Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вопросы истории религиозного сектантства рассмотрены в исследовании А. В. Крюкова, научный анализ отдельных религиозных сект осуществлен в работах Л. Григорьевой, А. Жукова, Д. Курачева, В. Матвеева, А. Саввина, О. В. Якубы, проблема выявления критериев деструктивности религиозных новообразований в контексте парадигмы национальной безопасности отражена в исследовании В. И. Ибрагимова, сущность и пути преодоления религиозного фанатизма рассмотрена в работе М. Н. Кузнецовой, проблема религиозного экстремизма отражена в работе Т. А. Скворцовой, теоретические и организационные аспекты подготовки будущих социальных педагогов к профилактике вовлечения молодежи в религиозные секты освещены в исследовании Ж. В. Садовниковой.
В работах Н. В. Петровой раскрываются особенности социального контроля деструктивной деятельности новых религиозных организаций, а А. Н. Сыроваткин определяет деструктивное влияние нетрадиционных религиозных движений на духовную безопасность современного российского общества. Часть исследований посвящена изучению криминогенного потенциала религиозных сект (А. В. Демидов, М. М. Василенко). Несмотря на это, очевиден дефицит объективной информации о сущности религиозных сект, социальных причинах их возникновения и особенностях проявления, закономерностях генезиса и последствиях воздействия на отдельную личность и общество в целом, недостаточный уровень компетентности педагогических кадров для организации работы, направленной на предупреждение распространения сектантского влияния среди учащихся.
Преодоление негативного влияния религиозных сект возможно при консолидации усилий со стороны всех заинтересованных социальных институтов, так как усвоение негативных поведенческих установок может привести к утрате национальной культуры, самобытности, идентичности, ментальности. При этом первостепенная роль в предупреждении вовлечения детей и молодежи в религиозные секты должна принадлежать педагогическим формам и методам работы. Педагогическая профилактика вовлечения учащихся в деструктивные религиозные организации, рассматриваемая как часть общей системы воспитания, направлена на формирование гуманистических ценностных ориентаций, позитивной самооценки и культуры поведения, способствующего повышению автономности личности и обеспечению психологической защиты в ситуациях риска, на развитие навыков противостояния групповому давлению, конструктивному решению конфликтных ситуаций.
Предмет: креативность.
Объект: креативность как средство профилактики деструктивных религиозных культов.
Цель: Креативность как средство профилактики деструктивных религиозных культов.
Задачи:
Гипотеза: развитие креативности является эффективным средством профилактики деструктивных религиозных культов.
Глава 1. Теоретические аспекты креативности как средства профилактики деструктивных религиозных культов
1.1 Анализ понятия креативности
Понятие «креативность» сравнительно недавно вошло в оборот экономики, однако очень плотно и основательно закрепился в данной сфере. Определение креативности в качестве весомого элемента в области экономики является основой непрерывного процесса перемен.
Чтобы полно раскрыть суть креативности с экономической точки зрения, обратимся к ряду определяющих понятий данного объекта. Согласно словарю Уэбстера, креативность – это способность создавать значимые новые формы. Для Олдхема и Каммингсона креативность является важным фактором для реализации инновационного процесса на стадии генерирования идей. Авторы утверждают, что новизна продукта, идеи или процесса может быть установлена, если они представляют собой значимую новую комбинацию уже существующих свойств или материалов или же содержат совершенно новые свойства или материалы. При этом креативность характереизует достижения на уровне личности, а успешное внедрение креативных идей на уровне организации определяются как инновация [1].
Т.Амабайл сформулировал креативность как производство новых и уместных идей в каждой области человеческой деятельности. Дина Саймонтон определил креативность как акт привнесения в мир чего-то нового, эффективного, полезного и неожиданного. По мнению Джона Хокинсона, креативность – это способность порождать что-то новое, что означает создание одним человеком или группой людей изобретений или идей, которые являются индивидуальными, оригинальными и осмысленными [4].
Р.Симпсон сформулировал термин«креативность» как способность человека отказаться от стереотипных способов мышления. Д.Гилфорд считает, что креативность многомерна и включает в себя готовность рисковать, развитую интуицию, умение быстро переключаться с одного объекта на другой, быстро находить решения возникающих социальных и экономических задач. С.Тейлор, как и Д.Гилфорд, рассматривал креативность не как единый фактор, а как совокупность способностей, каждая из которых может быть представлена в разной степени при решении возникающих задач.
По Е.Торренсу, креативность - это способность к обостренному восприятию недостатков, проблем, пробелов в знаниях, в процессе идентификации недостающей информации.
Д.Ренцулли рассматривает креативность как особенности поведения индивидуума, которые выражаются в оригинальных способах получения продукта: достижение решения проблемы социального или экономического характера в результате новых к ней подходов с разных точек зрения. А.Медник оценивает креативность как процесс реконструирования элементов в новых комбинациях, отвечающим покупательским потребностям. По мнению В.Франкла, креативные люди способны вносить в свою деятельность системные изменения, они готовы к инновациям в профессиональной деятельности [2].
Анализируя многочисленные источники, раскрывающие сущность креативности, учитывая мнение многих ученых, исследовавших проблему креативности, приходишь к выводу, что именно креативность является источником новых технологий, отраслей и материальных благ, экономических преимуществ, а следовательно, движущей силой перемен. И в заключении, хотелось бы выразиться словами, Ричарда Флорида утверждавший, что «креативность дает нам силу сделать мир лучше». Но для этого «необходимо задуматься о том, на какие цели мы направляем свою креативность. В ней скрыта огромная ценность, которую нельзя растрачивать впустую, и могучая сила, применять которую можно лишь тщательно взвесив все вероятные последствия [3].
Сегодня наблюдаются динамичные изменения образовательного пространства, которые становятся поликультурными, обуславливая новые принципы и цели общего образования, которое, наряду с высшей школой, стремится войти в мировое образовательное пространство. Интенсивное развитие поликультурного образовательного пространства обусловило становление новой образовательной парадигмы, ориентированной на вхождение России в мировое образовательное пространство.
Множественные исследования показали, что способствовать решению данной задачи должно инновационное образование, отличительной чертой которого является акцент на развития духовности, творчества и креативности личности. Вопрос о способах развития креативных и творческих способностей личности изучался на всех этапах развития педагогики как науки и общества в целом. Однако, не смотря на то, что многие авторы отмечают термины «творчество» и «креативность» тождественными, в настоящей статье мы докажем, что их стоит разграничивать. Для начала рассмотрим наиболее авторитетные определения креативности и творчества, данные разными авторами в рамках различных подходов. Понятие «креативность» впервые было использовано в 1922 г. Д. Симпсоном.
Креативность (от лат. creatio – созидание) – это то, что помогает человеку не довольствоваться имеющимися ответами, а побуждает находить новые оригинальные решения, формулировать необычные идеи. Так, К. Роджерс [4] говоря о креативности подразумевает способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. Креативность (от лат creatio - созидание) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора.[3]
Креативность в узком значении – это дивергентное мышление (точнее, операции дивергентной продуктивности, по Дж. Гилфорду), представляет собой готовность индивида генерировать множество различных неординарных жизнеспособных решений для одной и той же задачи. Креативность в широком смысле слова – это творческие интеллектуальные способности, в том числе способность привносить нечто новое в опыт (Ф. Баррон), способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения и постановки новых проблем, способность осознавать пробелы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации (Е. Торренс), способность отказываться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд). [4]
Под креативностью в психологии и педагогике подразумевается:
- создание нового из привычного;
- решение проблемы неординарными способами;
- отказ от стереотипов;
- оригинальность и гибкость мышления;
- непривычный анализ и синтез;
- интуитивный выбор единственно верного решения;
- генерирование огромной массы идей.
В бытовом смысле под креативностью понимают сообразительность, смекалку. В этом смысле понятию креативность придается акцент именно мыслительной деятельности.
Это умение человека так использовать сложившиеся обстоятельства, предметы, обстановку, условия, чтобы решать задачу самым выигрышным, остроумным и нетривиальным способом. Творчество представляет собой вдохновение автора, его способности, его особое видение ситуации или объекта. Как правило, творческие люди – режиссеры, актеры, поэты - создают свои шедевры, руководствуясь только собственным настроением и эмоциями. Они находятся «под влияние музы», действуют интуитивно, по наитию. Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.
Творчество специфично для человека, т. к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности [7]. Творчество - это способность человека из доставляемого действительностью материала созидать (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяемую многообразным общественным потребностям [5]. Выделяя признаки творческого процесса, большинство авторов подчеркивают его спонтанность, бессознательность, неконтролируемость волей и разумом [2].
Другими словами, в момент творчества человек не в силах управлять потоком возникающих образов, при этом сознание в этот момент пассивно и лишь выполняет процесс восприятия нового продукта. Новизна - одна из ведущих характеристик творческой личности. Она может возникнуть как в процессе творчества, так и в качестве конечного продукта. Суть творчества заключается в умении открывать новые идеи и находить оригина
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Айбатыров К.С. Современные научно-педагогические представления о креативности // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2014. №2. 57-62 с.
2. Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. — Минск: «Беларусь», 1994.
3. Барышева Т.А., Шекалов В.А. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей. / Сост. Т.А. Барышева, В.А. Шекалов. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 416 с.
4. Викентьев И. Л., Кайков И. К. Лестница идей: Основы ТРИЗ в примерах и задачах. — Новосибирск, 1992.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. М.: Просвещение, 1991. 92 с.
6. Гетманская Е.В. Творческий процесс: признаки, этапы, критерии // Вестник вятского государственного университета. 2010. 4 с.
7. Гин А. А. Приемы педагогической техники. — М.: «Вита-Пресс», 1999.
8. Дерзкие формулы творчества: Сборник/Составитель Селюцкий А. Б. — Петрозаводск: «Карелия», 1987.
9. Докинз, Р. Бог как иллюзия / Р. Докинз - М. : КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2014. - 560 с.
10. Иванов Г. И. ...И начинайте изобретать! — Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд., 1987.
11. Перерва О.Ю. Понятие «творчество» и его сущность // Успехи современного естествознания. 2004. – № 7 126-128 с.
12. Погорелая Т.С. Развитие креативных способностей детей как социально-педагогическая проблема / Т.С. Погорелая // Достижения науки и образования. 2018. № 8(30). 7. Прохоров А.М. Большой Энциклопедический Словарь: Норинт, 2004. 814 с.
13. Правила игры без правил: Сборник/Составитель Селюцкий А. Б. — Петрозаводск: «Карелия», 1989.
14. Саламатов Ю. П. Как стать изобретателем?: Книга для учителя. — М.: «Просвещение», 1990.
15. Торчинов, Е.А. Религии мира : Опыт беспредельного. Психотехника и трансперсональные состояния / Е.А. Торчинов. - СПб. : «Азбука-классика», «Петербургское Востоковедение», 2007. - 544 с.
16. Трифонов Д. Н. Сборник задач из НФЛ: 43 задачи для развития воображения. — Санкт-Петербург: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.
17. Туркулец, А.В. Религиозная вера как основание когнитивной свободы личности / А.В. Туркулец, С.Е. Туркулец // Религия и общество - 11 : сборник научных статей / под общ. ред. В.В. Старостенко, О.В. Дьяченко. - Могилев : М ГУ имени А.А. Кулешова, 2017. - С. 230-232, 380.
18. Уилсон, К. Оккультное / К. Уилсон. - М. : Республика; ТЕРРА - Книжный клуб, 2001. - 528 с.