
5. Воронина А. В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы. – Томск, 2002
6. Выготский Л. С. Педология подростка // Выготский Л. С. Собрание сочинений : в 6 т.Т. 4. С. 37.
7. Выготский Л. С. Проблема возраста // Выготский Л. С. Собрание сочинений : в 6 т.Т. 4. С 258.
8. Двойнин А.М., Данилова Г.И. Эмоциональный интеллект и рефлексивность студентов-психологов // Вестник ПСТГУ, 2012; вып. 1 (24). С. 121-134
9. Залевский В.Г. Психическая ригидность-флексибильность в структуре личности людей с субъект-субъектной профессиональной ориентацией. – Томск.: 1999
10. Залевский Г.В. Личность и фиксированные формы поведения. – М., 2007
11. Залевский Г.В. Теория субъекта и фиксированные формы поведения. // Психологический журнал. 2003. Т. 24, №3. – С. 32-36
12. Залевский Г.В., Козлова Н.В. Психическая ригидность-флексибильность как акмеологический инвариант профессионализма. // Сибирский психологический журнал. 2005. №22 – С. 146-149
13. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. – М., 2004
14. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики. // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 45-57.
15. Коржова Е.Ю. Здоровая личность: теоретические модели // Здоровая личность / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб, 2013. С. 146-173
16. Корниенко Д.С. Личностные предикторы психологического благополучия. // Фундаментальные исследования. 2014. Вып. №11-2. С. 429-432
17. Кулаков С.А. Основы психосоматики. – СПб., 2005.
18. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера
у подростков.-Л., 1983.-С. 36-50.
19. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3- 22
20. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. – СПб, 2002
21. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: Справочник практического психолога – М., 2010.
22. Никифоров Г.С. Становление психологии здоровья в России // Здоровая личность / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб, 2013. С. 8-26
23. Олпорт Г. Личность в психологии. – М., 1998.
24. Психологическая адаптация и психологическое здоровье человека в осложненных условиях жизненной среды. Коллективная монография. – М., 2011
25. Пуговкина О.Д., Шильникова З.Н. Концепция mindfulness (осознанность): неспецифический фактор психологического благополучия // Современная зарубежная психология. 2014. Т.3. №2. С. 18-28
26. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. – СПб, 2001.
27. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. – СПб., 1999.
28. Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство. – М., 2005.
29. Сокольская М. В. Личностное здоровье человека (теоретический аспект : моногр.) – Хабаровск, 2007.
30. Тучина О.Р. Самоинтерпретация и рефлексивность // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. №5(13)
31. Фесенко П.П. Имеет ли понятие психологического благополучия социально-культурную специфику? // Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 4. С. 132–138.
32. Шапиро Д. Автономия и ригидная личность. – М., 2009
33. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. 2005, №3. С. 95-130
34. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн. – 3-е изд. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2006.
35. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ.высш.пед.учеб.заведений. – 2-е изд.стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
36. Психологический словарь. / Под. ред. В.В Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР. М: Педагогика, 2009
37. Смирнова Н.Л. Социальные репрезентации интеллектуальности (на примере российской выборки)//Психологический журнал. - 2007. - Т.15. - №6.
38. Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб., 2000.
39. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. - СПб., 2005.
40. Щебланова Е.И. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов. - М., 2008.